Как ходить на собеседования и не сходить с ума от тревоги

Привет, на связи Вова Ермилов из ОКейси (Senior PM YouTalk, CPO Eatagram, ex. Joom.com). Сегодня разберёмся, как справляться со стрессом на собеседованиях и не винить себя в случае отказа.

Эта статья из двух частей: в первой части расскажу, что от тебя реально ждут на собеседованиях и как можно облегчить себе жизнь. А во второй — поделюсь кратким саммари совместного эфира с психологом Дашей Герштейн, в котором мы обсудили, как бороться с тревогой на интервью.

Знай, если после собеседований ты ещё 2 часа приходишь в себя, сокрушаешься, что нёс какой-то бред, а после отказа твоя кукуха отправляется в стратосферу — эта статья для тебя.

Кстати, я веду телеграм-канал, где рассказываю о продуктовом подходе, собеседованиях и о том, как получить заветный оффер от компании мечты, заглядывай.

Страх собеседования: взгляд продакта

Страх и тревога перед собеседованиями плохо сказываются не только на ментальном здоровье, но и результатах интервью: продакту важно уметь правильно себя подавать. Тебе предстоит управлять командой и проектами, выступать на конференциях перед важными людьми и грамотно отказывать партнерам и коллегам. Для этого важно уметь справляться со стрессом, расскажу, что на мой взгляд может в этом помочь.

1. Никто не хочет тебя завалить

Самое первое, что нужно сделать перед походом на собеседование — понять и признать, что у рекрутера и нанимающего менеджера нет задачи тебя завалить. Их единственная цель — закрыть вакансию.

Как ходить на собеседования и не сходить с ума от тревоги

Как нанимающий менеджер делюсь инсайдерской информацией — найм сотрудников очень дорогостоящее мероприятие. Рекрутеры не будут тратить время и деньги, чтобы просто тебя помучить и потешить своё ЧСВ, они пытаются оценить твои скиллы. И да, если тебя пригласили на собеседование, значит, работодатель уже видит в тебе профессионала, потенциально готового занять должность.

2. Честность располагает

Если ты уже трясёшься на интервью, первое, что тебе поможет — банальная честность. Спокойным голосом (без слёз на глазах и истерик) скажи рекрутеру: «Знаете, я немного волнуюсь, поэтому могу делать какие-то ошибки, хотя в обычной жизни и на работе я гораздо спокойнее». Скорее всего, рекрутер оценит твою честность и немного тебя подбодрит.

Итог:

  • Ты — меньше нервничаешь, ведь тебе сказали, что всё нормально;
  • Тебе чуть менее стыдно за будущие косяки;
  • Если повезло с рекрутером, то он(-а) ещё и создаст более доверительную атмосферу.

3. Спрашивай, а не выдумывай

Многие кандидаты загоняются и нервничают, потому что просто не задают вопросы, ведь им кажется, что так они будут выглядеть некомпетентно.

И вот тут начинается история «ответить хоть что-то», которая на нервах превращается в полную околесицу. Поэтому не стесняйся задавать вопросы, даже о каких-то очевидных вещах.

Можно попытаться выдумать самому ответ на вопрос, что такое transformation rate и очень настойчиво разглагольствовать, что это что-то из «Трансформеров». А можно сказать: «Знаете, я похоже не встречался с этой метрикой, есть ли у неё другие названия? Если нет, то расскажите, пожалуйста, как она считается, а я со своей стороны подумаю, почему она важна». Так вы покажете, что умеете адаптироваться, признавать ошибки и искать пути решения проблемы, даже когда чего-то не знаете.

Как ходить на собеседования и не сходить с ума от тревоги

4.Бери паузы

Не кипишуй и бери паузы, чтобы подумать над вопросом. Когда мозг в стрессе, он пытается себя спасти и быстро среагировать на проблему, так мы получаем поверхностные ответы.

Когда тебя спрашивают, например, как ты решишь конфликт в команде, самое банальное, что можно ответить: «ну, поговорю с коллегами». Это очевидно. А как ты предотвратишь такие конфликты в будущем? Как сократишь риски? Какие ресурсы будешь задействовать? Твой ответ будет в разы комплекснее, если ты дашь себе время подумать над задачей.

Ну и лайфхак, которым пользуюсь сам: бери на собеседования стакан воды. Когда просить очередную паузу становится неловко — просто начни пить воду, обдумывая ответ на вопрос.

Страх собеседования: лайфхаки психолога

«Собеседования — всегда про страх неизвестности и выход из зоны комфорта. Как во время публичных выступлений: мы ждём социального одобрения и боимся показаться глупыми, некомпетентными и всё в таком роде. Поэтому важно иметь в запасе механики, которые помогут немного привести в порядок мысли» — Даша Герштейн, психолог в интегративном подходе.

Как легче относиться к собеседованиям

Чтобы сбавить градус тревожности, важно остановиться и понять, что именно тебя беспокоит. Уйти от абстрактного «боюсь идти на собеседование» к конкретному. Например, ты боишься получить отказ или остаться без денег.

Бороться с такими страхами помогает утрирование. Когда ты чувствуешь, что в голове начинают копошиться самые неприятные мысли — задай себе вопрос «ну и что?». Вот ты провалишь собеседование, ну и что? Доведи ситуацию до абсурда, до максимальной степени ужаса.

Как ходить на собеседования и не сходить с ума от тревоги

На этом моменте чаще всего выясняется, что ситуация не такая уж и страшная, и ты сможешь справиться с её последствиями даже в самом худшем раскладе.

Эта техника не сможет заставить твои психологические проблемы исчезнуть, но точно поможет снизить их влияние и значимость.

Как помочь себе в моменте

Долгосрочная терапия — это прекрасно, но что делать, если паника настигла прямо здесь и сеичас? На этот случай есть ряд техник, которые помогут в моменте собраться и, как принято сейчас говорить, «заземлиться».

Как ходить на собеседования и не сходить с ума от тревоги

Дисклеймер: дышать маткой мы не будем, это статья не про эзотерические практики, а про психологические техники. Перед прочтением прошу тебя пропускать всё через призму здравого смысла.

Например, я знаю, что практики на визуализацию — точно не про меня. Но есть огромное количество людей, которым подходят такие техники, поэтому мы с Дашей решили включить их в статью. Чувствуешь, что тебе не поможет? Переходи к следующей.

1. Дыхание по квадрату

Дыхание по квадрату — довольно популярная практика, которую я использую, если нервничаю перед значимыми встречами. На четыре счета надо вдохнуть, на четыре счета задержать дыхание, на четыре счета выдохнуть и на четыре счета задержать дыхание.

Как ходить на собеседования и не сходить с ума от тревоги

2. Расслабление и визуализация

Вторая техника, которая может помочь — практика физического расслабления. На несколько секунд со всей силой сожми кулаки и пальцы ног, а потом расслабь и обрати внимание на изменения в теле. Таким образом по очереди постарайся расслабить все части тела.

«Здорово замиксовать эту технику с практикой на визуализацию: представь, что на ладони у тебя есть шарик света, который излучает тепло и гармонию. Распространи этот свет по всему своему телу, вдыхай спокойствие, выдыхай тревогу и страхи» — Даша Герштейн.

Как ходить на собеседования и не сходить с ума от тревоги

У страха (и вообще любых эмоций) всегда есть телесные проявления, поэтому манипулируя телесным состоянием, мы влияем на психическое. Так что когда тебя кто-то бесит, хорошо пойти прожить эту эмоцию в спортзале, или когда сильно нервничаешь — подышать и немного успокоиться.

И не забывай про свои личные простые привычки, которые могут побороть панику: послушай любимую музыку, пожуй жвачку, поговори с близкими людьми, покричи или подыши свежим воздухом.

3. Рационализация неудач

Конверсии в приглашение на работу даже у сеньоров достигают 10% максимум. Так что если ты не получил оффер с первого, пятого, даже десятого раза — это нормально.

И помни, отказы не отражают тебя как профессионала. Пожалуйста, не накручивай и не додумывай за других: причин, почему взяли кого-то другого, может быть огромное множество. Например, мог найтись человек внутри компании, которого захайрить было намного удобнее.

Но допустим, тебе пришёл отказ, и ты всё-таки расстроился. Эмоция грусти в такие моменты — вполне объяснимое, здоровое чувство. Исследования показали, что человек проживает эмоцию в среднем 12-15 минут, а всё, что происходит после этого — человек сам себе накручивает.

И если твои расстройства сильно затянулись и рискуют скатиться в апатию и выгорание, попробуй остановиться и порефлексировать.

  1. Напиши список того, что ты сейчас чувствуешь (максимально эмоционально), возможные причины отказа — в общем, всё, что придёт в голову;
  2. Перечитай то, что ты написал, подключая рациональное мышление: обведи реальные факты;
  3. Вычеркни необъективные фразы, которые нежно нашептал тебе твой внутренний критик.

Так целый ворох проблем становится структурированным списком моментов, которые можно улучшить или попробовать избежать на следующем собеседовании.

Это я всё к чему?

Поиск работы правда может стать адом, если вечно себя угнетать и критиковать. Постарайся найти те практики и техники, которые стабилизируют твоё эмоциональное состояние и помогут взглянуть на вещи объективно.

Удачи в поисках! Ставь лайк, если преисполнился в своем познании, и подписывайся на мой телеграм-канал «ОКейси», там больше рассказываю о трудоустройстве и работе продакт-менеджером.

1010
2 комментария

И все то вы про меня знаете!? Только одного не учли:а с чего я собираюсь искать другую работу, мне и на этой не плохо!!!

Ответить

Есть один большой минус, это огромная куча документов..

Ответить