История детской книжной иллюстрации

"Не грусти. Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно."
- Льюис Кэрролл, "Приключения Алисы в Стране Чудес"

Люди научились рассказывать истории с помощью картинок ещё во времена наскальной живописи. Тут мы можем представить малыша, который рассматривает фигуры бизонов и охотников на стенах родной пещеры. Но на протяжении почти всей истории человечества отношение к детству было не таким чем сейчас. Детей воспринимали как «маленьких взрослых», в Средневековье не признавалась даже необходимость ребёнка в игрушках или особом питании, о специальных книжках с картинками и речи не шло.

Первой книгой, которая хотела именно развлечь ребёнка, стала «Маленькая хорошенькая карманная книжечка» со стишками и рисунками на каждую букву алфавита. Её создал в 1744 году английский издатель Джон Ньюбери — ему первому пришло в голову, что можно не только издавать детские книжки, но и зарабатывать на них.

История детской книжной иллюстрации

В середине XIX века постепенно зарождается представление об отдельном мире детства — мире, где ребёнок не является рабочей силой или исполнителем воли родителей, а становится личностью со своими интересами, эмоциями, способом восприятия реальности. Впервые был поставлен вопрос о воспитании чувства эстетики у детей. Начиная с середины века, сборники сказок братьев Гримм и Андерсена выходят с многочисленными картинками известных художников, таких как Гюстав Доре, Джордж Крукшенк. Невероятный успех пришел к «Алисе в стране Чудес» с рисунками Джона Тенниела, изданной в 1866 году.

История детской книжной иллюстрации

Во второй половине XIX века Рандольф Калдекотт, британский художник, который всего за 40 лет своей жизни сумел совершить революцию в детской иллюстрации. Калдекотт впервые сделал рисунок частью рассказываемой истории, а не украшением или дополнением к тексту. Иллюстрация стала полноценной «напарницей» текста — а сами книги, в которых тщательно подбирались шрифты и оттенки, тонировались страницы, гармонично чередовались однотонные рисунки и цветные гравюры — настоящими произведениями изящного искусства. Поклонниками Калдекотта были Ван Гог и Гоген, книги раскупались мгновенно, а отдельные изображения печатались на открытках.

К концу XIX века у всех на слуху имя Крейн Уолтер. В своей книге «Притязания декоративного искусства» Крейн призывал отказаться от иерархии жанров и искусств. Для него, декоративное искусство – искусство повседневной жизни, а «там, где нет красоты в обыденных вещах, нет источников гармоничного мышления о на самих».

История детской книжной иллюстрации

Он был очень востребованным иллюстратором детских книг и обучающих пособий для детей. Его мотивы оказали огромное влияние развитие этого жанра. И все же, книжные иллюстрации, дизайн керамической плитки, обоев и других декоративных форм, несмотря на превосходное качество и мастерство исполнения, были лишь источником заработка. Его работы отличаются вниманием на ограниченном количестве ярких деталей, образы репрезентированы на гране с сюрреализмом. Техническое исполнение явно находится под сильным влиянием средневековой деревянной гравюры.Два последних десятилетия 19-го века стали невероятно успешным и плодотворным временем и для Кейт Гринуэй. Ее первая книга собственных стихов «Под окном», вышла в октябре 1879 года. Этот сборник простодушных очаровательных стихов для детей, где текст и иллюстрации составляют смысловое и изобразительное единство, стал бестселлером и вызвал многочисленные подражания. Дети были всегда основными героями рисованных историй Кейт Гринуэй. Стиль ее иллюстраций стал настолько популярным, что на их основе был создан ряд моделей детской одежды и в артистических лондонских кругах того времени было модным одевать своих детей в панталоны и шляпки «дизайна» Кейт Гринуэй.

История детской книжной иллюстрации

Детская книжная иллюстрация — ключевой элемент формирования воображения и эмоциональной связи с текстом. Она раскрывает мир героев, делает их приключения близкими и понятными. Иллюстрации не только визуально дополняют рассказ, но и обогащают восприятие, позволяя маленьким читателям погружаться в увлекательные сюжеты с первых строчек. Благодаря иллюстрациям дети осваивают навыки восприятия и анализа информации, развивают воображение и формируют любовь к чтению с самого начала своего литературного пути.

Начать дискуссию