Льготы ИТ-компаниям — инструкция «Как получить аккредитацию ИТ-компании в Минцифре»

Льготы ИТ-компаниям — инструкция «Как получить аккредитацию ИТ-компании в Минцифре»

Сегодня второй пост по теме налоговых льгот для ИТ — с инструкцией «Как пройти аккредитацию ИТ-компании в Минцифре». Аккредитация — более быстрая по срокам прохождения заявки процедура в сравнении с регистрацией софта в Ресстре российского ПО. Но не менее сложная, и главное, с большим числом законодательных изменений, которые делаются госорганами «по ходу игры».

Помните присказку для туристов, летящих в Египет, что залезть на верблюда бывает дешевле, чем слезть? C аккредитацией ИТ-компаний в Минцифре тоже надо думать на несколько шагов вперед. Красок добавляет введение ежегодного подтверждения аккредитации в Минцифре (чего не было в первоначальной идее закона) и учащающиеся случаи удаления компаний из реестра ИТ-компаний в любой момент и по любому поводу.

По решению Минцифры, в августе 2022 года более 400 ИТ-компаний потеряли аккредитацию. Причины чаще всего малообъяснимы. Важно, что в случае, когда организация теряет аккредитации, то не только лишается налоговых льгот, но и получает различные доначисления налогов, взносов в социальные фонды и пени.

Аккредитация ИТ-компаний: последние изменения на 1 декабря 2022

С 10 октября 2022 года вступил в действие новый вариант условий государственной аккредитации ИТ-компаний для получения мер господдержки по указу Президента РФ от 2 марта 2022 г. № 83. Этот порядок аккредитации утвержден правительством Российской Федерации постановлением от 30 сентября 2022 г. №1729.

Компаниям, ранее уже прошедшим аккредитацию, повторно проходить процедуру не надо, но требовалось отправить до 31 октября 2022г. в ФНС согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну (в целях прохождения проверки на соответствие требованиям, предъявляемым к аккредитованным ИТ-компаниям). «Опоздавшим» рекомендуется направить такое согласие как можно быстрее и обратиться в свою инспекцию ФНС за уточнением о том, принято ли это согласие. Такие действия помогут минимизировать возможные доначисления налогов. Форму «Согласия» можно скачать здесь.

Не будет ошибкой, если сказать, что постановление №1729 о правилах аккредитации написано сложным для восприятия бюрократическим языком, поэтому прочесть и систематизировать его положения — задача для корпоративных юристов. В этом посте приводятся основные моменты подачи заявки на аккредитацию в наиболее понятной форме, доступной всем собственникам и руководителям ИТ-бизнесов.

Предварительные действия перед подачей заявки в Минцифру

  • ШАГ №1: проверьте, что основной вид деятельности компании соответствует одному из нужных ОКВЭД (список нужных кодов есть в форме на Госуслугах). Если нужно сменить код ОКВЭД, это оформляется заявлением по единой форме Р13014 (с нотариальным заверением).

    Есть нюансы, связанные с тем, нужно ли при этом менять устав общества (ООО) или нет. Тут чаще всего нужна помощь юристов. Подавать документы о новых видах деятельности ООО, на основании которых будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, надо в ту налоговую инспекцию, которая осуществляла регистрацию общества.

  • ШАГ №2: подготовьте справку о доходах, полученных от деятельности в области информационных технологий. Для аккредитации необходимо, чтобы выручка от деятельности в сфере ИТ составляла минимум 30% от общей выручки компании.

    Какие виды деятельности в области информационных технологий подпадают под расчет справки, указано в Приказе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 8 октября 2022 г. № 766 «О перечне видов деятельности в области информационных технологий». Есть нюансы составления справки для квази-бюджетных организаций (а при доле государства более 50% в аккредитации будет отказано).

  • ШАГ №3: подготовьте справку об отсутствии судимости руководителя организации для онлайн-заявки. Этот пункт выглядит довольно странно, так как одним из способов получения справки о несудимости физического лица является сам портал Госуслуг (в личном кабинете гражданина). Причем не гарантируется, что справка из личного кабинета гражданина будет принята в заявке юрлица, где этот человек руководитель. В таком случае остается оффлайн — получение справки о несудимости в органе МВД по месту регистрации (прописки) руководителя.

  • ШАГ №4: для ФНС подготовьте согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну. Этот документ также понадобится при заполнении онлайн-заявки на аккредитацию ИТ-компании.

  • ШАГ №5: проверьте и при необходимости дополните информацию о реализуемой организацией деятельности в сфере ИТ на веб-сайте компании. Эта должно быть описание той профильной деятельности, по которой проведен расчет справки об ИТ-доходах (пункт №2 выше).

Заполнение заявки

Далее компания заполняет онлайн-заявку на Госуслугах на аккредитацию:

<p>Пример начального экрана заявки на аккредитацию </p>

Пример начального экрана заявки на аккредитацию

Возможен выбор одного варианта комплекта документов из двух возможных:

Вариант 1. Он позволяет получить аккредитацию, если есть выручка по профильной ИТ-деятельности не менее 30%. При этом должны выполняться следующие условия:

· Есть профильный ОКВЭД в качестве основного (список профильных кодов по ссылке выше);

· На сайте компании есть информация о профильной деятельности в сфере ИТ;

· Организация является правообладателем ПО, включенного в реестр российского софта, и имеет доход от реализации прав на него.

Вариант 2. Этот вариант для новых компаний, не имеющих пока выручки по профильной ИТ-деятельности:

· Компания создана менее чем за 3 года до подачи заявки на аккредитацию;

· Есть профильный ОКВЭД в качестве основного (список профильных кодов по ссылке выше);

· На сайте компании есть информация о реализуемой деятельности в сфере ИТ;

· Доход компании с момента создания не превысил 1 млн рублей;

· Средняя зарплата сотрудников — не ниже средней по стране или региону (можно выбрать ту зарплату, какая ниже);

· Организация зарегистрирована в реестре стартапов, ведение которого нормативно закреплено решением субъекта РФ (при отсутствии реестра стартапов в регионе, это условие можно не соблюдать).

После заполнения заявки, она обрабатывается в течение 15 дней, после чего компания получает уведомление о предоставлении государственной аккредитации организации или отказе. Подтверждающая выписка из реестра предоставляется в течение одного рабочего дня.

<p>Пример выписки о получении ИТ-аккредитации</p>

Пример выписки о получении ИТ-аккредитации

Условия отказа в аккредитации

Отказ в аккредитации — случай не редкий и может быть по ряду причин. Самой простой из них является неверно подготовленные документы. В таком случае остается возможность повторной подачи заявки, и здесь нет «карантинного срока» в 1 год (или иного срока), как в случае с отказом с включением софта в реестр российского ПО.

Кроме того, существуют законодательные запреты, при которых отказ в аккредитации будет вынесен обязательно:

· организация создана с государственным участием более 50%;

· организация является государственным органом, ГУП (МУП), государственной компанией, государственной корпорацией, публично-правовой компанией, государственным или муниципальным учреждением;

· организация является кредитной, некредитной организацией, страховой организацией, оператором связи;

· организация включена в перечень, утвержденный распоряжением ПРФ от 23 января 2003 г. № 91-р;

· организация имеет налоговую задолженность более 3000 рублей.

С 2023 года аккредитация перестанет действовать или не будет предоставляться вновь для операторов связи, онлайн-платформ по недвижимости, онлайн-платформ по госзакупкам, каршеринга авто и самокатов, сервисов доставки еды и такси, и также некоторым другим категориям условно айтишных компаний.

Когда аккредитация получена, льготы еще надо заработать

Начнем с главного — ИТ-аккредитация в Минцифре не означает автоматического получения налоговых льгот. По действующему законодательству, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области ИТ, для компаний устанавливается следующие налоговые льготы:

· возможность уплачивать страховые взносы, применяя пониженные тарифы (6% на обязательное пенсионное страхование, 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 0,1% на обязательное медицинское страхование), при соблюдении ИТ-компанией условия о доле доходов от ИТ-деятельности более 70%;

· обнуление налога на прибыль в 2022-2024 годах при соблюдении ИТ-компанией условия о доле доходов от ИТ-деятельности более 70%;

Если с ИТ-аккредитацией всё более-менее понятно, то требование к 70% доле доходов от ИТ – это пункт, который хотя и не лишит аккредитации, но критически важен для получения налоговых льгот.

В целом российские разработчики ПО, которые реализуют и поддерживают собственное ПО, не должны иметь проблем с подтверждением 70% профильного дохода. Определенные проблемы возникают у компаний, которые внедряют покупное или иностранное ПО. После принятия соответствующих поправок в НК законодатель как будто вывел за скобки дистрибьюторов иностранного ПО.

Не путайте цифры 30% и 70% профильного дохода, о которых шла речь в статье. Подтверждение 30% дохода нужно только в момент приема заявки на аккредитацию, а для получения льгот после аккредитации уже используется величина 70% профильного дохода.

Также есть определенные нюансы для так называемых «компаний-интеграторов», которые предлагают комплексные решения для автоматизации бизнес-процессов (проектируют и внедряют различные автоматизированные системы и связывают их друг с другом и предоставляют техническую поддержку). Сложность заключается в том, что системные интеграторы, как правило, работают со сторонним ПО, но при этом в их штате преимущественно состоят ИТ-специалисты (разработчики, системные архитекторы и т.д.).

Пример оформления ИТ-доходов в спорной ситуации

Это кейс по компании с большим штатом разработчиков и собственных продуктов в реестре российского ПО, но доля доходов от таких разработок явно не укладывалась в требуемую норму по закону. Были проанализировали формулировки ст. 284 и ст. 427 НК и многочленные письма Минфина и Минцифры, проведены обсуждения внутри компании и найдено решение.

Самой распространенной практикой является адаптация ПО и включение дохода от реализации услуг в отношении стороннего адаптированного софта. Если посмотреть на письма Минцифры и Минфина, у термина «адаптация» достаточно широкое толкование и на практике большинство дистрибьюторов сторонних продуктов действительно производят адаптацию ПО перед его установкой на сервер заказчика.

В таких случаях важно корректно отразить данный факт в документации компании (пункты договоров, где корректно отразить факт адаптации стороннего ПО) перед началом оказания услуг/выполнения работ компанией-интегратором. Также следует разработать локальные нормативные акты (в корпоративной лексике — ЛНА) и приказы для отражения факта адаптации стороннего ПО.

Пример внутрикорпоративного ЛНА по адаптации ПО
Пример внутрикорпоративного ЛНА по адаптации ПО

Как результат, удалось решить проблему внутри компании, а также сопроводить адаптацию договорной базы нескольких компаний-интеграторов стороннего программного обеспечения. Это позволило применять льготы на длительных отрезках времени. Корпоративные юристы продолжат отслеживать поправки к статьям 284 и 427 НК РФ, которые законодатель переписывает практически ежегодно.

Поле «чудес» или проблемные моменты ИТ-аккредитации

Успешная регистрация собственного ПО в реестре российского софта, получение аккредитации ИТ-компании и наличие 70% дохода от профильной ИТ-деятельности не гарантируют, что дальше останется только подсчитывать средства, сэкономленные на налогах и соцвзносах.

Законодательное поле в этой части мало отличается от условного минного поля, причем с множеством неочевидных мин-«ловушек», каждая из которых потенциально может нивелировать всю экономию от аккредитации, а то и получить штрафы, превышающие размер потенциально сэкономленных средств.

Еще хуже то, что конфигурация ловушек на этом законодательном поле, как в романе «Пикник на обочине» братьев Стругацких, постоянно меняется или же ужесточаются возможные последствия. К примеру, компании, которые проведут реорганизацию после 1 июля 2022 года или будут созданы в результате реорганизации (за исключением преобразования), не смогут воспользоваться льготами (Информация Минцифры России от 2 августа 2022 года).

Заключение

Учитывая большой объем проблемных моментов применения льгот для ИТ-компаний в 2022 и 2023 годах, один из последующих постов планируется посвятить только этой теме. Тематика проблемных моментов по льготам ИТ-компаний почти неисчерпаема. Поэтому ваш штатный корпоративный юрист явно не останется без дела, а еще полезно получить консультацию или сопровождение внешнего ИТ-юриста по процедурам регистрации в реестре ПО и государственной аккредитации в Минцифре.

22
Начать дискуссию