Ещё одно чудесное открытие, о котором все и так знали, но теперь оно описано как научная гипотеза, удостоилось в этом 2023 году Нобелевской премии по экономике.

Лучше читайте оригинал, так как я конечно-же все перевру.

Исследовав целую гору статистических данных, Клаудия Голдин пришла к выводу, что наниматели предлагают на рынке труда два типа контрактов: краткосрочные и долгосрочные.

С краткосрочными все довольно просто: умения, которые уже в наличии у нанимаемого и его труд обмениваются на денежное вознаграждение. В этих отношениях Клаудия практически не нашла дискриминации. Труд стоит столько, сколько он стоит. Покажи, что ты умеешь и получи за это деньги.

Но есть и долгосрочные контакты. У них есть неформальная часть. Кстати, за исследование неформальной части контрактов дали Нобелевку в 2016ом. Неформальная часть похожа на контракт с музыкантом или футболистом: наниматель вкладывается долгосрочно, даёт гарантии и соцпакет, чтобы получить не просто исполнителя, но и носителя культуры и компетенций компании. Напрямую это сложно прописать, любой может уволиться без штрафа, но при рождении ребенка это произойдет почти наверняка - женщина покинет компанию на долгий срок, а когда вернётся, будет делить внимание между работой и детьми. И ещё, очень вероятно, сменит работу после выхода из декрета.

Можно рассуждать, что мужчина должен делить с женщиной все обязанности по уходу за детьми, но по статистике это происходит в недостаточной мере, да и выносить и выкормить мужчина пока физиологически не способен.

Наниматели же, как неожиданно установила Клаудия, предпочитаю вкладываться в свой бизнес, а не в чужое деторождение. Поэтому предпочитают заключать долгосрочные контракты и развивать тех, кого с большей вероятностью удастся удержать. А во что вкладываются ресурсы, то и растет.

Наверняка, для поиска научного решения этой проблемы будет написано ещё множество работ. И, очевидно, они будут исследовать варианты с безусловным базовым доходом, вложением в карьеру женщин из общественного фонда, разрешение долгосрочных контрактов со штрафом в случае расторжения, в том числе по причине декрета, превращением долгосрочных контрактов в серию краткосрочных, с социальными гарантиями от государства.

Но леваки предпочтут квоты и прочие не работающие принудительные меры, ценой снижения эффективности экономики, а значит и общего благосостояния.

https://econs.online/articles/ekonomika/ekonomist-kak-detektiv-nobelevskaya-premiya-po-ekonomike-2023/