Как избежать штрафа от блогера Кристина Софи, которая запатентовала слово «Прогрев»?

Софи зарегистрировала товарные знаки «Изнанка прогревов» и «Прогрев» на онлайн-курсы и прислала претензию на 1 000 000 рублей другому блогеру — Светлане Степановой за использование в социальной сети слова «прогрев».

Блогеры, маркетологи и юристы негодовали, писали устрашающие статьи, собирали подписи в петиции за аннулирование товарного знака, пугали, что теперь за использование слова Прогрев можно нарваться на штраф в миллионы рублей.

Как избежать штрафа от блогера Кристина Софи, которая запатентовала слово «Прогрев»?
Как избежать штрафа от блогера Кристина Софи, которая запатентовала слово «Прогрев»?

Сколько шумихи было вокруг этого судебного дела. Давайте разбираться вместе.

Меня зовут Анна Власова, я — юрист по интеллектуальной собственности, сооснователь брендингового агентства «Vlasovdesign».

В июле 2022 года ко мне обратился представитель Светланы Степановой, как к эксперту в области товарных знаков, и я подготовила отзыв на исковое заявление Кристины Софи, позиция которого в дальнейшем легла в основу решения суда первой инстанции.

Итак, погнали разбираться в юридических тонкостях судебного дела Прогрев.

Софи запатентовала слово «Прогрев» и взбесила этим сообщество инфобизнеса. В самом факте регистрации нет ничего предосудительного, наоборот, товарные знаки для того и делают, чтобы никто не украл классное и популярное название для продукта, на раскрутку которого вложили много денег и сил.

Софи пошла дальше. Летом прошлого года она начала искать в социальных сетях «нарушителей» прав на товарный знак «Изнанка прогревов». Первой и пока единственной пострадавшей стала Светлана Степанова, которой Софи выкатила сначала претензию на 1 000 000 рублей, а следом иск, снизив сумму до 300 000 рублей.

Арбитражный суд Нижегородской области принял иск 22.06.2022 г. Привожу номер дела А43-17276/2022 .

Блогер Софи предъявила иск по товарному знаку «Изнанка прогревов», а не по другому знаку «Прогрев», как пишут в интернете. Ведь слово «Прогрев» было зарегистрировано Роспатентом 11.07.2022 года уже после подачи иска (иск принят 22.06.2022 года). Возможно, дело обернулось бы в пользу Софи, если бы она дождалась регистрации «Прогрева». Но об этом мы уже никогда не узнаем, к счастью.

Но иск сделали на коленке, не было доказательств использования слова «Прогрев», не было доказано сходство до степени смешения зарегистрированного на тот момент товарного знака «Изнанка прогревов» со словом «прогрев». Да и само слово «прогрев» Светлана указала как перечисление маркетинговых услуг, только как вид услуг, а не как название курса или продукта.

В товарных знаках и интеллектуальной собственности, есть нюансы, которые неизвестны всем юристам. Именно поэтому меня привлекли как юриста узкого профиля, ведь для того, чтобы выиграть суд по товарным знакам нужно доказать 3 юридических факта:

1) Сходство до степени смешения

2) Однородность услуг

3) Использование в бизнесе

С однородностью услуг понятно, и там и там маркетинговые услуги, онлайн-курсы, образование (35 и 41 классы МКТУ).

Но схожесть слов не доказана. Изнанка прогревов и прогрев не являются "схожими до степени смешения" словами.

Использование в бизнесе тоже не доказано. Светлана использовала слово "прогрев" в общеупотребительном значении, когда перечисляла в шапке профиля социальной сети услуги, используемые в повседневной жизни в среде маркетологов.

Ну и не стоит забывать, что само слово «Прогрев» широко используется маркетологами и экспертами по продажам.. И нельзя вот так взять и монополизировать эту услугу, запатентовав слово на себя. Тут уже попахивает недобросовестной конкуренцией.

В своем отзыве на иск я привела следующие доводы:

1) Слово «Прогрев» имеет общеупотребительное значение. Употребление слова в таком значении не является использованием товарного знака. Следовательно, нарушения нет.

Выдержка из решения суда первой инстанции
Выдержка из решения суда первой инстанции

2) «Изнанка прогревов» и «Прогрев» не одно и тоже. Светлана использовала слово «Прогрев», а не «Изнанка прогревов». Значит, говоря юридическим языком, слова не являются «схожими до степени смешения». Сходство не было доказано истцом. Следовательно, нарушения нет.

3) Ответчик использовал слово "прогрев" как перечисление маркетинговых услуг, только как указание на вид услуг.

4) Прогрев – общепринятый маркетинговый термин. Это - основание для отказа в регистрации товарного знака (п. 1 ст. 1483 ГК РФ). Следовательно, товарный знак «Прогрев» был зарегистрирован Роспатентом ошибочно!

В отзыве я привела несколько примеров с расшифровкой этого термина. Вот один из них, который суд указал в решении:

«Прогрев» - цепочка стимулирующих действий, ведущий покупателя к покупке того или иного товара.

Слово «прогрев» можно было включить в товарный знак «Изнанка прогревов» как неохраняемый элемент. Юристы, которые заботятся не только о получении свидетельства на товарный знак, но и о стратегии защиты бренда, так и поступили бы.

Выдержка из решения суда первой инстанции
Выдержка из решения суда первой инстанции

Суд «Прогрев» шел в упрощённом порядке, без вызова участников процесса, три инстанции прошли быстро, менее чем за год. Суд по интеллектуальным правам оставил решение суда первой инстанции в силе, а значит мои доводы по отсутствию нарушения прав на товарный знак сработали.

Юристы Софи в апелляционной и кассационной жалобах приводили нелепые аргументы, но было уже поздно. Первая инстанция все решила правильно. Кассация оставила решение первой инстанции без изменений, а Софи без денег - компенсации 300 000 рублей, денег на оплату юридических услуг и госпошлин.

Вишенка на торте – готовится аннулирование товарного знака Прогрев. А значит, деньги и силы, потраченные на регистрацию такого заведомо провального товарного знака, тоже потрачены зря.

Мораль:

Запатентовать общеупотребимое слово по закону нельзя, но иногда с помощью хитрости можно обмануть Роспатент. Но всех обмануть невозможно. Есть еще суды разных инстанций, самые гуманные и справедливые суды в мире, которые не позволят кошмарить людей миллионными штрафами на общеупотребимые слова.

Вопрос:

Что делать, если на вас подали в суд за нарушение исключительного права на товарный знак?

Ответ:

Главное, не бояться громкого имени оппонента и с помощью юриста по интеллектуальной собственности отстоять права.

Вдруг иск о нарушении исключительного права на товарный знак – это инфоповод, а не грамотная юридическая стратегия.

P.S. Софи подала новую заявку на товарный знак «Сценарист прогревов», так что если есть такая профессия среди инфобизнесменов, берегитесь, теперь она идет к вам!

Как избежать штрафа от блогера Кристина Софи, которая запатентовала слово «Прогрев»?

А как вы думаете, какой истинный мотив регистрации слова Прогрев?

7
16 комментариев

Ждем штрафы за прогрев двигателя )

9
Ответить

12.28 КоАП РФ же

Ответить

инфобизнесаВ слове на*б у вас 11 ошибок.

6
Ответить

Инфобизнес пошел в Роспатент. Видимо, клиентов на прогрев не хватает.

4
Ответить

Какая дичь, сценарист прогревов, режиссёр наебалов 😂

4
Ответить

Грядет великая битва

3
Ответить