{"id":13518,"url":"\/distributions\/13518\/click?bit=1&hash=01aeb7be7a3d2bac99d8a637a910bcc514e181032df828de07dec1faaac7c769","title":"\u0414\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0432 \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043d\u0430 \u00ab\u0410\u0432\u0438\u0442\u043e\u00bb \u0434\u0438\u0432\u0430\u043d","buttonText":"\u0422\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e","imageUuid":"697d4fdc-671f-5806-881d-4d6f0b0621e0","isPaidAndBannersEnabled":false}
Илья Ланкевич

Заявление о миссии: определение (mission statement)

Несколько определений и примечаний

[В РАБОТЕ]

К сожалению, общепринятого и удобного на практике определения «миссии бизнеса» и «заявления о миссии» не существует, возможно пока. Всполохи интереса к теме возникают примерно раз в 7–8 лет и провоцируют новые попытки дать более точные и универсальные определения, которые бы учитывали новые популярные тренды в менеджменте (управленческая мода).

Из хороших новостей: так или иначе все вспоминают Питера Друкера и его книжку 1954 г. «Практика менеджмента» (особенно главу шестую «What Is Our Business—And What Should It Be?») и поздние (после 2000 г.) издания «Маркетинг-менеджмента» Филипа Котлера (главу 2 «Developing Marketing Strategies and Plans»). В сумме это меньше 100 страниц.

Ниже приведены несколько субъективно отобранных определений «заявления о миссии» и «миссии бизнеса [организации]», которых достаточно не только для того, чтобы понять, о чем идет речь, но для разработки своего заявления о миссии.

Простое определение

Заявление о миссии компании — это попытка трансформировать ваши цели и мечты в целостную картину. Она помогает направить усилия всех членов организации в единое русло и объяснить им общие задачи, философию компании и ее будущее. Это способно принести большую пользу: поддержать идентичность предприятия и усилить его позиции на рынке [1, с. 33].

Питер Дж. Патсула

Определение из учебника по стратегическому управлению

Заявления о миссии — это «долгосрочные утверждения о замысле бизнеса, отличающие его от похожих фирм. Заявление о миссии определяет границы деятельности фирмы в части продуктов и рынков» [I] и отвечает на основной вопрос, с которым сталкиваются стратеги — «Что есть наш бизнес?».

Ясное заявление о миссии описывает ценности и приоритеты организации. Разработка заявления о миссии заставляет стратегов задуматься о характере и масштабе текущих операций и оценить привлекательность потенциальных рынков и видов деятельности в будущем.

Заявление о миссии грубо очерчивает будущее направление развития организации. Заявление о миссии — это постоянное напоминание сотрудникам о том, зачем существует организация, что задумывали ее основатели, когда они рискуя репутацией и благосостоянием, вдохнули жизнь в свои мечты. [2, с. 11]

Определения из учебников по менеджменту

Основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования — обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии…

Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. [3, с. 240]

Существуют широкое и узкое понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. В философии организации проявляются ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функционирования.
В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. То есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя она и имеет всегда общий философский смысл, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. [4, с. 218]

Определение из учебника по маркетинг-менеджменту

Чтобы определить миссию, компания должна ответить на классические вопросы Питера Друкера [II]: Что есть наш бизнес? Кто наш клиент? В чем ценность для клиента? Каким будет наш бизнес? Каким наш бизнес должен быть? Простые на первый взгляд вопросы являются одними из самых сложных, на которые приходилось отвечать…

Организации разрабатывают заявление о миссии, чтобы поделиться с менеджерами, сотрудниками и (во многих случаях) с потребителями. Ясное и продуманное заявление о миссии обеспечивает общее понимание цели, направления и возможностей.

В идеале заявление о миссии отражают видение, почти «неосуществимую мечту», которая задает направление развития на следующие 10–20 лет. [5, с. 38]

Несколько академических определений [или нет]

В самом простом виде заявление о миссии представляет собой формальный письменный документ, отражающий уникальные предназначение и практики организации… Заявление о миссии организации должно отвечать на некоторые «действительно фундаментальные вопросы», такие как: почему мы существуем? зачем мы здесь? чего мы пытаемся достичь? Поэтому многие авторы обращают внимание, что заявление о миссии должно быть «отправной точкой» для эффективного стратегического управления. [6, с. 480]

Заявления о миссии конструируют не столько для обозначения конкретных результатов, а скорее для обеспечения мотивации, общего направления, образа, тона и философии управления предприятием. [7, с. 155]

Наше определение, проиллюстрированное на рисунке 1, включает четыре элемента: предназначение, стратегию, стандарты поведения и ценности. Мы считаем, что четкая миссия существует, когда все четыре элемента тесно связаны друг с другом, резонируя и усиливая друг друга. [8 с. 12]

1– Патсула П. Дж. (2010): Бизнес-план за 30 дней. Пошаговое руководство по успешному бизнес-планированию и началу собственного дела.

2– David, Fred R. (2011): Strategic management. Concepts and cases. 13th ed. Upper Saddle River N.J.: Prentice Hall.

3 – Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. (2007): Основы менеджмента. М.: Изд. дом «Вильямс».

4 – Виханский О. С., Наумов А. И. (2014): Менеджмент : учебник —
5-е изд. — М. : Магистр : ИНФРА-М.

5 – Kotler, P.; Keller, K. L. (2012): Marketing Management. 14th ed.: Prentice Hall.

6 – Bart, C. K. (1996): The impact of mission on firm innovativeness, Int. J. Technology Management, Special Issue On The 5th International Forum On Technology Management, Vol. 1 1, Nos. 314, 1996 pp. 479–493. DOI: 10.1504/IJTM.1996.025446

7 – Steiner, G.A. (1979) Strategic Planning: What every manager must know. New York, The Free Press.

8 – Campbell, A. and Yeung, S. (1991): Creating a sense of mission, Long Range Planning, 24, 4, pp. 10-20. DOI: 10.1016/0024-6301(91)90002-6

I – John Pearce II and Fred David, “The Bottom Line on Corporate Mission Statements,” Academy of Management Executive 1, no. 2 (May 1987): 109.

II – Peter Drucker, Management: Tasks, Responsibilities and Practices (New York: Harper and Row, 1973), chapter 7.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null