Лондонское метро - событие в мире транспорта и дизайна

10 января 1863 года 30 тысяч жителей Лондона впервые почувствовали себя пассажирами метро. Это эпохальное событие в истории транспорта, но и не менее важное в истории дизайна — ведь сформировать целостный образ «подземки» задача дизайнеров — графических, промышленных, коммуникационных, интерьерных и т.д.

Лондонская подземка стала первым в мире метро, первой перевела поезда на электрическую тягу, установила высокие стандарты оформления графического дизайна, на которые стали равняться крупнейшие транспортные системы мира. Графическая история лондонского метро началась в 1908 году, постоянно развиваясь стала образцом визуальной коммуникации.

Эта статья посвящена развитию логотипа Лондонской подземки.

С чего все началось?

В конце 19 века ведущая автобусная компания Лондона - London General Omnibus Company начала переход от лошадиной тяги на двигатели внутреннего сгорания. Желая отразить произошедшие технологические перемены, компания создает логотип, который выделяет ее среди конкурентов. В 1905 году некий Мистер Крейн создал символ - логотип, представляющий собой украшенное крыльями автобусное колесо, пересеченное планкой. В основу логотипа лёг древнегреческий миф о Гермесе - боге торговли, счастливого случая и обладающего талантом быстрого перемещения.

Лондонское метро - событие в мире транспорта и дизайна

Так появился предшественник культового логотипа лондонского транспорта. В 1908 году адаптированный автобусный символ спустился в подземелье. Он представлял собой сплошной красный диск, пересеченный по центру синей полосой с названием станции. Логотип позволял проще ориентироваться среди множества рекламных плакатов, которыми были заклеены почти все стены платформ, доступные взору.

Лондонское метро - событие в мире транспорта и дизайна

В этот период в строительстве лондонской подземки принимало активное участие несколько частных компаний, каждая из которых отвечала за строительство разных линий. Именно поэтому у подземки не было единого установленного стиля. Например, на линии Metropolitan Railway вместо круга использовался красный ромб.

Лондонское метро - событие в мире транспорта и дизайна

Позже руководители компаний, строящих подземку, пришли к решению использовать для нее единое название «Underground». Это можно считать объяснением, почему лондонская подземка не стала «метро». В начале 1910-х логотип «UndergrounD» с прописными буквами U и D появился на вывесках снаружи станций, на рекламных материалах и на «яблочке», что стало серьезным шагом в сторону связной айдентики.

ИСТОЧНИК: LONDON TRANSPORT MUSEUM
ИСТОЧНИК: LONDON TRANSPORT MUSEUM

В 1913 году Фрэнк Пик, отвечавший за паблисити лондонского метро, нанял каллиграфа Эдварда Джонстона. Он разработал фирменный шрифт для подземки. Создавая шрифт, Джонстон старался добиться абсолютной функциональной четкости. Были использованы самые простые формы из возможных: M - идеальный квадрат, O - идеальный круг и все буквы обладают схожими чертами.

Лондонское метро - событие в мире транспорта и дизайна

В 1933 году частные транспортные компании Лондона вошли в состав Департамента лондонского пассажирского транспорта (LPTB) - независимую государственную корпорацию, отвечающую за весь общественный транспорт Лондона. Компания ввела в обращение новый логотип, не имеющий ничего общего с вариантом Джонстона.

К счастью, его использовали всего несколько месяцев. Фрэнк Пик, ставший к этому времени генеральным директором LPTB, настоятельно рекомендовал вернуться к предыдущему варианту. Немногим позже LPTB изменила имя на London Transport, а в 1947 году, после Второй Мировой войны, компания была национализирована. Гарольд Хатчисон, отвечавший за PR в London Transport упростил логотип и свел все указатели станций к единому стандарту, в частности все буквы стали одного размера, а сам логотип стали печатать на едином прямоугольном листе.

Лондонское метро - событие в мире транспорта и дизайна

До 1957 года, по рекомендациям Хатчинсона, надпись «Underground» была заменена на «London Transport», но в остальном логотип с того времени уже не подвергался значительным переменам. В 1970-х в связи с развитием офсетной печати фотонабор вытеснил металлические и деревянные литеры, для которых изначально создавался шрифт Johnston, поэтому в 1979 году шрифт был изменен на обновленный New Johnston, который используется по сей день.

Лондонское метро - событие в мире транспорта и дизайна

В 2003 году лондонская подземка стала частью государственной организации Transport for London (TfL), в которую вошло большинство транспортных услуг Лондона. Каждый вид транспорта получил свой «кружок» определенного цвета.

2020
7 комментариев

Больше таких постов 👏👏👏

3
Ответить

Хорошая история со счастливым концом) Ещё бы со звуком в метро они что-нибудь интересное сделали, а то из-за огромного количества остановок все предупреждения в духе «Mind the gap» быстро приедаются и перестают восприниматься.

2
Ответить

В Питере всё проще
«М» значит Метро)

1
Ответить

Да фиг бы со звуком, сделали бы что-нибудь с уборкой! Там же грязно до жути, причём даже на центральных станциях!
А статья — хорошая, молодцы. Напишите про столичное и ленинградское, у нас явно с дизайном сложилось не хуже в этой части.

1
Ответить

Интересно было узнать про шрифт с вековой историей и его развитие!

1
Ответить

Напишите про столичное, пожалуйста!

1
Ответить

обязательно. Скоро начнем готовить материал.

Ответить