Рынок книжной торговли: мир маленьких издательств

Близится 9 мая, и это лучшее время для знакомства с московским книжным издательством «Пятый Рим», которое при помощи краудфандинга издает иллюстрированные военно-исторические книги для семейного чтения. За его плечами 4 успешных крауд-кампании и один активный сейчас проект: Детская книга о Сталинградской битве. Мы побеседовали с главным редактором «Пятого Рима» Григорием Пернавским и предлагаем вам познакомиться с изнанкой издательского рынка в нашей стране.

Григорий Пернавский 
Главный редактор книжного издательства "Пятый Рим", военный историк, публицист.

Planeta.ru: Григорий, расскажите пожалуйста, как устроен рынок торговли книгами? Как сейчас вообще издаются книги?

Григорий Пернавский: По большему счету, полноценной продажей своих книг в России занимаются одно-два крупных издательства. Мир маленьких издательств очень тесный, у нас друг с другом хорошие отношения, и мы стараемся поддерживать и пиарить друг друга. Мы в курсе, кто и что собирается издавать, кто на каких выставках принимает участие. Все это зачастую делается на голом энтузиазме.

Кроме нас самих и людей, которые нас поддерживают — информационно или финансово, это больше никому не интересно: ни Министерству культуры ни Министерству просвещения, и мы к этому привыкли.

В издательстве. Григорий Пернавский и Валерий Замулин (автор "Курская битва. Детская книга") подписывают часть тиража специально для пользователей Planeta.ru, которые приобрели лот "Бумажная книга с автографом"
В издательстве. Григорий Пернавский и Валерий Замулин (автор "Курская битва. Детская книга") подписывают часть тиража специально для пользователей Planeta.ru, которые приобрели лот "Бумажная книга с автографом"

Как издаются книги… Появляется идея, пишется книга, рисуются иллюстрации, потом верстка и печать в типографии. Вопрос в том, где найти на это средства, и вот здесь есть несколько путей. Можно попробовать выиграть грант на издание книги, но это дело сложное и непредсказуемое. К тому же наваливается много бумажной работы с отчетностью, и издательство попадает в зависимость от грантодателя. Также книги издаются на деньги инвесторов и спонсоров, либо на собственные средства издательства от прибыли с предыдущих продаж. Но система книготорговли так устроена, что деньги в ней возвращаются очень медленно.

Мы для себя выбрали путь краудфандинга — когда мы издаем книгу с помощью «народного финансирования», мы уже можем планировать тираж исходя из интереса и уровня поддержки людей. Мы не зависим от грантов или от благосклонности спонсоров и инвесторов: люди хотят книгу, и они ее покупают, даже не смотря на то, что она еще не напечатана.

Иллюстрация из книги "Курская битва. Детская книга".
Иллюстрация из книги "Курская битва. Детская книга".

Детские иллюстрированные книги очень дорогие — дорого обходится полиграфия и кропотливая работа художников. В сумму, которую мы заявляем в качестве цели сбора на «Планете», включены гонорары авторам и художникам, повышенные расходы на полиграфию, чтобы мы могли не только разослать предзаказ, но и иметь тираж, который мы впоследствии будем продавать на книжных ярмарках.

Planeta.ru: Почему вы выбрали сегмент именно детских иллюстрированных книг на военно-историческую тематику? Насколько это востребовано сейчас?

Григорий Пернавский: Я сам вырос на таких книгах: в советские времена выходили шикарные серии детских иллюстрированных книг о войне, например серия «Дедушкины медали».

Или книга Нисона Ходза «Дорога жизни», которую мне подарили, когда мне было 7 лет, и это предопределило мой интерес к истории в будущем. Действительно, кажется, это какая-то узкая тема, но мы на своем примере убедились, что люди хотят, чтобы такие книги выходили, и готовы их поддерживать. Наша первая крауд-кампания по изданию детской книги о Блокаде Ленинграда собрала заявленную сумму в первый же день. А к концу проекта мы собрали практически 300% от заявленной суммы. В ходе той кампании у нас произошел логистический коллапс: книг заказали так много, что мы не успевали их отсылать.

Но даже это пошло нам на руку, люди приезжали к нам в издательство за книгами, мы общались с ними, приносили свои извинения, и многие из них стали постоянными участниками наших крауд-кампаний. Сейчас логистикой занимается «Планета», и для нас это очень удобно. Потому что логистика — это самый сложный этап крауд-кампании, возможно даже более сложный, чем сбор заявленной суммы.

Отпечатанный тираж ждет своих читателей.
Отпечатанный тираж ждет своих читателей.

Planeta.ru: У издательства 8 крауд-проектов с общим сбором более 6 млн рублей, один из них, Детская книга о Сталинградской битве, активен и сейчас, он собрал уже более 1,5 млн рублей, чем вы можете объяснить такой успех?

Григорий Пернавский: Мне кажется, все дело в аудитории. Люди следят за нашими проектами и перетекают из одного в другой. Нам доверяют. Например, в последней активной кампании два человека анонимно внесли 150 и 100 тысяч рублей — разве это не показатель доверия и востребованности таких книг? Кроме того, в ходе предыдущей кампании мы решили дарить часть собственного тиража библиотекам: для этого мы добавили специальные лоты «Книги в подарок детям». Так у людей появилась возможность поучаствовать в процессе: любой пользователь может выкупить несколько книг и подарить их любой библиотеке.

Мы рассылаем книги по регионам-участникам событий. Так, прошлую детскую книгу о Курской битве мы разослали в библиотеки Курской, Белгородской и Орловской областей. Новая книга о Сталинградской битве также уйдет в регион описываемых в ней событий — в библиотеки Волгоградской области. Нашу инициативу подхватила и «Планета»: в рамках программы «Планета поддерживает» была выкуплена часть тиража, которую также подарят библиотекам.

Planeta.ru: Как вообще родилась идея дарить книги библиотекам? Это очень человеческая, но не совсем коммерческая история…

Григорий Пернавский: Я постоянно продаю книги и представляю наше издательство на книжных ярмарках. Хотите — верьте, хотите — нет, но не было ни одной ярмарки где бы к нам не подошел учитель или сотрудник библиотеки. Представьте себе: приходит учитель и покупает 4 книги за свои деньги. Я спрашиваю: «Родственникам?» — «Нет, я в школу покупаю. Подпишите, пожалуйста, этому классу, этому и нашей школьной библиотеке». Таковы реалии сегодняшнего дня. Потом, когда мы вели предыдущий проект — Детская книга о Курской битве, мы стали замечать, что нам приходят небольшие суммы в поддержку: по 100 рублей, по 250. Оказалось, что таким образом библиотеки хотели заявить о себе. Причем все эти суммы приходили от библиотек Курской области — это стало понятно по электронным адресам. Тогда мы и решили подарить часть тиража библиотекам. Специально завели лот, где пользователи могли приобрести несколько книг в подарок. У нас очень живая и отзывчивая аудитория.

Церемония передачи книг библиотекам Курской области.
Церемония передачи книг библиотекам Курской области.

С самого начала крауд-кампании Детская книга о Сталинградской битве происходят необычные ситуации, которых раньше не было. Например, к нам обращаются участники проекта и просят хотя бы упомянуть в книге номера частей и подразделений, в которых служили и воевали их деды и прадеды. Просят найти какой-то боевой эпизод с участием не лично их предков, а дивизий, полков... То есть, люди хотят как-то прикрепить свою память, свои воспоминания к какому-то культурному объекту. Книги живут долгую жизнь, кроме того, люди хотят дать нашу книгу своему ребенку и показать: «смотри, вот здесь про твоего деда».

Рынок книжной торговли: мир маленьких издательств

Крауд-кампания Детской книги о Сталинградской битве будет активна до 17 мая 2024 года.
Уже сейчас проект поддержали более 900 человек, собрав 70% от заявленной финансовой цели. По правилам Planeta.ru проект считается успешным, если собирает >50% от заявленной финансовой цели, а значит книга уже точно выйдет.

6969 показов
160160 открытий
2 комментария

Не знала об этом издательстве. Пошла изучать каталог)

Ответить

Комментарий в поддержку проекта)

Ответить