Как одна конференция поменяла направление целого проекта

Привет, ребята!

Меня зовут Крис, и я один из фаундеров TON Solutions — за последние полгода мы оказались в самой гущи водоворота невероятной трансформации Telegrama в superapp. Я без малого уже восемь лет читаю VC, и вот я наконец-то исполняю свою давнюю цель — рассказываю о пути нашей команды, о тех косяках, что мы допустили, и тех уроках, что мы вынесли.

Хочется верить, что это поможет либо начинающим предпринимателям, либо тем, кто захочет влиться в экосистему Telegram!

1. Интро

Наш путь начался еще осенью 2022 года, когда мы на резво угасающей волне популярности NFT решили создать площадку для торговли вайтлистами — своебразным доступом к закрытым раундам продаж NFT.

Наша основная go-to-market стратегия строилась вокруг выхода на аудиторию OTC чатов внутри Telegram. Чем глубже мы погружались внутрь платформы, тем сильнее ощущались сковывающие неудобства: после каждого рекламного посева мы и поверить не могли, сколько юзеров просто отваливались, пока ожидали загрузки другой платформы — в нашем случае, это был переход с Telegram на лендинг.

Как одна конференция поменяла направление целого проекта

Нам очень повезло: весной того же года команда Telegram выпускает функционал Mini Apps внутри приложения — это позволило нам создать интерактивного бота с веб-интерфейсом, подключить его к нашему бэку и начать зарабатывать ощутимо больше с каждого рекламного посева. Наши маркетологи прекратили рыдать!

И хоть мы были (относительно) довольны этим решением, мы стали все больше внимания обращать, что от проблем конвертации страдали не только мы. Уверен, в комментариях найдутся десятки маркетологов и предпринимателей с одной и той же болью: делать посевы дорого, юзеров приходит мало. И чем глубже мы копали в этом направлении, чем больше разговоров проводили, тем острее формировалась эта проблема — зарождающийся рынок Telegram Mini Apps остро нуждался в гибком аналитическом решении, что позволяло бы ускорить развитие мини-приложений и добить user engagement до новых высот.

И когда на рынок NFT вайтлистов вышел Magic Eden со всеми нашими ключевыми фичами, мы решили сделать очень сложное для нас решение — мы сделали полный пивот в сторону создания инструментов для Telegram-команд. Мы полностью сместили фокус на разработку сервиса, который будет выполнять функции Google Analytics или Amplitude, но с учётом работы уникальных особенностей внутри Telegram.

В основной статье мы обсудим экосистему Telegram Mini Apps, расскажем чуть больше о наших продуктах и о том, как они помогают командам создавать крутые проекты!

2. Платформа Telegram Mini Apps

2.1 Обзор

Возможности создавать свои мини-приложения в Telegram не стало революцией: это вполне устоявшееся фича как среди компаний с востока (Tencent, Alibaba, Baidu, Line), так и среди компаний с запада (Meta, Snap), и даже СНГ: все помнят мини-игры и приложения Вконтакте.

В каком-то смысле добавление мини-приложений в Telegram было просто вопросом времени: платформа уже хвасталась изобилием ботов разной степени пригодности, и добавление интерфейсов стало хорошим следующим шагом для платформы. Почему это круто:

  • TMA позволяют сильно упростить user experience: вам не нужно больше тыкать в какие-то непонятные и мелкие кнопки у бота и ждать, пока он даст вам текстовый фидбэк.
  • TMA можно открывать по прямой ссылке: пользователю даже не нужно самостоятельно стартовать вашего бота и как-либо с ним взаимодействовать, чтобы воспользоваться вашим продуктом.
  • 22 сентября Telegram официально добавил Wallet, который как раз и является TMA, а не нативной частью приложения, в боковую панель, что явно подчёркивает дальнейшие планы Telegram по развитие экосистемы.

2.2 Сравнение с конкурентами

Наша команда буквально горит темой TMA и мы считаем, что Telegram способен на голову превзойти своих конкурентов, далее расскажем почему.

WeChat за последние несколько лет очень хорошо обкатал концепт мини-программ и Telegram берет самые лучшие решения из китайского мессенджера и доводит их до ума.

Во-первых, в отличии от KakaoTalk и продуктов Meta, Telegram, как и китайские конкуренты, дают возможность абсолютно любому разработать свое мини-приложение. По сравнению с более закрытыми системами WeChat и Alipay, Telegram куда более дружелюбен к разработчикам: вам не нужны знания частных инструментов платформы — достаточно поставить нужные библиотеки и отправиться в бой!

Во-вторых, не стоит недооценивать глобальную доступность Telegram. Тогда как тот же WeChat и Alipay популярны в рамках одного региона, новые TMA решения могут выходить почти на любые рынки, где популярен сам Telegram.

Как одна конференция поменяла направление целого проекта

В-третьих, и это самое ценное, благодаря стараниями ребят из The Open Project, у всех разработчиков есть доступ к отличной библиотеке TONConnect, которая позволит интегрировать крипту в абсолютной любой продукт. А это значит, что вы можете не только запустить свой TMA почти на любой регион, но и начать его монетизировать с самого начала.

3. Первые блины

На момент написания этой статьи в Telegram App Center едва ли насчитывается 150 приложений, поэтому в рамках наших первых тестов, чтобы опробовать саму платформу и то, как юзеры реагируют на мини-приложения, мы решили реализовать два демо-приложения и посмотреть, что из этого выйдет.

3.1 Foldables Shop

Изначально, этот демо-магазин мы собирали для конференции Token2049 в Сингапуре — именно там Telegram и TON анонсировали свое стратегическое партнерство. Мы смогли обкатать демо pop-up shop на конференции и получили больше 120 транзакций за несколько дней.

Такое приложение это очень простой и понятный в разработке продукт: бизнес часто закупает рекламу в Telegram, но ссылки на покупку либо введут в невыносимо корявого бота, либо вообще запускают браузер, из-за чего потенциальный клиент вынужден тратить время на логин или регистрацию. Такие препятствия на пути user flower могут не казаться чем-то серьёзным, но суровая статистика говорит, что конверсии из Telegram Ads в несколько раз хуже, чем средние по индустрии.

Наше приложение позволяет синхронизировать продуктовый фид с популярными eCommerce платформами, такими как Shopify и WooCommerce и нативно отображать в Telegram ленту ваших товаров. Приблизительно так же, как это делает Instagram Shop, но позволяя не переходя на вебсайт сразу сделать заказ и провести оплату.

Помимо того, что наше решение в разы уменьшает препятствия на пути между клиентом и покупкой, вы еще и дополнительно получаете приятный бонус — реактивацию брошенных корзин пользователей посредством рассылок в боте.

3.2 MyLinks

После конференции в Сингапуре мы заметили одну забавную вещь: все участники используют QR-коды чтобы делиться своими Telegram-аккаунтами. Работало это ужасно — пока ты вернешься домой, то уже трижды забудешь, что за человек тебе написал и о чем вы договорились. Помимо этого, в разговорах с нами несколько владельцев каналов поделились специфической проблемой: у них нет возможности закрепить все нужные ссылки в одном месте и чаще всего это либо огромное сообщение в закрепе, либо Taplink/Linktree в описании — не самые оптимальные решения, как мы уже выяснили.

Как одна конференция поменяла направление целого проекта

Обе проблемы мы решили одинаково: через интеграцию Linktree функционала напрямую в Telegram. На конференциях это позволяет не только запоминать контакты нужных людей, но еще и получать сразу доступ ко всем нужным материалам, что они прикрепили. Для владельцев канала это простой способ поделиться ссылками на другие социальные сети или подчеркнуть свои услуги.

В ближайшие месяцы мы расширим существующий функционал интеграцией Calendly: достаточно будет вызвать inline query нашего бота в любом чате, выбрать нужный тип мероприятия из Calendly и отправить: это сильно упростит конвертацию в звонки среди sales-команд, работающих с Telegram.

4. Почему это не работает?

4.1 The Gateway

Мы были очень довольны нашими наработками и начали видеть даже ранний трекшен по каждой из них — на волне этого позитива мы решили отправиться на дубайскую конференцию TON, где планировали собраться и представители самой экосистемы, и все самые громкие проекты.

И у меня даже слов не находится, чтобы подчеркнуть, насколько важным для нас оказалось участие в конференции. Мы поехали туда с двумя продуктами, а вернулись с совершенно другим пониманием того, в какую сторону нам стоит двигаться.

Да, всем на конференции был интересен Links как сбор визиток и ссылок в профиле. Да, китайским инвесторам был интуитивно понятен Telegram Shop — они на такое насмотрелись у себя на родине. Но что меня действительно поразило — это то, что абсолютно (от малых до самых крупных) всем проектам гораздо было интереснее узнать про наш внутренний инструмент аналитики:

  • Командам (и особенно их продуктовым менеджерам) хотелось получить доступ к аналитике по источника притока пользователям и их действиям внутри TMA.
  • Инвесторам было интересно получить инструмент проверки количества реальных юзеров (а не ботов) в TMA и инструмент верификации кошельков.

Мы приехали в Дубай с двумя продуктами, а уехали с 20+ командами в нашем списке ожидания, с важными контактами по экосистеме TON и нужными нам контактами инвесторов. На тот момент мне было сложно поверить, что нам нужно снова бросить то, что мы делаем, и переключиться на разработку другого решения — но настолько громкой и яркой боли в рынке я не встречал еще никогда.

4.2 Telemetree — Telegram-first аналитика для Telegram-first продуктов

За следующую пару месяцев мы создали несколько базовых дашбордов, нашу front-end библиотеку и написали документацию по установке. Проблемы аналитики внутри Telegram и боли рынка заслуживают отдельной статьи, поэтому в рамках этой я подчеркну то, что мы уже умеем:

  • Определять источник перехода юзера вплоть до конкретного канала. Это наша внутренняя наработка и мы знаем, что такого нет ни у кого. Мы можем без UTM-меток или реферальных ссылок говорить из каких каналов в Telegram пришел тот или иной юзер. Даже если автор блога в ТГ просто разместит ссылку на ваш TMA — вы будете знать, сколько людей прошло по этой ссылке.
  • Поведенческая аналитика и анализ когорт: вы можете анализировать поведение юзеров внутри вашего приложения и создавать когорты вокруг самых разных параметров — от источника трафика и гео юзера до количества средств на его кошельке и пола.
  • Поверх этого, с помощью наших инструментов вы можете анализировать то, как пользователи делятся вашим приложением: если кейс Notcoin нас чему-то и научил, так это тому, что sharing — пока что один из самых недооцененных инструментов по промо TMA.
  • Автоматический захват событий и бесплатность: все решения на рынке либо драли последнюю шкуру с команды (да-да, на тебя Amplitude смотрю с ценником в 30к/год), либо не работали адекватно с Telegram. Мы решили делать продукт для команд с ограниченными ресурсами: наше решение сделано так, чтобы можно было поставить библиотеку всего раз, а дальше продакт-менеджер может самостоятельно настроить те события, которые ему интересны.

Именно с этим продуктом мы прошли во внутренний TON Accelerator и сейчас активно готовимся с командой к демо-дню в Гонконге!

5. Что дальше?

Если всё пройдёт по плану, то к моменту, когда вы это будете читать, мы уже закончим закрытое бета-тестирование нашего продукта и пройдемся по большей части команд из нашего списка.

Нам бы хотелось обратить внимание сообщества на трансформирующийся рынок Telegram Mini Apps и видеть больше активных разработчиков и команд в этом растущем сообществе.

В партнерстве с TON Accelerator мы уже готовим воркшопы для начинающих разработчиков: к весне у нас будет готов абсолютно бесплатный курс на восемь уроков, где мы проведем вас через создание своего первого TMA. Я искренне верю, что у Telegram есть все шансы сильно трансформировать рынки Азии, Африки и Южной Америки — мне бы очень хотелось видеть еще больше ребят из СНГ, кто хотел бы воспользоваться этим уникальной возможностью.

Контакты

Если хотите узнать больше об экосистеме, то пишите сюда: t.me/candyflipline

Если хотите быть в курсе апдейтов внутри экосистемы, то давайте сюда: t.me/tg_business_en

Если хотите обкатать нашу аналитику внутри вашего продукта, то вам сюда: ton.solutions

Спасибо большое, VC, за шанс исполнить давнюю цель! <3

Начать дискуссию