Большой Венчурный Миф

Большой венчурный миф (БВМ) — основа дискурса «венчурной тусовки». Он многогранен и многопланов. Его начинаешь ощущать, сравнивая гиперреальность (бытующие представления) с реальностью (практикой и здравым смыслом). Выразить ощущения непросто. Но я попробую.

1. Суть БВМ

Венчурные инвестиции — некая халява, типа гранта: «Заем нужно возвращать, а инвестиции нет». Инвесторы слушают питчи, вопросы задают - значит, хотят потратить деньги. Как покупатели на восточном базаре: пришли туда с мошной, чтобы выйти с покупками. Значит, кто из продавцов лучше расхваливает свой товар — тот и станет обладателем мошны. Как расхваливать? Все тут подсказывают в один голос: "Инвестор хочет побольше заработать. Покажите, как он это с вами сделает". Для этого есть финмодель. Нужно в ней посчитать всё так, чтобы через 3-5 лет получались большие иксы... поправка последнего года: в моду вошла "дивидендная модель", т.е. инвесторы теперь хотят дивидендов, и нужно про них рассказывать. В общем, каким бы ни был твой проект, главное найти и правильно «обработать» инвестора, чтобы он дал денег именно тебе. Просто выполни некие [простые, но тайные] правила - и гарантированно быстренько их получишь! Кстати, есть гуру, которые про эти правила расскажут. Вот, например, цитата: «Не делай эти 5 ошибок и ты 💯% привлечешь инвестиции!»

2. Источники мифа

а). Людям свойственно верить в свою правоту. Фаундер искренне уверен, что уж его-то проект точно «полетит». А инвесторы… ну, они просто пока не знают об этом. Значит, если очень-очень умело рассказать им про светлое будущее проекта, то они тоже немедленно поверят в правоту фаундера! А как иначе? Если всё равно не верят — значит, ты просто плохо рассказал, плохо упаковал! б) Людям свойственно искать простые решения сложных вопросов. Отсюда лженаука, теории заговора, отсюда множество обывательских мифов. БВМ не исключение. Ну должна же быть инструкция, простой и понятный алгоритм, чтобы не задумываясь: делай раз, делай два — и результат гарантирован! Очень хочется, чтобы был такой алгоритм! А раз хочется — значит, есть! Тем более вот же, предлагают, за совсем небольшие деньги...

3. Типичные проявления БВМ

- Венчурная Подмена Цели (ВПЦ). Цитата: «Часто причина краха кроется в отношении стартаперов к проектам, когда получение инвестиций - основная задача и показатель успеха, а о самом бизнесе никто толком не думает. Заканчивается это в итоге плачевно». (Сергей Белоусов, Руна Кэпитал)

- восприятие контакта с инвестором как рекламы ему продукта под названием «проект»;

- вследствие чего ожидание, что можно через пару недель, максимум через месяц после знакомства с инвестором получить деньги;

- а также раздувание оценки и запроса в расчете на торг: «проси больше - дадут хоть что-то»;

- и огромная переоценка «упаковки», неготовность к тому, что ее вскроют и выбросят, что инвестора факты интересуют больше, чем мечты и планы.

4. Причины устойчивости мифа

а). Он царствует в инфополе. Почему? Фаундеры хотят привлечь денег. Привлечет, может, каждый сотый, но хотят-то все! И готовы платить за то, чтобы им объяснили, как это сделать (желательно, по шагам). Число посредников, которые кормятся на данном желании, кратно превышает количество инвесторов. Посредники заинтересованы в поддержании мифа и активно его «рекламируют» (и часто сами искренне в него верят).

б). БВМ, увы, иногда подтверждается практикой, особенно для хайповых тем, так как есть встречный «миф об иксах», на который падки лесорубы - они вправду могут дать себя развести красивой мечтой. В 21 году таких сделок было немало. И в 23-м могут случиться. Их участников слегка жалко. Но лишь слегка...
_____________________________

Замечания и выводы

- Миф (симулякр) — базовая структура современного мира. Из мифов сотканы туннели реальности, в которых живут люди. Поэтому мифы объединяют! «Хочешь быть в социальной страте — поверь в ее мифы!» Хороший миф зиждется на базовых свойствах человеческой психики, формирует устойчивый дискурс, изнутри которого неопровержим. Мы живем в мире «постправды». Можно как угодно к этому относится, но это так.

- Ангельские инвестиции поднимают менее 1% стартапов без выручки и, может, каждый десятый, сумевший начать продажи. Если проект негоден, инвестиций он не получит даже под идеальную презентацию. Нет универсального алгоритма упаковки! Единственная гарантия привлечения профессиональных венчурных денег — быстро развивающийся хорошо масштабируемый бизнес.

- В России БВМ удачно ложится на местный предпринимательский "спринтерский" менталитет («урвать», а не «выстроить»), а также на некую пародийность "русского венчура". И, видимо, более развит, чем в Долине, хотя и там весьма распространен.

- Инвестиции скорее получат как раз те фаундеры, кто избавит свою голову от БВМ;

- Общая сумма, которую российские фаундеры тратят на «помощь в привлечении», того же порядка (млрд), что и общий объем ранних инвестиций.

Тратят зря? Думаю, нет. «За одного битого двух небитых дают». «Налог на неграмотность», про который говорил Станислав Дробышевский (например, переплата за продукты, которые «не содержат ГМО»), тут имеет место лишь отчасти. Скорее это плата за обучение и «за погружение в тему». Окунуться в венчурные термины и понятия полезно! А дальше те фаундеры, которые вправду пилят дельные стартапы и обладают толикой критического мышления (без коего успешный бизнес всяко не выстроить), постепенно во всем разберутся, от лишних сущностей в голове избавятся — и поднимут свой раунд.

___________

Вспомнилось бородатое: «Кролики тоже думают, что занимаются любовью. А на самом деле их разводят».

С другой стороны, они же не только думают, он ей занимаются! Они любят друг друга! Ну и что, что на развод? Пусть memento mori. Но всё равно all you need is love!

Впервые опубликовано в ТГ-канале "СПИн"

11
Начать дискуссию