От чего зависит стоимость товарного знака

При заключении сделок с товарными знаками часто возникает вопрос о справедливой цене сделки. Здесь мы рассмотрим основные ценообразующие факторы, оказывающие наибольшее влияние на цену используемого товарного знака (ТЗ).

Оценка товарного знака

Задача точного определения рыночной стоимости товарного знака довольно сложна и обычно решается с помощью профессионального оценщика. Здесь же мы рассмотрим лишь основные факторы, которые оказывают влияние на цену при заключении сделок с товарными знаками.

Если же вы хотите более детально изучить проблематику оценки ТЗ, то на странице, посвященной оценке товарного знака, обсуждаются в деталях многие вопросы по данной теме, а также имеется онлайн калькулятор для быстрой самостоятельной оценки товарного знака.

Различные права на товарный знак

При любой сделке с товарным знаком речь идет о передаче (постоянной или временной) некоего набора прав на товарный знак. Это может быть как исключительное право в трактовке статьи 1229 части IV ГК РФ, так и неисключительное право – некоторый «урезанный» по отношению к исключительному праву набор возможностей законного использования товарного знака, передача которого происходит по лицензионному договору (часто неисключительное право называют правом использования по лицензии, или просто лицензией).

Для того чтобы лучше почувствовать качественную разницу между исключительным и неисключительным правом на интеллектуальную собственность, разновидностью которой являются товарные знаки, можно представить, что исключительное право – это аналог права собственности на недвижимость, оно дает максимально возможный контроль над объектом. Неисключительное право можно сравнить с арендой недвижимости – оно дает лишь ограниченную возможность использовать товарный знак, а условия и ограничения такого использования определяются при заключении лицензионного договора.

При определении цены товарного знака в сделке, всегда сначала определяют, какое именно право на товарный знак будет передано в рамках сделки – исключительное или неисключительное. Неисключительное право (лицензия) при прочих равных условиях всегда будет стоить дешевле, чем исключительное право.

Факторы, влияющие на стоимость исключительного права на используемый товарный знак

При сделках с исключительным правом, цена используемого товарного знака в первую очередь зависит от следующих основных показателей:

1. Количество товаров и объем выручки от реализации товаров, выпускаемых под данным товарным знаком за год (чем больше, тем выше может быть стоимость ТЗ).

2. Длительность присутствия на рынке товаров под данным товарным знаком (чем дольше используется ТЗ, тем выше может быть его стоимость).

3. Стабильность и положительная динамика роста продаж товаров, выпускаемых под данным товарным знаком, увеличивают его стоимость, а нестабильные от года к году продажи с отрицательной динамикой – уменьшают. Эти факторы оцениваются как с ретроспективной точки зрения (какими они были в прошлом), так и с точки зрения ожидаемых результатов в будущем.

Факторы, влияющие на стоимость лицензии (неисключительного права) на товарный знак

В лицензионном договоре могут быть описаны практически любые ограничения по использованию товарного знака, здесь же мы перечислим наиболее часто встречающиеся ограничения, от которых в большей степени зависит цена лицензии – чтобы не переплачивать, лицензиат обычно выбирает такой объем прав, который ему действительно нужен и не более.

При продаже лицензий, цена в первую очередь зависит от следующих основных показателей:

1. Известность и распространенность ТЗ на рынке – измеряется давностью присутствия ТЗ на рынке, номенклатурой, количеством товаров и объемом выручки от реализации товаров, выпускаемых владельцем исключительного права под данным товарным знаком за год (чем больше, тем выше может быть стоимость лицензии на ТЗ).

2. Объем передаваемых по лицензии прав – исключительная или неисключительная лицензия. Исключительная лицензия (выдается одному лицензиату и больше никому) стоит дороже, чем неисключительная (может выдаваться неограниченному числу лицензиатов).

3. Территория действия лицензии – регион, страна, группа стран или весь мир. Чем шире территория действия лицензии, тем выше ее цена.

4. Ограничения по времени действия лицензии. Все лицензии ограничены сроком действия правовой защиты в отношении исключительного права на ТЗ. Как правило, лицензии выдаются на сроки заметно меньшие, чем срок действия исключительного права – чем короче срок действия лицензии, тем она дешевле.

Таким образом, мы кратко рассмотрели качественное влияние факторов, оказывающих наибольшее воздействие на цену товарного знака. Если вы захотите ознакомиться вопросами оценки товарных знаков более детально, то это можно сделать по ссылке, приведенной в начале статьи.

Итоговые выводы

1. При определении цены товарного знака, сначала нужно четко определить какое именно право будет передано в рамках сделки – исключительное или неисключительное (лицензия).

2. Неисключительное право на ТЗ всегда стоит меньше, чем исключительное.

3. Главный ценообразующий фактор для любого вида права в отношении товарного знака – это известность ТЗ (распространенность на рынке), количественным показателем которой может служить объем выпускаемых товаров и годовая выручка от их реализации.

Начать дискуссию