Как оценить малый бизнес. 8 Шагов для продажи

Задаток при продаже микро-бизнеса можно брать по расписке
Задаток при продаже микро-бизнеса можно брать по расписке

С чего начать? К кому обращаться? Что делать? Вопросов возникает масса при продаже уже готового собственного небольшого дела.

Рассмотрим в этой статье 8 основных шагов при продаже практически любого малого и среднего бизнеса.

В первую очередь, начинать необходимо с оценки действующего бизнеса.

Если обратиться в интернет, то можно увидеть, три основных подхода к оценке бизнеса:

-Доходный.

-Затратный.

-Сравнительный.

Дело в том, что эти подходы больше теоретические, потому что их можно использовать если бизнес на 85-90% работает в «белую».

Когда:

-Все сотрудники оформлены, хотя бы на минималку,

-Активы оформлены на балансе юридического лица,

-Платится хотя бы 50% налогов.

Малый бизнес, в очень редких случаях, может себе позволить выполнить эти условия.

Поэтому, в России для оценки бизнеса перед продажей используется эдакий микс из трех подходов.

Как понять, за какую стоимость реально продать свой бизнес в России в ближайшее время?

Первый шаг. Надо убрать свои эмоции и "хотелки". Потому что потенциальным Покупателям не интересно сколько сил и энергии затрачено было при создании бизнеса. "Фантазии" о миллионах и миллиардах ничего общего не имеют с реальной ситуацией на рынке. Необходимо отстранённо посмотреть на свой бизнес со стороны Покупателя.

Второй шаг. Составить список всех материальных активов, которые имеются в бизнесе. Оборудование, помещение, мебель, товарный остаток и т.д и т.п. Стоимость высчитывается как примерно такое же можно было бы купить сейчас. Например, на Авито и Юле.

Остаток товара по себестоимости, а не с продажной "маржой".

В итоге получится список со стоимостью того. "что можно потрогать".

Третий шаг. Создаём таблицы финансовых потоков. Выручка в месяц, в год, расходы, себестоимость. Желательно за последние три года.

Чтобы можно было показать потенциальному Покупателю бизнеса. Вот, расходы, вот доходы, здесь прибыль. Если есть, конечно...

Надо "поработать" в этом случае. Собрать данные из управленческой, бухгалтерской отчётностей. Из программ учёта клиентов, из тетрадок. В общем, что есть, надо собрать в "одном месте".

Чтобы показывать, смотри, вот такие деньги будешь зарабатывать в нашем бизнесе.

Продажа бизнеса - непростой, но интересный процесс
Продажа бизнеса - непростой, но интересный процесс

Четвёртый шаг. Составить списки нематериальных активов: база клиентов, репутация, сайт, договора, контракты, трафик, команда в бизнесе, бизнес-процессы. Проще говоря, собрать в одном месте то, что "потрогать нельзя". Но является неотъемлемой частью бизнеса.

Офлайн бизнес - самый продаваемый на рынке продажи готового бизнеса
Офлайн бизнес - самый продаваемый на рынке продажи готового бизнеса

Все эти нематериальные активы также нужно будет оценить. Сколько стоит создание подобного сайта, сколько принесут контракты, в какую стоимость обошлось наладить бизнес-процессы и т.д и т.п.

Пятый шаг. Называется "упаковка" бизнеса. В этом шаге необходимо привести в порядок, грубо говоря, внешний вид. Например, сделать в офисе косметический ремонт, подключить программу учёта вместо засаленной тетрадки в магазине, повесить на видное место награды с выставок, благодарности от клиентов. И так далее, и тому подобное. В зависимости от бизнеса. Чем лучше ваш бизнес "упакован", тем легче проходит сделка и тем легче обосновать его стоимость.

В среднем, малый и средний бизнес продаётся за стоимость 12-18 среднемесячных прибылей. Пока что это реальность, с которой нужно считаться.

Шестой шаг. Надо запускать рекламу на потенциальных Покупателей бизнеса. В этом поможем Портрет Идеального Покупателя. Который ответит на вопросы:

-Кому нужен мой бизнес?

-Кто с радостью его приобретёт?

-Как нужно строить продажу?

Седьмой шаг. Проведение переговоров с потенциальными Покупателями. Движемся от "почему продаёте работающий бизнес?" к "хочу приобрести ваше дело с радостью".

Восьмой шаг. Оформление документов. Договоров и актов.

В целом, это основные шаги. Конечно, везде есть свои нюансы. Но, начать можно с этих шагов.

Знаете, как приятно отвечать на звонки от Покупателей фразой: "-Бизнес продан, извините, пожалуйста..." И гордо положить трубку!

Всем успешной продажи.

Подпишитесь на телеграм-канал "Секреты продажи бизнеса" :

Видео по теме продажи бизнесов смотрите ниже:

1414 показов
302302 открытия
Начать дискуссию