Как молодежь меняет потребление информации

Современная молодежь живет в эпоху информационного изобилия. Социальные сети, видеоплатформы, подкасты и интерактивные приложения становятся основными каналами получения новостей и знаний для молодых людей. Рассказываю о том, как молодежь меняет потребление информации и как меняться бизнесу вслед за своей молодой аудиторией.

Как молодежь меняет потребление информации

Трансформация потребления информации

Изменение информационных предпочтений среди молодежи стало заметной тенденцией в последние годы. По данным исследования ФОМ, только около трети молодых респондентов используют как основной источник информации телевидение и почти 60% — интернет. Подобные тенденции отмечены и в мировом масштабе: за последние двадцать лет молодежь перешла с печатных СМИ, ТВ и радио на цифровые носители. Это повлияло и на отношение к информации.

Для современных молодых людей, выросших на фоне цифровых технологий и социальных медиа, большую роль играет визуализация информации. Визуальный контент становится важным инструментом в общении и обучении, поскольку значительно повышает уровень вовлеченности и лучше запоминается, согласно исследованиям среди испытуемых 7–20 лет. Он привлекает внимание и удерживает интерес аудитории, что особенно критично в эпоху социальных медиа, где время на усвоение информации ограничено.

Молодежь все чаще отдают предпочтение коротким, насыщенным мультимедийным форматам информации, таким как видео и инфографика, вместо длинных текстов. Согласно исследованиям Mediascope, короткие видеоролики стали невероятно популярными среди подростков, которые проводят в TikTok в среднем 71 минуту. У молодежи от 18 до 24 этот показатель чуть меньше — 44 минуты, но все равно находится на втором месте, уступая лишь Telegram.

Это связано с тем, что такие форматы позволяют потреблять информацию быстрее и эффективнее. А скорость и эффективность — два ключевых условия для современного человека.

Во-первых, потому что развитие интернета и социальных сетей, доступность смартфонов — именно с них в сеть выходит больше 80% россиян — дали доступ к огромному объему данных в любой момент. Это привело к тому, что люди привыкли получать информацию мгновенно.

Во-вторых, современный человек живет в условиях высокого информационного потока, где огромное количество данных требует оперативной обработки. Как результат — человек адаптируется и переходит на клиповое мышление. Оно характеризуется быстрым переключением внимания, предпочтением визуального контента и фрагментарностью восприятия. Потому для бизнеса возникает необходимость адаптировать подачу информации для такой аудитории, делать ее краткой и визуально привлекательной.

Также большую роль в современном медиапространстве играет разнообразие форматов. Современная молодежь привыкла обращаться к разным формам подачи информации — подкасты, видео, сториз в социальных сетях.

Подкасты, благодаря своему удобству и мобильности, позволяют получать знания в повседневной жизни без необходимости находиться перед экраном — например, во время поездки на работу, занятий спортом или выполнения домашних дел. А видеоконтент предлагает более наглядный и динамичный способ восприятия информации. Примечательно, что по мнению подростков 12–17 лет, мастер-классы, курсы и видеолекции в интернете даже могут быть альтернативой институту или техникуму.

Издательства, новостные агентства и контент-производители должны учитывать эти изменения и адаптировать свои стратегии, создавая более интерактивные и визуальные форматы, чтобы оставаться актуальными и востребованными среди молодежной аудитории.

Роль социальных сетей и алгоритмов

В последние годы социальные сети, такие как Instagram (принадлежит компании Мeta, признана экстремистской организацией и запрещена в России), TikTok и YouTube, стали основными источниками новостей и информации для молодежи. На этих платформах представлен огромный выбор видео на любые темы: от развлекательных до образовательных. За счет возможности мгновенного доступа к информации, привлекательных и разнообразных форматов и способов взаимодействия с контентом, эти платформы изменили традиционные способы потребления медиа.

В традиционных СМИ авторитет обычно строится на профессионализме и репутации издания или журналиста. В социальных сетях же значительное влияние приобретают блогеры и инфлюенсеры. По данным ВЦИОМ, более 60% опрошенной молодежи — аудитория блогеров. Преимущество блогеров заключается в том, что их контент персонализирован и креативен. Молодежь все больше доверяет лидерам мнений в вопросах новостей и информации, что меняет привычное представление об авторитетах в медиа.

На то, как молодое поколение воспринимает информацию, влияют и алгоритмы социальных сетей. Они собирают данные о действиях в сети — как лайки, репосты и просмотры, и на их основе создают профиль интересов пользователя, подбирают контент, который, скорее всего, привлечет внимание.

Такая персонализация дает преимущества — контент релевантен интересам и не требует временных затрат на поиск. Однако алгоритмы социальных сетей также могут создавать «пузырь фильтра». Это ситуация, когда контент, который показывают пользователю, соответствует его текущим убеждениям и предпочтениям. Он попадает в «ловушку», в которой не может получить альтернативную точку зрения, пока сам не приложит усилия по поиску других идей и видения.

Поэтому, несмотря на плюсы работы алгоритмов в потреблении информации, чтобы в полной мере пользоваться преимуществами социальных сетей, пользователи должны оставаться критичными по отношению к контенту, который им показывают, и быть открытыми для других взглядов.

Социальные сети дали пользователям элементы интерактивности, такие как опросы, викторины, комментарии и возможности делиться контентом. Они помогают удерживать интерес, поскольку требуют активного участия, создают диалог, чем способствуют устанавливать более личную и эмоциональную связь с представленным материалом.

Эмоционально насыщенный контент лучше запоминается: сильные впечатления вызывают у нас желание немедленно поделиться с кем-то произошедшим. А без личного вовлечения в медиапроцесс интерес подростков к просмотру или чтению быстро иссякает. В ответ на запрос потребителя этот интерактив переходит и в образовательные проекты, в информационные, на сайты брендов, в интернет-магазины.

Будущее мультимедийного контента

Молодое поколение становится все более критичным к источникам информации. Они не доверяют автоматически информации, которую находят в Интернете или в традиционных СМИ. Эта критичность проявляется в стремлении проверять факты, искать независимые и альтернативные источники информации, а также анализировать события с различных точек зрения.

С одной стороны, это помогает молодежи избегать дезинформации и формировать более обоснованные мнения. С другой стороны, она может привести к тому, что молодежь будет полностью отвергать традиционные источники новостей и полагаться исключительно на альтернативные, которые могут быть менее надежными.

Интернет создал новые возможности для молодежи формировать свои мнения и взгляды. В прошлом молодежь в основном делала это под влиянием семьи, друзей и учителей. Теперь же на смену пришел широкий спектр сообществ в ставшей более доступной цифровой среде, где разделяют интересы и ценности.

Дальнейшее развитие цифровой среды и новых технологий продолжит трансформацию потребления информации молодым поколением. Свой вклад внесут дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR). Они предоставляют уникальные возможности для создания более интерактивного и погружающего опыта. Но сейчас они находятся на начальном этапе развития в России.

Дополненная реальность (AR) накладывает цифровую информацию на реальный мир. Это позволяет пользователю получать дополнительную информацию и взаимодействовать с ней в режиме реального времени, что будет полезно в образовательных проектах, маркетинге, развлечениях и многих других областях. Например, чтобы получить информацию о достопримечательностях, которую посетили.

Виртуальная реальность (VR) создает полностью захватывающую виртуальную среду с эффектом присутствия, что открывает новые горизонты для игровой индустрии, виртуальных туров, тренингов и даже виртуальных встреч и конференций. Например, чтобы путешествовать по миру, исследовать исторические события или даже испытать на себе различные профессии.

Изменение предпочтений аудитории трансформирует подход к предоставлению информации даже в консервативных областях, таких как музеи, где в России растет число интерактивных экспозиций. Движущиеся экспонаты, голограммы, звуковые и видеокомнаты, погружающие в быт прошлого, а также VR и AR помогают увлечь самыми разными темами от Куликовской битвы до истории заводских станков.

Мультимедийная революция кардинально изменила способы потребления информации среди молодежи. Новые технологии предоставили беспрецедентные возможности для самовыражения, коммуникации и обучения. Молодежь активно приспосабливается к динамичному цифровому миру, и эта тенденция только начинает набирать обороты.

Начать дискуссию