Почему инвесторы не дают денег стартапам

Привет, я Владимир Миллиардович. Инвестирую в стартапы и пишу об этом в телеге. Предприниматели часто просят у меня денег. Вместе с тремя инвесторами расскажу, какие ошибки они допускают и кому я не даю ни рубля.

Почему инвесторы не дают денег стартапам

Ошибка №1. Вы вешаете лапшу на уши инвестору

Стартаперы думают, что инвесторы ― бездушные пни, которым некуда девать деньги. Но мы тоже люди. У нас есть мечты. Например, купить яхту, построить город или слетать на Луну. Когда мы смотрим очередной питч-дек, мы выбираем между своей мечтой и вашей. Поэтому ваше предложение должно будить азарт. Оно должно быть так же привлекательно, как полет на Falcon 9.

Типичная ошибка: основатель просит денег, но сколько получит инвестор ― не рассказывает
Типичная ошибка: основатель просит денег, но сколько получит инвестор ― не рассказывает

Чем можно разжечь огонь в сердце инвестора? Конечно, цифрами: прибылью, количеством клиентов. Приукрашивать действительность не стоит.

Бывают неадекватные заявки, когда оценка компании считается с какими-то просто космическими мультипликаторами к выручке. Скажем 100-150 выручек годовых. Если зайти по такой оценке, то либо проект должен будет сильно вырасти, либо инвестиция будет окупаться очень долго.

Всеволод Баев, инвестор, сооснователь инвестиционного клуба Dome Foundation

Лучшая история в питч-деке ― та, что подкрепляется фактами.

Частая ошибка в презентации — различие между основным тезисом и подкреплением. Например, когда стартап пишет, что основатели уже запустили несколько успешных проектов, но никак не подкрепляет это цифрами и фактами. Если проверить информацию невозможно — я сразу отказываю

Богдан Яровой, бизнес-ангел, в портфеле проект Transfergo.com
<p>Красивый график никому не нужен, если вы не готовы подтвердить каждую цифру</p>

Красивый график никому не нужен, если вы не готовы подтвердить каждую цифру

Совет

— Спросите себя: а что в моём проекте разбудит азарт инвестора?

— Честно расскажите о проекте.

— Подкрепляйте доказательствами цифры и факты в питч-деке: дайте ссылки на свои предыдущие проекты и публичные отчёты, приложите скрины публикаций.

Хочешь прожарку питч-дека от действующего инвестора? Присылай питч-дек в личку, 3 самых интересных проекта разберу в своём Telegram-канале. Подписывайся, чтобы не пропустить.

Ошибка №2. Презентация сумасшедшего на 60 слайдов

Предположим, вы заходите с питчем к незнакомому инвестору. Вы хотите похвалить себя и продукт. Очень увлекаетесь и делаете презентацию на 100500 слайдов мелким шрифтом с инфографикой и ссылками на исследования. В конце вспоминаете что-то из курсов по вёрстке презентаций и добавляете мем с котом.

В день мы, инвесторы, получаем 75-92 питчей. На изучение одного проекта уходит 2 минуты 12 секунд ― это если глаз цепляется за что-то интересное. Презентации на 100500 слайдов мелкого текста летят в корзину сразу.

Куча текста, набранного мелким шрифтом, ― но кто его будет читать? Точно не я
Куча текста, набранного мелким шрифтом, ― но кто его будет читать? Точно не я

Сергей Дашков ― крупный венчурный инвестор, в его портфеле ― стартап Sarafan Technology и Engage VR. Сейчас Сергей не ищет новые мишени, а продолжает вкладываться в проекты из портфеля, но по моей просьбе он согласился дать несколько советов стартаперам.

Материал должен быть ёмким и в идеале умещаться на 8-10 слайдов. Подойдёт даже формат одной страницы, если основателю удастся в нескольких строчках объяснить, чем он занимается.

Сергей Дашков, владелец «СДС-ФУДС», дистрибьютора чая «Ахмад Ти», и сети кофеен

Стремясь к краткости, не выкидывайте важные блоки питч-дека:

Есть стандартный дек с обязательными разделами: данные по рынку, продукту, бизнес-модели, команде, юнит-экономике, коротким описанием финмодели и инвестиционного запроса. Если каких-то разделов не хватает, то на первом этапе инвестор не сможет составить хоть сколько-то полное представление о проекте, и, соответственно, принять решение

Всеволод Баев, инвестор, сооснователь инвестиционного клуба Dome Foundation

Совет

— Делайте короткие презентации на 8-10 слайдов.

— Возьмите шаблон питч-дека из интернета. Например, шаблон компании «Питч», которая делает презентации для стартапов.

— Проверьте блоки с юнит-экономикой, оценкой рынка и финмоделью три раза. Если не уверены в себе, возьмите консультацию у эксперта.

Ошибка №3. Фаундер кинул партнёров на деньги и бил жену

Мы всегда пробиваем основателей компаний, которые приходят к нам за инвестициями. Бывало всякое. Основатель с инвестиционным запросом в 2 миллиона евро, который прятался от алиментов. Предприниматели-должники, которые сменили телефон, чтобы скрыться от подрядчиков. Даже фаундер крипто-стартапа, который баловался наркотиками и вышел из клиники за месяц до фандрайза.

Фаундер без долгов и тайных зависимостей, да ещё и с хорошей командой ― повод присмотреться к проекту. Даже если такой проект лично не интересен, перекину своим.

Я всегда проверяю, какой человек ко мне обратился. Тут важно всё: то, как он ведёт свой бизнес, как сотрудничает с партнёрами. Любая тёмная история станет известна, и тогда дверь перед этим стартапом закроется

Сергей Дашков, владелец «СДС-ФУДС», дистрибьютора чая «Ахмад Ти», и сети кофеен

Бывают случаи, когда тематика стартапа не вписывается в то, чем я обычно занимаюсь. Тогда я обращаю внимание на личность основателя: были ли у него успешные проекты, что о нём говорят другие инвесторы, какую команду он смог собрать. Если получаю прекрасные отзывы о его предыдущих проектах, то проинвестирую этот стартап даже на ранней стадии

Богдан Яровой, бизнес-ангел, в портфеле проект Transfergo.com

Совет

— Если есть долги ― верните, если поссорились с сотрудниками или партнёрами ― загладьте вину. Тёмные истории всегда всплывут.

Ошибка №4. Вам плевать на интересы инвестора

Мой друг вкладывается только в проекты в фудтехе ― это его область. Но примерно треть его лички ― запросы от стартапов из финтеха, фемтеха, Web3. Его ассистент чистит входящие от них каждое утро.

Просите у инвестора миллион ― хотя бы поинтересуйтесь, кто он такой. У питч-дека по моему профилю есть больше шансов получить ответ. Даже если дело не дойдет до денег, дам толковый совет.

Основной поток запросов, которые приходят ко мне, — это тёплая база. Например, стартап может выйти на меня через людей из отрасли: экспертов, трекеров или других инвесторов или через основателя, с которым мы работали раньше. При этом важно, чтобы стартап указал, почему обращается именно ко мне

Богдан Яровой, бизнес-ангел, в портфеле проект Transfergo.com

Совет

— Гуглите, в какие бизнесы вкладывается инвестор и какие рынки ему интересны до того, как отправить питч-дек.

Ошибка №5. В вашей команде только кошка и сосед-алкоголик

Пока вы сами пилите продукт, нормально, что в вашей команде только вы, ваша кошка, фрилансер из Индии и сосед-алкоголик.

Как мне понять, что эти люди смогут затащить проект?
Как мне понять, что эти люди смогут затащить проект?

Если хотите масштабироваться и просите на это денег, вам понадобится сильная команда. Похвалитесь перед инвестором людьми, объясните, почему у них все получится.

Мы оцениваем, насколько опытная команда, сможет ли она операционно вытащить бизнес. Порой даже смотрим на психоэмоциональное состояние людей

Всеволод Баев, инвестор, сооснователь инвестиционного клуба Dome Foundation

Ключевая ставка — это люди. Рынок может поменяться, меняется аппетит инвесторов. Поэтому основатель и его команда — это то, на что надо делать упор

Богдан Яровой, бизнес-ангел, в портфеле проект Transfergo.com

Cовет

— Найти эксперта за долю в стартапе — реальная практика.

Если вам понравился этот разбор – подписывайтесь на мой канал. Пишу про стартапы, делюсь аналитикой и рассказываю, кому дал бы денег. Без воды и по делу.

66
4 комментария

Да...стартапам сейчас явно не сладко. Особенно, если ещё и в питч-деке ошибки.

Интересно, что такого можно написать в презе на 60 слайдов. Наверное, это для тех, кто любит похвалить себя))

Вот и не могу понять, сейчас как будто всем всё равно на прибыль инвесторов, акционеров, все хотят деняк, но работать не хотят

Модель стартапов устарела, по всему миру идёт её крах. Скоро инвесторы сами будут охотиться за стартаперами.