Как я заменила Notion на более качественное решение

Я тот самый человек, который создал в Notion целые миры, и сейчас эти миры рушатся.
Эта статья не про альтернативные инструменты для замены Notion - она про то, как справляться с изменениями и быстро находить новые (зачастую более лучшие) решения в условиях постоянно меняющейся реальности.
Итак, поехали...

Весь мой подход к поиску нового решения построен на фреймворке JTBD.
Это такой фреймворк, в центре которого лежит работа, которая должна быть выполнена.
На выполнение этой работы мы нанимаем определенное решение.
Он хорош тем, что учитывает контекст, бэкграунд и связанные решения.

Как встречаются работа с решением
Как встречаются работа с решением

Чтобы синхронизировать работы с решениями, нужно сделать 5 простых шагов.

Шаг 1. Сформулировать текущие работы

Прежде чем искать замену, я описала работы, на которые наняла Notion:

Работа № 1 — Задачник
"Когда мне нужно вести свои задачи в нескольких контекстах одновременно (личный/работа/блог), я хочу иметь возможность видеть все задачи в одном месте и спринтовать их, чтобы синхронизироваться и фокусироваться."
Работа № 2 — База знаний (БЗ)
"Когда у меня появляется идея, я хочу иметь возможность быстро её записать, а потом быстро найти, чтобы использовать эту идею для написания поста в блог."

Шаг 2. Сформулировать, что нравится, а что не нравится в текущем решении

Работа № 1 — Задачник

Что нравится:

  • В Notion мне нравится, что можно гибко добавлять атрибуты к сущности (таблице).
    Добавляешь атрибут и это означает +1 ручку, за которую можно потянуть, чтобы создать нужное тебе представление. Такие разные представления помогают фокусироваться.
  • Также мне нравится атмосфера задачника, которую я создала в Notion.
    Таблицы дают структуру: всё чётко, быстро и по делу.

Что не нравится:

  • Гибкость и многообразие инструментов и всяких фишечек часто соблазняли меня с этим поиграться и понастраивать себе кастомное пространство. В итоге фокусировка проваливалась с треском, такая вот ноушенмания.

Работа № 2 — База знаний (БЗ)

Что нравится:

  • Возможность вести все заметки в одном месте и спринтовать их. У меня есть представление с канбаном и с контент-планом, в котором есть тематики, теги и прочее.

Что не нравится:

  • Сложно вести связанность заметок.
    По факту вся моя база заметок превратилась в кладбище заметок, которые я редко использую.
  • Сложно писать лонгриды, где нужно держать нить повествования.

Шаг 3. Сформулировать новые работы и новые решения

Задача на этом шаге — сформулировать идеальный конечный результат (PER — Perfect End Result).
На шаге 2 мы узнали, что нам нужно повторить в новом решении (то, что нравится), а что нужно перепридумать (то, что не нравится).

Работа № 1 — Задачник
Новая работа:
"Когда мне нужно вести свои задачи одновременно в нескольких контекстах (личный/работа/блог) я хочу удобный, надёжный, стабильный и доступный 24/7 инструмент, чтобы фокусироваться и быть эффективной."
Как видите, эта работа у меня практически не изменилась, единственное — добавилось требование про доступность и надёжность.

Новое решение:
Посмотрела русский аналог — Yonote.
Мотивация была такая: это русский клон Notion, и не буду тратить время на изучение нового инструмента.
Я попробовала и пришла к выводу, что на данном этапе жизненного цикла продукта он не готов. Желаю ребятам удачи в доведении продукта до ума, но я пошла дальше.
Дальше я вдруг поняла, что всё веду в Google Таблицах. Вспомнила, что у меня даже часто бывало так: я тянулась создать таблицу в Google, потом вспоминала, что у меня всё в Notion, и решала, что пусть всё будет в одном месте.
Поэтому попробовала завести там задачки, и меня всё устроило: таблицы, сущности, атрибуты, фильтры, с помощью которых можно создавать фокусные представления, плюс я его хорошо знаю, так как постоянно использую в работе.
Новое решение для задачника выбрано — Google Таблицы.

Как я заменила Notion на более качественное решение

Работа № 2 — База знаний (БЗ)
Новая работа:
Здесь всё пошло не так быстро. Помните, у меня было противоречие в предыдущем решении — хранить всё в одном месте я больше не хотела, потому что меня ограничивал вайб задачности и не хватало инструментов для творчества. И вот вторую работу я перепридумала:
"Когда я хочу писать лонгриды, а не только посты и заметки, я хочу иметь возможность работать с текстами, с одной стороны, творчески, а с другой — системно, чтобы в итоге прийти к своей собственной методологии."

Новое решение:
И тут на сцене появился Obsidian. Вообще, он мелькал и раньше, но казался мне каким-то монстроидальным и неподъёмным. Меня пугало даже его название (никак не могла его ни запомнить, ни выговорить), но решила всё-таки зайти и посмотреть, что это за зверь.
Мне понравилось:

  • Наличие чёткой структуры.
  • Возможность создавать текстовые канвасы, работать с повествованием и структурой.
  • Продукт зрелый, это сразу ощущается — видно, что разработчики профессионалы. Мне приятно с ним взаимодействовать.

Но есть то, чего мне не хватает по старой памяти:

  • Спринтование (но, вроде бы, есть отдельный плагин).
  • Проверка орфографии (тоже, вроде бы, есть плагин).

В итоге, всё-таки решила попробовать Obsidian, несмотря на то, что его нужно будет хорошо изучить. Но у меня есть к этому интерес и мотивация.
Пока я решила двигаться от простого к сложному: просто заношу заметки в Obsidian. Вот, пишу эту статью в нём, а дальше буду разбираться по ходу дела.

Шаг 4. Учесть налоговые работы в новых решениях

К налоговым работам относятся работы, например, по перетаскиванию данных из старого решения в новое, т.е. все те действия, которые вы должны сделать, чтобы прийти к своему идеальному конечному результату (PER — Perfect End Result).

Если налоговая работа превращается в "крестовый поход", то новое решение плохое. Поэтому когда я выбирала Google таблицы, я подумала о том, смогу ли я быстро метнуться в Яндекс.
Кажется, что это должно занять немного времени.
Но прежде чем оценивать налоговые работы, нужно ответить себе на вопрос: а нужно ли вообще эти налоговые работы делать?
Например, в моём случае с Notion я не строила на той базе данных никаких аналитик, не делилась ею с командой, поэтому в новые решения взяла с собой только себя. Хороший повод перезагрузиться и перепридуматься.

Шаг 5. Насладиться тем, какой (ая) я молодец)

Как я заменила Notion на более качественное решение

Вся эта история про то, как всплывать над проблемой, потому что только так мы способны видеть чуть дальше и создавать годные решения.
А если вам интересно читать мысли продуктолога про годные решения, то милости прошу в мой камерный блог в Telegram — там больше горячих инсайтов, с пылу жару.

1515
4 комментария

Обожаю когда JTBD применяется в разных неожиданных сферах :) Буду наблюдать за развитием систем)) сколько еще пивотов нам предстоит, кто знает :D

1
Ответить

Это кстати да, потому что все новые решения еще надо потестировать конечно

Ответить

ух какая обстоятельная статья. Спасибо!

1
Ответить

Спасибо, Настя)

Ответить