Владислав Тригуб

+1
с 2015
0 подписчиков
26 подписок

Старая и простая как кирпич система пароль-отзыв, с поправкой на современные реалии.

Вместе с уведомлением о принятии заявки к исполнению(или об оплате заказа, етц) клиенту отправляется пароль из четырех-шести цифр. Курьер пароль не знает. При получении заказа клиент должен назвать пароль, иначе товар он не получит. Курьер вбивает пароль в простенькое приложение под Android. Пароль совпадает — товар отпускается. Не совпадает — не отпускается. Наличие правильного клиентского пароля у курьера считается подтверждением доставки товара заказчику.

Прошу прощения за кажущиеся придирки по мелочам, но ответ на вопрос следует начинать искать с корректной формулировки самого вопроса. Как говорится, правильно заданный вопрос — это половина ответа.

Как сейчас звучит заданный Вами вопрос? Вот так: "Стоит ли вводить функцию автоматического списания средств на сервисе, работающем по подписке?". По его прочтении у меня, в свою очередь, возникает контр-вопрос: добрый человек, уж простите за прямоту, но Вы деньги собрались зарабатывать или предоставлять услуги по подписке — это у Вас хобби такое?

В 1645-м году известный японский самурай и один из народных героев Японии по имени Миямото Мусаси написал трактат под названием "Книга пяти колец", в котором рассматривались вопросы боевой и психологической подготовки самурая. В этом трактате он записал девять основных правил, которым - на его взгляд, - должен неукоснительно следовать каждый воин. Ни я, ни Вы, конечно, не японские самураи периода Эдо, но мне очень хочется предложить применить к Вашему вопросу правило №1 из этого списка.

Правило №1. Не допускай неискренности в мыслях. Проще говоря, не лги самому себе.

Вот попробуйте честно ответить на вопрос о том, что для Вас лично(или владельца сервиса) является предпочтительным:
а) наличие автоматического списания;
б) отсутствие автоматического списания;

Свой ответ можно не озвучивать, потому как вопрос в самом-то деле чисто риторический и не предполагает никаких других вариантов ответа, кроме заведомо правильного — вариант "а", наличие автоматического списания предпочтительнее, чем его отсутствие. Будучи реализованной правильно, функция автоматического списания(точнее фактический результат её работы) является источником стабильного(!) постоянного дохода, объем которого легко поддается прогнозированию с почти стопроцентной вероятностью исполнения и мизерной погрешностью по сути прогноза. Вы знаете кто, когда, сколько и каким образом должен заплатить. Соответственно, можете подсчитать сколько денег будет получено за тот или иной период времени, состоянием на ту или иную дату. В уравнении, конечно, участвуют несколько переменных, таких как кол-во подписчиков, вероятность отсутствия средств на карте(счету) подписчика на момент оплаты и т.д., но на конечную привлекательность функции автоматического продления для финансового планирования это никак не влияет. Альзо, эта же функция нередко будет приносить дополнительные деньги просто за то, что она есть, т.к. деньги исправно снимаются со счета независимо от того, пользуется клиент услугой или нет.

Соответственно и вопрос должен быть не про то, целесообразно ли прикручивать автоматическое списание к некоему неустановленному сервису, а как правильно прикрутить автоматическое списание и не выстрелить себе в ногу.

К сожалению, Вы не предоставили никакой информации о самом сервисе, предоставляемых услугах, аудитории, тарифах, способах оплаты. Проще говоря, это обсуждение сферических коней в вакууме без шансов на получение конкретных рекомендации с привязкой к конкретному сервису, отрасли или аудитории. Засим только сведения самого общего характера.

Итак, что следует иметь в виду при проектировании подобной полезной примочки? Пожалуй ничего, кроме Первого закона е-коммерции — пользователь должен всегда обладать полным контролем над своими финансовыми затратами. Он должен всегда знать, что он платит. За что платит. Сколько, в какой валюте, каким способом. Он должен иметь возможность изменить состав заказа, изменить способ оплаты, платежные данные и так далее, вплоть до отказа от совершения платежа, все вышеперечисленное — в любой момент времени, до тех пор пока платеж не принят в обработку. Естественно, наиболее доступно, понятно и удобно. Что это значит для функции автоматического продления подписки(ФАПП) сферического сервиса в вакууме? Нижеследующее.

1. Состояние ФАПП по-умолчанию. Одной из наиболее дурацких фундаментальных ошибок во взглядах сферического владельца ресурса на потребности аудитории является непреодолимое стремление решать за пользователя.

Оный феномен может принимать(и принимает) самые разные формы. Например, безостановочные попытки разных умников при регистрации подписать пользователя на рассылку по электронной почте путем активации соответствующего чекбокса по-дефолту. Особо хитрые умники еще и верстают его условно последним, т.е. при переходе между полями формы табуляцией этот чекбокс будет последним выделяемым элементом формы, аж за кнопкой SUBMIT.

В случае с ФАПП указанный феномен зачастую проявляется в попытках подключить опцию автоматического продления по-умолчанию. Например, компания Blizzard на http://battle.net еще совсем недавно подключала ФАПП сразу по привязке пользователем к аккаунту платежной карты. Добавил карточку в профиль на будущее и стоит игровому времени закончится, как с неё автоматически снималась требуемая сумма на оплату подписки.

Как нетрудно догадаться, подобных фокусов делать НЕ СЛЕДУЕТ. При подключении ФАПП по-умолчанию де-факто Вы навязываете пользователю свои услуги обязываете его за них платить, причем очень часто на момент подключения пользователь еще не принял решения о том, что будет продлевать подписку. Например, если это новый пользователь, который только что оплатил свою первую подписку, то на основе чего ему принимать подобное решение? У него для этого нет достаточно весомых оснований.

2. Контроль. Пользователь должен в любой момент иметь возможность изменить приобретаемый им через ФАПП пакет услуг, свои платежные данные и способ оплаты(если возможно), а также деактивировать автоматическое продление подписки. Тот же Blizzard, например, научился деактивировать обсуждаемую опцию далеко не сразу и несколько лет выключение автоматического продления подписки достигалось путем удаления из профиля всех карточек.

3. Нотификация. Пользователь должен быть в курсе своих финансовых затрат, а не как Blizzard — об оплате узнаем по факту. Лично я это вижу как:
- предварительное уведомление о необходимости продлить подписку и грядущем регулярном платеже по электронной почте, мобильному телефону(SMS) и внутренней системе уведомлений(e.g. личные сообщения) за трое суток до платежа, с указанием состава заказа, суммы, платежных данных(сокращенно), способа оплаты и обязательно содержащее ссылку(email, pm) на страницу управления ФАПП, где оную можно невозбранно отключить;
- уведомление о статусе платежа(email, sms, pm) — успех, провал и почему;

Дальше уже интерфейс.

1