Формы бухгалтерского учета
Формы бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров, которые заполняются закономерно установленному порядку закона. Другими словами, характеризуется, как совокупность способов и методов регистрации информации, ее обобщение и систематизация фактов хозяйственной жизни организации. В статье разберем подробно о формах бухгалтерского учета.
Что такое бухгалтерский учет?
Бухгалтерский учет – это система, сбора, регистрации, обобщения информации о финансово-хозяйственной деятельности организации с целью получения о достоверном финансовом состоянии его деятельности. Основной целью бухгалтерского учета является обеспечение информации руководителей, менеджеров, инвесторов и ряда других пользователей бухгалтерского учета для принятия экономических и финансовых решений.
Основные виды форм бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет играет важную роль в кругообороте факта хозяйственной жизни организации. Выбор формы бухгалтерского учета зависит от специфики деятельности организации, структуры управления и степени автоматизации процессов.
Выделяют следующие формы бухгалтерского учета:
1) Упрощенная форма ведения учета – характерно для организации с простым процессом деятельности, то есть имеющие небольшое количество операции;
2) Простая форма ведения учета;
3) Применение форм учетных регистров;
4) Мемориально-ордерная форма учета;
5) Журнально-ордерная форма учета;
6) Автоматизированная форма учета.
Признаки, которые определяют форму учета:
· Размер и структура предприятия;
· Использование учетных регистров и связь меду ними;
· Последовательность и хронология отраженных данных;
· Автоматизированность учетных процессов.
Организации используют разные формы бухгалтерского учета. На сегодняшний день распространенными являются:
1) Журнально-ордерная форма учета – это использование специальных журнал-ордеров для занесения хозяйственной операции, которая обеспечивает высокую степень контроля за денежными средствами;
2) Мемориально-ордерная форма учета – это составление мемориальных ордеров на каждый хозяйственную операцию, которые регистрируются в главной книге;
3) Упрощенная форма учета предназначена для малых организации для упрощенной формы ведения учета и обобщения ее данных;
4) Автоматизированная форма учета – это использование специального программного обеспечения, которая позволяет автоматизировать процесса обработки и анализа данных.
Выбор формы бухгалтерского учета зависит от множества факторов специфики деятельности предприятия, который основывается на анализе потребности организации.
Формы ведения бухгалтерского учета организации
Формы бухгалтерского учета утверждены на законодательном уровне для совершения операций хозяйственной жизни в первичные документы и дальнейшее занесения информации в учетных журналах.
При выборе форме бухгалтерского учета нужно рассматривать:
1) Размер или масштаб организации, штатная численность, количество структурных предприятий;
2) Организационно-экономическая структура управления предприятия;
3) Объем информационных потоков (внешние и внутренние);
4) Профессиональный уровень штата бухгалтерии;
5) Уровень автоматизации и компьютеризации бухгалтерского учета на предприятии.
Простая форма ведения учета
Простая форма ведения учета используют регистры бухгалтерского учета, что подразумевает запись всех информации исключительно в книге регистрации экономических операций. Это книга является синтетическим и аналитическим журналом, при котором можно установить наличие имущества и финансов организации, а также источник образования у малого субъекта бизнеса на определенную дату, и также формирование отчетности.
Форма ведения учета с применением учетных регистров
Регистры бухгалтерского учета служат для систематизации и накопления информации, которые содержат принятые к учету первичные документы для отражения на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Регистры бухгалтерского учета бывают:
· Журнал хозяйственных операций;
· Ведомость по счету;
· Оборотно-сальдовая ведомость;
· Шахматная ведомость;
· Главная книга и др.
Регистры бухгалтерского учета ведутся только на русском языке. Руководитель организации утверждает форму бухгалтерского учета по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Все хозяйственные операции должны отражаться в учетных регистрах в бухгалтерском учете последовательном характере и группироваться по соответствующим счетам учета.
Мемориально-ордерная форма учета
Данный вид формы отражается путем создания памятных извещений на основе обобщающих изначально документов. Все памятные извещения записываются в учетных регистрах. Также извещения отражаются на счетах бухгалтерского учета, и в главной книге.
Журнально-ордерная форма учета
Журнально-ордерная форма учета характеризуют, как хронологическую регистрацию деловых операций в журнальных ведомостях. Такая форма учета формируются каждый месяц на основе данных документов и суммарных листов. Если формируем журнально-ордерную форму, то она отражается по кредиту счета, с одновременной записью дебета соответствующего корреспондирующего счета.
Автоматизированная форма бухгалтерского учета
Автоматизированная система ведения форм бухгалтерского учета основывается на применении компьютерных технологий учетной информации, который характеризует полностью законченный цикл движения документов от ее возникновения до формирования отчетности и анализа хозяйственной деятельности.
Важно помнить, что эффективность работы бухгалтерского учета зависит от применения форм учета, который соответствует требованиям законодательства и основными особенностями экономического субъекта, а также профессиональными навыками бухгалтеров.