Как справиться, если ученики не понимают и не слышат: советы для педагогов

Когда дети не понимают тему или вас.

Хочу начать рассказ об этой методике с философского размышления о том, что люди друг друга не понимают, продолжить его упоминаниями исследований по нейропсихологии, где рассказывают почему именно не понимают.

Там будет много про зеркальные нейроны, про речь, как закодированную систему передачи информации, и всякое такое. Рассказать хочется, но не буду. Об этом и так сейчас много информации, её легко добыть.

Хотите спросить, как это всё связано с обучением детей?

Во-первых, дети - это маленькие люди, а значит механизмы непонимания у всех похожи. Во-вторых, раз вы занимаетесь их обучением, нужно как-то управлять этой группой, которая вас не понимает.

Поэтому сегодняшняя методика о том, как сократить пропасть между тем, что мы говорим и тем, что слышит другой человек. Она называется: «Что делать».

Зачем использовать:

  • чтобы сделать свои указания конструктивными, легко выполнимыми и понятными;
  • чтобы учащиеся получали от вас четкую и полезную инструкцию, без труда выполнимую для любого;
  • увидеть и понять грань между непокорностью учащихся и их некомпетентностью.

Представьте себе ситуацию: рабочее совещание, директор говорит о том, что мы должны прекратить быть неэффективными, должны не отвлекаться от педагогических целей, и получать жалобы или негативные отзывы от родителей — недопустимо.

Или ситуацию на приеме у врача, где пациенту со сломанной рукой он выписывает лечение — не лезть руками куда не надо.

К сожалению, ситуация №1 действительно случается, и это про неэффективный менеджмент, а вот второй пример сложно себе представить. Возникает вопрос: “А делать-то что?”

Учителя часто определяют желательное поведение через отрицание: «Не отвлекайтесь», «Не балуйтесь», «Такое поведение недопустимо». Подобные команды неопределенны, неэффективны и нечётки. Они заставляют учеников гадать, чего именно вы от них хотите.

Как справиться, если ученики не понимают и не слышат: советы для педагогов

Например, что означает слово «это» во фразе «прекрати это»? Если я и сам хочу не отвлекаться, но, помимо «не отвлекайся», мне ничего не говорят, какую альтернативную модель поведения мне выбрать? Откуда мне знать, что для этого надо делать?

И даже в тех случаях, когда учителя не определяют нужное поведение через отрицание, их указания зачастую недостаточно конструктивны.

Когда вы говорите ученице, что надо быть внимательнее, спросите себя, а знает ли она вообще, как это сделать? Научили ли ее этому? Знает ли она, каковы ваши конкретные ожидания в отношении внимательности (скажем, всегда смотреть на говорящего)? Помогли ли вы ей научиться не отвлекаться от урока и контролировать этот процесс?

Команда «Будь внимательнее» — бесполезная рекомендация, ибо она никого ничему не учит.

Как справиться, если ученики не понимают и не слышат: советы для педагогов

Одна из основных задач учителя заключается в том, чтобы рассказывать детям, что именно надо делать и каким образом. Объяснять им, как надо поступать, вместо того чтобы говорить, как поступать НЕ надо.

Это возвращает фокус внимания класса к учебному процессу, даже в моменты, когда речь идет исключительно о поведении, а также выражает вашу веру в то, что благодаря усердной учебе можно решить практически любые проблемы.

Однако просто сказать детям, как им следует поступать, недостаточно.

Эффективные указания должны соответствовать четырем критериям:

1) Чёткость.

Команды и указания — обязательно чёткие. Они должны точно описывать то, чего вы ждёте от учеников, то есть действия, которыми можно управлять.

Например, вместо того чтобы рекомендовать ребенку быть внимательнее, попросите его положить карандаш на парту и смотреть прямо на вас. Это чётко даёт ему понять, что нужно делать, чтобы стать более внимательным.

Данная рекомендация легко запоминается, она четко ориентирована на решение проблемы, и ее трудно неправильно интерпретировать.

2) Конкретность.

Эффективные указания не только чёткие, но также они включают в себя понятные и легко выполнимые задачи, с которыми способен справиться каждый ученик.

Если попросить ребенка быть внимательнее, он может знать или не знать, как это сделать, а вот требование поставить ноги под парту и сесть прямо ни один школьник не истолкует неверно.

Если ребенок очень старается, но всё же не понимает, чего вы от него хотите, добавьте конкретики: «Повернись ко мне лицом. Поставь ноги под парту. Придвинь стул ближе к парте» — это простые, привычные движения, отсутствует неопределенность и излишняя сложность.

3) Последовательность.

Сложные навыки, такие, например, как концентрация внимания, редко подразумевают одно конкретное действие. Значит, в подобных случаях эффективные распоряжения должны описывать последовательность чётких конкретных действий.

Например: “Открываем тетради, записываем номер упражнения. Сейчас я поставлю таймер, и за 10 минут вам нужно будет решить 6 примеров. Тот кто будет готов раньше, кладет ручку на стол и смотрит на меня”.

4) Наблюдаемость.

В описанном выше примере все действия легко отследить и проконтролировать, они относятся к разряду наблюдаемых. Это последовательность конкретных и довольно простых шагов. В результате, у учителя есть все основания ожидать их выполнения от любого ученика. А компонент наблюдаемости оставляет ученикам очень мало пространства для манёвра с точки зрения его личной ответственности за результат.

Сознательно либо неосознанно дети отлично улавливают отсутствие чёткой персональной ответственности и используют это в своих интересах. А вот если я скажу ученику: «Поставь ноги под стол, положи карандаш на парту, глаза на меня», то прекрасно смогу увидеть, как ребёнок выполнил моё распоряжение. И он прекрасно знает, что я могу проверить, послушался ли он меня, и, следовательно, с большей вероятностью сделает это.

Благодаря чёткости и конструктивности команд, которые нельзя неверно интерпретировать, методика «Что делать» позволяет проводить чёткую грань между некомпетентностью и намеренным неповиновением.

Когда ребенок не выполняет ваши требования, важно понимать, по какой причине он это делает:

  • Некомпетентность, незнание, непонимание.
  • Неповиновение.

Если проблема в некомпетентности, долг учителя — снабдить нужными знаниями. Если наказать ребенка за невыполнение требования, которое он не понимает или не умеет, наказание будет несправедливым. Это непременно испортит отношения и научит его тому, что дисциплинарные меры не связаны с фактическими поступками.

Если ребенка наказывают по непонятным ему причинам, наказание кажется ему случайным и необоснованным. Согласно исследованиям психологов, усвоенная беспомощность — то есть отказ от выполнения задачи по причине того, что человек уверен, будто его выбор и действия на самом деле ничего не меняют, — как правило, бывает следствием восприятия дисциплинарных мер как чего-то случайного и бессистемного.

Но если ученик явно не желает следовать указаниям, речь идет о намеренном непослушании, и в этом случае необходимо принять подходящие дисциплинарные меры. Если не реагировать в такой ситуации, это создаст прецедент безнаказанности, и его одноклассники станут считать, что он (или вообще кто угодно) может поступать так хоть до конца учебного года.

Допуская подобное развитие событий, учитель добровольно отрекается от своих полномочий, от своего долга защищать среду, в которой живут и учатся остальные дети, и, следовательно, лишает их права на качественное образование. Реагировать на откровенный вызов ученика одними поучениями и увещеваниями так же неправильно, как реагировать наказанием на явную некомпетентность.

Итак, учитель обязан проводить чёткую грань между некомпетентностью и явным неповиновением и реагировать каждый раз соответственно. Давая детям четкие, конкретные и наблюдаемые указания — достаточно простые и ясные, чтобы любой добросовестный ученик мог при желании их выполнить, — вы проведете эту грань четко и справедливо.

Подведем итог, сегодня мы разобрали методику, которая позволяет повысить уровень дисциплины в классе, а также работает на ваш авторитет через разграничение непонимания и непокорности ученика. В целом, эта методика хороша для эффективного менеджмента не только в работе преподавателя, но и любой компании, где есть люди.

В своем телеграм-канале я рассказываю, как репетиторам продвигаться в социальных сетях, создать стабильный и управляемый источник заявок от новых учеников, поднять стоимость своего часа и перейти от индивидуальных занятий к мини- группам.
Подписывайтесь на канал, чтобы получать ценные советы и инсайты для успешного развития в онлайн-среде

Начать дискуссию