Как реагировать на правильные ответы учеников. Методика «Не останавливаться на достигнутом»

Сегодня про методику, которая вызывает много дискуссий за и против. Попробую разобрать ее со стороны полезности.

Наш мозг любит все упрощать и совсем не любит озадачиваться (отчасти потому что это тратит энергию). Но когда мозг не озадачен, он гоняет по своим нейронным связям одни и те же мысли, которые не делают нас с вами умнее и лучше. Это любят исследовать нейропсихологи и много всего на эту тему понаписали. (Можете почитать про динамическую стереотипию начиная от академика Павлова и далее).

Теперь переместимся на абстрактный урок: вот есть ученик, который ответил на вопросы, правильно выполнил задания, и учитель ему говорит: “Молодец! Отдыхай” и он сидит, отдыхает, гоняет свои мысли в голове по кругу или обсуждает с соседом видео с ютуба. Достойная награда для человека, показавшего хороший результат и тягу к знаниям?) Я сейчас не о крайностях, когда ребёнок без перерыва занят обучением.

Как реагировать на правильные ответы учеников. Методика «Не останавливаться на достигнутом»

Когда класс приходит к правильному и полному ответу, возникает искушение, сказать «молодцы», «верно» либо повторить правильный ответ, да и дело с концом.
Обучение может и должно продолжаться и после того, как дан правильный ответ.

Смысл методики в том, чтобы реагировать на правильные ответы учеников дополнительными или уточняющими вопросами. Можно постепенно усложнять, чтобы удостовериться, что ответ не был дан случайно. Эта методика называется «Не останавливаться на достигнутом».

ЗАЧЕМ:

  1. Она формирует у учеников ощущение, что вы многого от них ждете, повышает самооценку
  2. Учитель может убедиться, что ответ дан не случайно
  3. Учитель избегает ошибки, что ученик надёжно овладел материалом
  4. Прощупать глубину понимания материала учеником
  5. Провести быструю диагностику класса по уровням знаний
  6. Приучить детей к увлекательной погоне за новыми знаниями
  7. Мотивирует детей не снижать планку, так как они уже при всех ответили на более сложные вопросы

Это заставляет детей трудиться с искренним интересом и усердием и посылает им четкий сигнал: новые знания могут быть наградой за достижения.

Дополнительные вопросы можно разделить на несколько подвидов:

• Задать вопросы «как» и «почему»

Проверить, способен ли ученик отвечать правильно, постоянно и последовательно, — попросить его объяснить, как он пришел к верному ответу.

• Попросить найти ответ другим способом.

Нередко существует несколько способов решения задачи. Если ученик выбрал один из них, у вас есть возможность убедиться, что он умеет пользоваться и другими.

• Попросить подобрать более подходящее слово.

Учащиеся часто начинают определять новые знания наипростейшим языком. Предложите использовать более точные слова или недавно выученные термины. Это развивает словарный запас детей.

• Попросить представить доказательства.

Доказательства правоты, выводов и заключений подчеркивают важность веских аргументов в мире. Благодаря этому вы сможете обоснованно прервать слабую или субъективную позицию. Вам не придется говорить, что вы не согласны с мнением ученика, — вы просто попросите его представить доказательства его правоты.

• Попросить учащихся задействовать сопутствующие навыки.

Ответы на вопросы в нашей жизни редко требуют какого-то одного, изолированного навыка. Чтобы потренировать своих учеников, попробуйте предложить дополнить ответ другими недавно освоенными навыками.

Учитель: Кто может придумать предложение со словом шагать?
Ученик: Я шагаю по улице.
Учитель: А можешь добавить деталь, которая лучше раскрывает значение слова шагать?
Ученик: Я шагаю по улице, чтобы купить в магазине конфеты.
Учитель: А можешь добавить определение к слову улица?
Ученик: Я шагаю по широкой улице, чтобы купить в магазине конфеты.
Учитель: Хорошо, а теперь добавь в свое предложение подлежащее — словосочетание.
Ученик: Мы с братом шагаем по широкой улице, чтобы купить в магазине конфеты.
Учитель: А можешь сказать то же самое, но в прошедшем времени?
Ученик: Мы с братом шагали по широкой улице, чтобы купить в магазине конфеты.
Учитель: Это были очень сложные вопросы. Посмотри, как хорошо ты с ними справился!

• Попросить учащихся применить тот же навык в новых условиях.

Как только ученики освоили новый навык, можно попросить их применить его в новых или более сложных условиях.

Данная методика держит учащихся в напряжении: им приходится объяснять ход своих мыслей или по-новому применять свои знания. Но просто задать ряд дополнительных вопросов недостаточно.

Например, учительница просит ученицу придумать предложение со словом обожать. Каждым своим вопросом важно докопаться до сути. Если вы поняли, что ребенок способен ответить на вопросы с разными вводными данными и уровнем сложности, то он справился. Нужно это подчеркнуть перед классом.

Итог: если правильно применять эту методику, ученики начнут лучше готовиться к занятиям, понимая, что нельзя угадать или прочитать только 1 абзац учебника, будут относиться к новым знаниям как к поощрению, а вы будете понимать, по-настоящему кто насколько владеет материалом.

В своем телеграм-канале я рассказываю, как репетиторам продвигаться в социальных сетях, создать стабильный и управляемый источник заявок от новых учеников, поднять стоимость своего часа и перейти от индивидуальных занятий к мини- группам.
Подписывайтесь на канал, чтобы получать ценные советы и инсайты для успешного развития в онлайн-среде

Начать дискуссию