День народного единства

В преддверии праздника - Дня народного единства, который мы будем отмечать 4 ноября, предлагаю Вашему вниманию очень интересный экскурс в историю его создания, в связи с тем, что 70% россиян считают этот праздник лишь дополнительным выходным, и не знают какая глубокая история, скрывается за этим днём.

День народного единства

НАЧНЁМ С САМОГО НАЧАЛА…

Иоанн Грозный (Иоанн IV Васильевич) – был первым русским царем. До правления Иоанна Грозного, царей на Руси не было. Иоанн Грозный является единственным самодержцем, управлявшим страной более 50 лет и считается одним из самых противоречивых русских царей.

Одни говорят, что он был великим, справедливым, благочестивым и много сделал для развития государства, другие считают, что он нанес непоправимый вред стране, ввел ее в смутные времена, которые растянулись более чем на 100 лет.

Иоанн Грозный
Иоанн Грозный

У Иоанна Грозного было 3 сына:

- Иоанн - убит отцом в 1581 г.

- Федор – наследник престола и будущий царь.

- Дмитрий - погиб при неизвестных обстоятельствах в 1591 г. в возрасте 8 лет, во время правления своего брата Федора. В смутные времена самозванцы будут пытаться захватить власть, называя себя Дмитрием. Таких самозванцев будет несколько.

После смерти Иоанна Грозного 28 марта 1584 г, к власти пришел его второй сын Федор. Он много болел и не отличался богатырским здоровьем. Детей у них с супругой не было. Смерть Федора Иоанновича наступила в 1598 году по естественным причинам.

Федор Иоаннович был последним царем из династии Рюриковичей, по прямой линии. После его смерти начинаются самые тяжелые смутные времена для всей России, которые продлятся 20 лет с 1598 г. по 1618 г.

После смерти Федора Иоанновича править страной могла его жена Ирина, однако она удалилась в монастырь и благословила на царствование своего брата Бориса Гудунова.

Борис Годунов
Борис Годунов

ЧАСТЬ ВТОРАЯ…

После смерти Федора Иоанновича Земский собор избрал на престол Бориса Годунова, который и так фактически правил страной уже 10 лет.

Биография Бориса Годунова полна загадок и белых пятен. После Смутного времени к власти в Московии пришли Романовы — конкуренты Годунова в борьбе за престол. Представители этой династии проводили целенаправленную политику уничтожения архивов и переписывание исторических документов, поэтому судить какой был царь Борис Годунов, мы не можем. Время правления Бориса Годунова с 1598 г. по 1605 г.

После смерти Бориса Годунова, царем становится его сын Федор Годунов. Молодой царь был весьма любознательным, отец с детства готовил его к занятию трона. Федор составил одну из первых карт России. Правление продолжалось 1,5 месяца и вошло в историю, как самое короткое, он даже не успел венчаться на царство.

В период его короткого правления на Москву двигался самозванец Лжедмитрий I (тот самый который называл себя сыном Иоанна Грозного). Молодой царь не смог организовать отпор и был предан боярами и убит вместе с матерью в 1605 г.

Лжедмитрий I
Лжедмитрий I

Войско Лжедмитрия I отправилось в поход на Россию 13 октября 1604 г. Войско состояло из поляков и 2000 донских запорожских казаков. Армия Лжедмитрия I легко занимала территорию за территорией. Народ, особенно казаки, которые ненавидели Годунова радостно встречали его и говорили: "Встает наше красно солнышко, возвращается к нам Дмитрий Иванович!". И всего за 2 недели под властью Лжедмитрия I оказались огромные территории России.

Во время своего правления с 1605 г. по 1606 г. Лжедмитрий I не выполнил свои обещания данные полякам и не стал своим для московских бояр. Поэтому к лету 1606 года он оказался в вакууме. У Лжедмитрия больше не было поддержки за рубежом.

Этим и решили воспользоваться бояре, устроив заговор. Главными организаторами был род Шуйских. Шуйские пустили слух о том, что поляками готовится покушение на царя, а сами под шумок вошли в кремль и убили Лжедмитрия I.

После убийства Лжедмитрия I царем стал Василий Шуйский, но его правление было очень шатким, так как объявился Лжедмитрий II, который утверждал, что ему чудом удалось спастись от смерти, когда он узнал о заговоре, который устроили бояре.

Лжедмитрий II и Василий Шуйский
Лжедмитрий II и Василий Шуйский

Лжедмитрия II поддерживали крестьяне, польские и литовские наемники, и казаки. Начиная с 1607 г. по 1610 г. в России, наступило двоевластие.

Весной в 1609 году Василий Шуйский просит помощи у шведского короля и объединенным войском начинает поход на лагерь Лжедмитрия II. Войско Лжедмитрия II распалось, наемники разбежались. Лжедмитрий II переоделся крестьянином, зарылся в повозку с навозом, и в таком виде его вывезли в Калугу. Там он отсиживался до 1610 года, пока Москву не начали захватывать поляки. Вместе с ними на Москву пошел и Лжедмитрий II.

В 1610 г. польские войска вошли в Москву. Желания в народе свержения царя Ивана Шуйского росло. Поднялось восстание, позволившее убрать с престола правителя. Ивана Шуйского заставили произнести монашеские обеты и подвергли постригу в монахи.

Лжедмитрий II попытался воспользоваться ситуацией и вновь объявить себя царем, но группа заговорщиков, 11 декабря 1610 г. убила Лжедмитрия II и его разбойничье окружение, потому что он стал теперь никому ненужным.

Польский король Сигизмунд III Вазы, после того как его войска, захватили почти всю Россию, на престол хотел поставить своего сына Владислава Вазы.

Сигизмунд III Вазы и его сын Владислав
Сигизмунд III Вазы и его сын Владислав

В августе 1610 г. представители временного русского правительства, известного позднее как Семибоярщина, официально заключили договор с поляками о призвании на царство королевича Владислава.

Договор предусматривал сохранение автономии Российского государства. Венчать на царство Владислава должны были русский патриарх и православное духовенство. Также предусматривалось, что не будут предприниматься попытки изменения веры на католическую, а все высокие должности останутся за русскими.

Началось массовое приведение народа к присяге новому царю Владиславу, сыну польского короля Сигизмунда III. По распоряжению правительства монетный двор начал чеканку монет с профилем нового государя.

За новым 15-летним царем было направлено посольство, однако король Речи Посполитой объявил русским представителям, что условия меняются: страна должна перейти в католичество, важные государственные посты займут польские вельможи, а до совершеннолетия Владислава полновластным регентом становится сам Сигизмунд III.

Даже если бы представители Семибоярщины и хотели принять эти условия, шансов на это у них не было никаких: против насаждения католицизма были все противоборствующие русские лагеря и весь наш православный народ во Главе с Патриархом Московским и всея Руси Гермогеном.

Патриарх Гермоген
Патриарх Гермоген

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ…

Патриарх Гермоген является главным вдохновителем народных ополчений, спасших Россию от польских захватчиков и лично противостоящий польскому королю Сигизмунду III.

Он родился приблизительно в 1530 году. Образование получил в местном храме и вскоре стал приходским священником Ермолаем. После присоединения Казанского ханства к Русскому государству в 1552 г. он был послан в Казань священником при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. В 1579 году в городе произошел сильный пожар. На одном из пепелищ была обнаружена не пострадавшая икона Богоматери Казанская. Образ сразу же был назван чудотворным, его с почетом установили в Никольском храме.

После этого местный архиепископ повелел Ермолаю написать «Сказание о чудесном явлении Казанской Богоматери» и с копией иконы отвезти его в Москву. В 1587 году он поехал в Москву и принял постриг под именем Гермоген.

Гермоген очень ревностно исполнял свои обязанности. Пришедший к власти Василий Шуйский предложил Гермогену стать новым патриархом, Казанский митрополит сразу согласился и стал надежной опорой постоянно шатающегося трона царя Василия.

Летом 1610 года патриарх Гермоген пытался отговорить московских дворян от свержения с престола Василия Шуйского, но никто не стал его слушать. В итоге в июле 1610 года страна оказалась без государя.

После того как Гермоген узнал что русский народ заставляют принимать католическую веру, он начал рассылать по городам письма с призывом к патриотам создавать народные ополчения и очистить от поляков столицу.

Поляки и сторонники короля организовали гонения на патриарха Гермогена. Сначала он был взят под стражу, а после антипольского восстания в Москве в марте 1611 года его бросили в земляную тюрьму Чудова монастыря.

Находясь в темнице, Гермоген отправил последнее воззвание, благословляя освободителей идти на борьбу с иконой Казанской Божьей матери. Она стала святыней освободительного движения, организованного купцом Мининым-Сухоруковым и зарайским воеводой князем Пожарским. Именно грамоты написанные Патриархом Гермогеном зачитывали перед народом князь Пожарский и Косма Минин для того чтобы собрать ополчение добровольцев, готовых отдать свои жизни за освобождение России от польских захватчиков.

Пожарский Дмитрий Михайлович и Минин Кузьма Минич
Пожарский Дмитрий Михайлович и Минин Кузьма Минич

Перед походом на Москву Пожарский и Минин отправились в Борисоглебский монастырь, чтобы лично получить благословение от старца Иринарха. (Старец Иринарх в настоящее время чтимый святой Русской Православной Церкви).

Преподобный Иринарх Ростовский
Преподобный Иринарх Ростовский

Старец благословил их в поход на Москву и дал им крест свой на помощь. Приняв благословение и крест у старца, князь с радостью пошел с войском от Ростова к Переславлю, а оттуда к Троице, где остановился, и поклонился Пресвятой Троице.

От Троицы Пожарский пошел на Москву, а затем и на Китай-город. Немного времени спустя освободили и кремль, где князь Димитрий Михайлович Пожарский помолился Пресвятой Богородице и московским чудотворцам.

Велика была радость по случаю уничтожения казацкой грабительской шайки милостью Божьей, и заступлением Пресвятой Богородицы и московских чудотворцев, и молитвами и слезами затворника Иринарха.

С того времени настала на Руси тишина. Старец же Иринарх по-прежнему непрестанно молился и поливал слезы, постился, принимал странных и защищал обидимых от притеснения сильных. Еще при жизни Бог прославил Своего угодника Иринарха чудесами: его молитвами Бог исцелял больных и бесноватых, чудесную силу имело его благословение для приходивших к нему с верою.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ…

На дворе 1613 год. В Москву стекаются представители русских городов и уездов — всего прибудет порядка 700 выборных людей (делегируемых народом избирателей). Им предстоит возвести на российский престол новую правящую династию. Среди кандидатов — иноземные королевичи, сын самозванца, бояре-перебежчики, герои освободительной войны и другие.

Как мы позже узнаем, Земский собор на престол утвердит Михаила Романова, но почему именного его? В этом сейчас и попытаемся разобраться!

Михаил Романов
Михаил Романов

Первой причиной избрания Михаила Романова на престол было его происхождение и его родственные отношения с родом Рюриковичей. Чтобы это понять, нам необходимо вернуться к временам Иоанна Грозного.

Первой и самой любимой женой Иоанна Грозного была Анастасия Романовна. У Анастасии Романовны был брат Никита Романович. У Никиты Романовича был сын Федор Никитич. У Федора Никитича и родился сын Михаил, будущий царь России.

Второй причиной была поддержка казачества и дворянства рода Романовых.

Третьей причиной являлось то, что отец Михаила, Федор Никитич был в плену у поляков, поэтому они и не беспокоились за свое будущее при Романовых, в частности королевич Владислав, тот самый который должен был быть царем.

Четвертая причина. Михаил был очень молод и Земский собор, который принимал решение, рассчитывал на то, что сможет управлять страной по своему усмотрению.

Таким образом, Земский собор в 1613 году выбрал на царство Михаила Романова.

За время Смутного времени в стране погибла приблизительно треть населения страны. В некоторых регионах численность жителей упала ниже уровня XVI века. В стране усилилась внутренняя миграция на окраины страны. Изменение демографического состояния российского общества повлияло на ухудшение состояния и без того разоренной экономики.

Выходом из Смуты стало примирение. Примирение всех со всеми. Враждующие прежде силы объединились даже не во имя какой-то высокой идеи, а ради элементарной безопасности в государстве. Во имя простой гражданской безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…

В 1649 году сын Михаила Романова, царь Алексей Михайлович, распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери 4 ноября — в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери

Именно с иконой Казанской Божией Матери, которая являлась покровительницей народного ополчения, князь Дмитрий Пожарский со своим войском освободил Москву.

Однако праздник был церковный, после распада Российской империи в 1917 году его перестали отмечать. Праздничным днем стало 7 ноября — день Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1996 году переименовали в День примирения и согласия. Но советский праздник многих не устраивал — фактически отмечалась дата раскола государства.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать праздничным днем 4 ноября, отмечая его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Праздник учредили в 2005 году.

Считается, что ополченцы под предводительством князя Дмитрия Пожарского, Кузьмы Минина и патриарха Гермогена продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Именно поэтому праздник назвали День народного единства.

В 1818 году на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому». Также на Красной площади стоит собор Казанской иконы Божией Матери, освященный в память о героях, освободивших столицу от поляков.

Подписывайтесь на канал Я РУССКИЙ и познавайте Россию вместе с единомышленниками, любящими свою страну, всем сердцем!

5858 показов
5656 открытий
Начать дискуссию