Почему социальный капитал — ценный актив предпринимателя?

Инвестировать в отношения с людьми — это прибыльно. Читайте, что такое социальный капитал и как использовать его в бизнесе.

Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена»
Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена»

Привет! С вами Алла, журналистка сообщества предпринимателей CLUB.ORG. Давайте разбираться, как строить крепкие взаимоотношения и заводить связи, которые будут работать на вас.

Что такое социальный капитал?

Почему социальный капитал — ценный актив предпринимателя?

Термин социальный капитал придумал француз Пьер Бурдье. Так философ обозначил социальные связи, которые можно использовать как ресурс и способ получения выгоды.

Американский социолог Джеймс Коулман продолжил логику Бурдье, описав социальный капитал как отношения «ты мне — я тебе». По мнению Коулмана, социальный капитал — это ресурсы, в которые человек готов инвестировать ради достижения целей.

Исследования показывают, что люди с высоким социальным капиталом чувствуют себя более счастливыми и успешнее выстраивают доверительные отношения в сообществе в сравнении с теми, кто социальным капиталом не обладает.

Социальный капитал — нечто большее, чем число контактов в телефонной книге или подписчиков в интернет-профиле. Это отношения между людьми, связи внутри сообщества и далеко за его пределами

В бизнесе социальный капитал может стать опорой для устойчивого развития и способствовать успеху компании.

Уровни социального капитала

Почему социальный капитал — ценный актив предпринимателя?

Индивидуальный

Первые кирпичики в фундамент социальных связей закладываются в семье. Десятки бизнесменов из списка Forbes — дети состоятельных родителей.

Отец Илона Маска, одного из богатейших людей планеты, владел половиной изумрудной шахты в Зимбабве. Будущий миллиардер получил в наследство не только солидное состояние, но и связи в бизнес-сообществе. Свою первую компанию предприниматель основал в возрасте 25 лет в 1996 году.

Не всем повезло родиться с золотой ложкой во рту.

Но даже человек, появившийся на свет в самой обычной семье, может обрести прочный и эффективный социальный капитал

Договориться с соседом по парте по очереди носить тяжелые учебники. Объединиться с дворовыми приятелями, чтобы противостоять хулиганам. Попросить однокурсника достать билеты на концерт любимой рок-группы в обмен на помощь с рефератом. Зарекомендовать себя как амбициозного и старательного сотрудника и получить долгожданное повышение. Все это под силу с социальным капиталом.

Бизнес завязан на работе с большим количеством людей: взаимодействие с сотрудниками, инвесторами, поставщиками. Предприниматель выходит далеко за пределы своего круга общения: так с индивидуального уровня мы поднимается на уровень команды.

Команда

Предприниматель — капитан своего корабля. Он заинтересован в том, чтобы социальные связи в коллективе были прочными и устойчивыми.

Когда сотрудники эффективно интегрированы в команду, они охотнее взаимодействуют с коллегами, помогают друг другу в трудной ситуации. Каждый чувствует себя важным игроком и болеет за успех общего предприятия.

Напротив, низкий социальный капитал компании, слабо организованные связи мешают продуктивной работе и порождают конфликты. В разобщенном и склочном коллективе куда сложнее договориться: принятие решений дается мучительно и отнимает долгие часы.

Высокий уровень доверия между коллегами мотивирует их вовлекаться в работу, дольше оставаться в компании и рекомендовать ее соискателям, говорят ученые

Исследователи социального капитала отмечают его влияние на снижение текучки кадров, на повышение эффективности работы команды, рост инноваций и карьерной мобильности. Все это особенно актуально на фоне дефицита кадров в России и в других странах мира.

Внешние связи

Предприниматель не всегда конкурент другому предпринимателю. Объединяясь и находя связи в бизнес-сообществе, можно ставить более амбициозные цели и увеличивать прибыль.

В бизнесе есть немало успешных примеров сотрудничества и партнерства

Ларри Пейдж и Сергей Брин учились вместе в Стэнфорде. Знакомство математиков началось с ссоры во время экскурсии по университетскому городку. Однако Пейдж и Брин поладили и решили сделать совместный исследовательский проект. Сотрудничество талантливых ученых обернулось созданием в 1998 году интернет-гиганта Google.

Ларри Пейдж и Сергей Брин
Ларри Пейдж и Сергей Брин

Гордон Мур и Боб Нойс работали в компании, выпускавшей в Кремниевой долине полупроводниковые приборы. Молодые специалисты уволились из-за конфликта с руководством и основали в 1968 году компанию Intel — одного из крупнейших производителей электронных устройств и компьютерных компонентов.

Сотрудничают не только начинающие амбициозные предприниматели, но и гиганты рынка. Nike и Apple совместно выпускают спортивные гаджеты, а Starbucks и Spotify разработали для клиентов музыкальные плейлисты, которые можно слушать, попивая капучино в кофейне.

Как развить свой социальный капитал?

Почему социальный капитал — ценный актив предпринимателя?

Личные отношения

Успешный предприниматель окружает себя людьми с различными навыками и компетенциями. Обретать связи помогает проактивная позиция.

Уделите внимание, выразите готовность помочь — и потенциальный партнер растает

1. Начинайте с малого. Поставить лайк в социальных сетях — нетрудно, но такой пустяк поможет повысить лояльность. Поздравление с днем рождения кажется формальностью, однако такие «мелочи» помогают выстраивать новые отношения или поддерживать уже существующие.

2. Встречайтесь. Опытные предприниматели советуют регулярно видеться с новыми людьми, не стесняться и первыми идти на контакт. Главное, чтобы встречи проходили продуктивно: научитесь четко рассказывать о себе и формулировать запросы. Не теряйте контакты — заведите себе в привычку заполнять записную книжку, указывая всю необходимую информацию о человеке.

3. Помогайте. Порекомендовать бывшего сотрудника, поделиться интересующей информацией. Участие и заинтересованность — вот путь к выстраиванию успешной коммуникации.

Рабочие отношения

Хороший руководитель знает свою команду, понимает, как устроены внутренние процессы в компании

1. Создайте комфортное и безопасное пространство. Развивайте корпоративную культуру: поддерживаете инициативных сотрудников, поощряйте их делиться мыслями — это приведет к более продуктивному деловому общению. Регулярно обсуждайте с подчиненными и коллегами их планы и потребности.

Используйте методику one to one — поговорите с сотрудником лично, чтобы получить обратную связь по совместной работе

2. Позвольте команде расти. Бросайте вызовы друг другу и дайте сотрудникам инструменты для профессионального развития. Например, коллеги могут соревноваться в количестве продаж в месяц. Дружеское соревнование повысит креативность и увеличит доходы компании.

3. Выстраивайте отношения на разных уровнях. Крепкие связи людей могут возникать вне зависимости от их полномочий и должности. Дружба между отделами рождает новые идеи и инициативы, а общение высшего руководства с рядовыми сотрудниками позволяет преодолеть непонимание.

Развитие сообщества

Рано или поздно предприниматель приходит к тому, что текущие ресурсы, знания и контакты недостаточны для дальнейшего роста. Для того чтобы преодолеть этот потолок, нужно искать новые возможности и выстраивать партнерство с другими бизнесменами.

Наиболее эффективный путь — развитие бизнес-сообщества. Сотни предпринимателей проходили похожий путь и совершали одни и те же промахи. Избежать их помогает обмен опытом

Как избавиться от страха ошибок? Как масштабировать бизнес и выйти на новые рынки? Как найти баланс между работой и личной жизнью? Решить эти и другие проблемы в одиночестве куда сложнее, чем в окружении других предпринимателей.

В CLUB.ORG — международном сообществе предпринимателей и руководителей — можно быстро и эффективно развивать социальный капитал. В клубе собрались люди, которые разделяют общие ценности и готовы делиться опытом. А тем, кто хочет писать популярные тексты на vc.ru, добро пожаловать в сообщество «Авторов с Уолл-Стрит»: здесь рассказывают о секретах попадания в топы.

***

А как вы развиваете социальный капитал? Поделитесь своими историями в комментариях!

3939
33
11
11
11
28 комментариев

Очень правильные примеры и хорошая классификация

3
Ответить

Спасибо за отклик.)

1
Ответить

Почему социальный капитал — ценный актив предпринимателя? — Алла Новикова на vc.ru

• Социальный капитал - это социальные связи, которые можно использовать как ресурс и способ получения выгоды.
• Люди с высоким социальным капиталом чувствуют себя более счастливыми и успешнее выстраивают доверительные отношения в сообществе.
• Социальный капитал может стать опорой для устойчивого развития и способствовать успеху компании.
• Уровни социального капитала: индивидуальный, команда и внешние связи.
• Развитие социального капитала включает личные отношения, рабочие отношения и развитие сообщества.
• Обмен опытом и поддержка сообщества предпринимателей помогают развивать социальный капитал.

1
Ответить

Вот и пересказ. Как всегда оперативно.)

2
Ответить

Отличная статья!

1
Ответить

Спасибо. Буду рада, если поделитесь своим опытом развития социального капитала.)

2
Ответить

Как говорила бабушка "связи решают всё")

1
Ответить