Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

У меня небольшой авторский канал на 3 000 подписчиков. Рекламу в нём я продаю как самозанятое физическое лицо (эту роль взяла на себя моя жена). Поэтому рассказ будет о маркировке текстового рекламного поста, где заказчик и исполнитель — физические лица. С помощью кабинета ОРД Вконтакте, который пока что бесплатен.

В начале сентября все рекламодатели как сквозь землю провалились. Кто-то отправлял детей в школу и входил в новый режим. А кто-то затаился и ждал прецедентов со штрафами за отсутствие маркировки рекламы. Но с десятого сентября поток неуверенных запросов начал восстанавливаться.

11 сентября ко мне обратился за размещением рекламы Евгений Картуха.

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

Я предложил ему промаркировать рекламный креатив и предупредил, что это будет моим первым опытом. Евгений согласился, и я пошёл разбираться.

Среди семи операторов рекламных данных (ОРД) я остановился на Вконтакте. На это было три причины:

  1. Он пока что бесплатен (на время тестового периода и неизвестно, когда халява закончится);
  2. Ссылка на него мне попалась быстрее яндексовского ОРД (который тоже временно бесплатен на момент написания этой статьи);
  3. Не пришлось регистрироваться. Я просто аутентифицировался по вк-id и приступил к работе.

В личном кабинете ОРД меня ждало пять вкладок.

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)
  1. Контрагенты;
  2. Договоры;
  3. Креативы;
  4. Площадки;
  5. Акты.

И план действий сразу стал понятен. Нужно добавить площадку (это мой Телеграм-канал), двух контрагентов (заказчика — Евгения Картуху и исполнителя — Наталью Камелеву, мою жену), оформить между ними договор, прикрепить к нему креатив (креатив — это рекламный материал) — и получить заветную метку erid, необходимую для маркировки рекламного поста. Актом я «закрою» предоставленную услугу после того, как рекламное объявление «открутится».

Для начала система попросила меня заполнить собственного контрагента. То есть, информацию обо мне, владельце кабинета.

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

Я указал свои ФИО, выбрал роли «Рекламодатель» (я планирую и дальше закупать рекламу в Телеграме), «Агентство» (возможно, кто-то попросит меня помочь с маркировкой рекламы) и «Издатель» (это роль, которая подходит владельцу Телеграм-канала).

В типе я указал «ИП». План такой: пока мы с женой зарабатываем на размещении рекламы в моём канале меньше 2 400 000 в год, будем это делать через её статус самозанятой. А как только превысим эту сумму, я перенастрою всю работу под своё ИП.

Для текущей задачи это не имеет значения, я мог бы указать там «Физическое лицо» и «Агентство» и успокоиться. Для ИП мне обязательно нужно указать ИНН. Для физического лица можно выбрать что-то одно: телефон или ИНН. Ну или указать и то, и другое.

Из-за того что я указал роль «Издатель», система сразу попросила меня добавить площадку (это в данном случае мой Телеграм-канал).

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

Сначала я указал название. Обратите внимание на буковку «Е» в конце. Это я сделал потому что мне чуть позже придётся создавать точно такую же площадку для жены. И чтобы в списке не было двух одинаковых названий, я использовал буквы с нашими именами для идентификации.

Клиента я выбрал из списка.

В поле «Тип» нужно было выбрать из трёх вариантов: «Сайт», «Приложение», «Информационная система». Тут я задумался. Что такое Телеграм? Это и сайт, и приложение, и информационная система. В итоге остановил выбор на «Приложении», потому что у большинства он ассоциируется именно с ним.

Указал ссылку на канал (кстати, интересный вопрос, что будет, если я в какой-то момент поменяю название?), поставил галочку «Контрагент является владельцем данной площадки». Утверждение спорное. Непонятно, кто тут является владельцем чего. Но я решил, что если пользователи ЕРИР подумают, что я владелец Телеграма, а не канала, то это их проблемы, а не мои.

И вот я указал свои данные, добавил свою площадку — теперь можно переходить к настоящей работе.

Для начала во вкладке «Контрагенты» нажал на кнопку «Создать контрагента» и добавил жену.

Чтобы сделать этот скриншот, не замазывая номера телефона жены, я просто удалил информацию в поле с номером телефона, а после того, как сделал скриншот, нажал на отмену.<br />
Чтобы сделать этот скриншот, не замазывая номера телефона жены, я просто удалил информацию в поле с номером телефона, а после того, как сделал скриншот, нажал на отмену.

Роли — «Рекламодатель» и «Издатель». Для этого случая нужна только одна из них — «Издатель» — но я решил сделать задел на будущее.

Моя жена — самозанятая. Поэтому в поле «Тип» я указал физическое лицо. Затем заполнил поле с номером телефона (просто потому что мне лень было добывать у неё ИНН). И всё! Осталось добавить площадку.

Во вкладке «Площадки» нажал на «Создать площадку» и добавил новую.

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

В названии добавил буковку «Н», чтобы отличать площадки в списке, клиента выбрал из списка (клиент — это тот, кто имеет отношение к площадке). На этот раз не стал устанавливать галочку «Контрагент является владельцем данной площадки».

Сохранил и получил такой список:

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

Что ж, площадка и её владелец добавлены, теперь нужно добавлять клиента. Снова иду в «Контрагенты» и добавляю Евгения Картуху:

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

Роль у него одна — «Рекламодатель». Он — физическое лицо. Я запросил у него ФИО, телефон или ИНН, Евгений предоставил ИНН. Готово!

Вот как это выглядит в списке:

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

Настало время создавать договор. Иду во вкладку «Договоры» и жму на кнопку «Создать договор».

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

Придумываю серийный номер. Я оптимист и поэтому написал «0001». В типе выбрал «Оказание услуг». Добавил комментарий к договору в свободной форме.

Выбрал клиента и подрядчика из списка. Клиент — Евгений. Подрядчик — моя жена.

Выбрал предмет договора. В данном случае это «Распространение рекламы». Указал дату заключения и сумму.

Галочку с НДС не ставил, потому что о каком НДС может идти речь при договоре между двумя физлицами?

Зато поставил галочку «Подрядчик обязуется вести учёт креативов». Что бы это ни значило, я всё равно собирался и за креативом следить, и акт отправить, поэтому вполне похоже на правду.

Последняя галочка — это какой-то хитрый случай, меня не касается. «Деньги поступают от исполнителя заказчику». Не-не-не, у нас тут всё наоборот.

Договор был создан и отобразился в списке:

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

Сами договорённости о размещении рекламы зафиксированы в нашей переписке. Составлять какой-то официальный документ для этого дела не обязательно.

Теперь креатив! Иду во вкладку «Креативы» и жму на «Создать креатив». Тут всё в один скриншот не уместить, но на самом деле сложностей не возникло.

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

Название я придумал для себя, оно будет отображаться в списке креативов. Поэтому, если планировать много маркировок в будущем, то лучше сразу называть как-нибудь системно.

Дальше шло три поля — «Бренд», «Категория», «Описание» — и я не сразу сообразил, что достаточно ограничиться описанием и сначала попытался заполнить первые два поля. Но в итоге в двух словах описал, что рекламируем — и готово.

Договор я выбрал из списка. Это тот самый договор, который я создал на предыдущем шаге.

С кодами ОКВЭД я сразу примерно представлял, что выбрать, так как сам из айтишки со своим ИП и ООО. Но там есть прекрасный поиск по ОКВЭДам, в котором можно ввести не только номер, но и его описание. Поэтому сориентироваться довольно просто.

Целевую аудиторию описывать я не стал. Моя задача была заполнить только обязательные поля, чтобы максимально сократить издержки на эту работу.

Тип креатива в моём случае — это «Текст». Если бы пост был с картинкой, я бы выбрал «Текстово-графический блок».

Тип рекламной «компании» — «Показ». Слово «компания» я взял в кавычки, потому что в моём мире это всегда называлось кампаниями. Возможно, просто опечатка со стороны Вконтакта, либо я чего-то не так понял.

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

Дальше всё не обязательно для заполнения, но это ловушка. Дело в том, что существуют ситуации, когда разные события так сильно разнесены во времени, что придётся возвращаться к этому креативу и редактировать его уже пост-фактум. В моём случае я сначала добавил текстовые данные креатива. А сейчас, во время написания этого текста, добавлю ссылку.

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

Это ссылка, по которой зрители рекламы куда-то переходят из объявления.

А вот полю «Ссылки на внешние ресурсы» не хватает пояснения. Это ссылки на медиафайлы креативов, размещённые в облачных хранилищах с открытым доступом. Я бы сам не догадался. Вот только что подсмотрел в справке кабинета.

В общем, после того, как я всё заполнил и сохранил, в самом верху появилась строка с меткой для маркировки. Именно она мне и была нужна. Я вставил её в пост и подготовил отложенную публикацию.

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

В публикации важно было указать на видном месте erid, ФИО заказчика и его ИНН (в случае с работой с физическим лицом).

Почти победа. Оставалось дождаться назначенной даты, открутить рекламу, а затем, по итогу, отправить акт с помощью ОРД. Поэтому здесь как бы такой тайм-скип на полторы недели, и я снова захожу в кабинет ОРД, иду во вкладку «Акты» и жму на «Создать акт»:

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

Договора, для которого делается акт, я не выбирал. Видимо, так как у меня всего один договор, Вконтакте сразу всё подставил и решил за меня — и это хорошо.

Номер акта я снова придумал сам. В моём случае он будет почти всегда соответствовать номеру договора.

Указал роли клиента и подрядчика. Заполнил дату выставления акта, указал сумму.

Указал даты начала и окончания периода. Тут я немного потерялся. Потому что в справке личного кабинета написано «тут укажите месяц, когда создавался акт». Я же указал те даты, в которые откручивалось рекламное объявление. Думаю, что всё сделал правильно, но как знать?

Впервые познакомился с термином «Разаллокация». Нашёл определение в интернетах: «Разаллокация — разбивка общей суммы на продвижение на несколько сумм с пояснением, кому какая сумма по какому договору и на какой объем работ была передана».

К счастью, в моём случае, когда есть один договор, один креатив и один срок размещения, тут не нужно много действий. Просто указал сумму, которую закрывает акт (а это вся сумма по договору) — и готово.

Но тут я чуть было не упустил один момент. Кликаю по «добавить креатив» и заполняю поля с отчётом по показам (я ведь где-то выше ставил галочку, что беру на себя ответственность за это дело).

Как я делал первую маркировку рекламы в своём Телеграм-канале (пошаговая инструкция)

Выбираю площадку, указываю дату начала и дату конца публикации (план и факт), в типе платного события указываю «Иное», потому что клиент платил мне ни за показы, ни за конверсии, а за сам факт публикации. Поэтому в стоимость события вбил сумму всего договора.

Указал количество показов и оплаченное количество показов (примерное, потому что точно я уже и не вспомнил бы), снова ввёл сумму по креативу…

И всё! Акт улетел, история завершилась. Подведу итоги:

  1. Изучение вопроса по маркировке рекламы заняло неопределённое время, а вот работа в личном кабинете ОРД заняла не больше шести минут. С точки зрения нагрузки на меня как владельца небольшого Телеграм-канала — не проблема;
  2. Я в целом разобрался, как маркировать рекламу при заключении договора между физиком и самозанятым. Следующий эволюционный шаг — немного усложнить процесс под договор между ИП и юрлицом;
  3. Для меня платить за использование личного кабинета ОРД 5 000 рублей в месяц будет иметь смысл, когда доход от рекламы превысит хотя бы 50 000 рублей. Поэтому не знаю, как вы, а я окажусь в патовой ситуации, если Вконтакте и Яндекс начнут взимать такую же оплату, как и другие ОРД;
  4. Маркировка рекламы по шагам:
    — Добавить контрагентов и площадки;
    — Завести договор;
    — Создать креатив;
    — Закрыть предоставленную услугу актом.

Всё описанное выше — мой личный опыт. Если вы опытнее меня (например, оформили не одну маркировку, а целых две) и видите, что где-то что-то я сделал не так — расскажите об этом в комментариях. Мы всё ещё ждём прецедентов и разъяснений от законотворцев, а пока просто делимся друг с другом информацией.

Ссылки:

Мой Телеграм-канал. Рассказываю о том, как живу и работаю на фрилансе. Скоро анонсирую большой и подробный материал по закупам рекламы в Телеграм-каналах.

Телеграм-канал Евгения Картухи. Он разрабатывает ботов в Телеграме. Ссылаюсь на него в благодарность за то, что разрешил не замазывать данные о себе и поделиться с вами этой историей.

2323
20 комментариев

Комментарий удалён модератором

Я не эксперт, но на основе того, что я знаю по этому вопросу: да, по закону в этом случае надо каждый месяц отчитываться. А через год ещё и новую метку генерировать.

3

Такой вопрос. А что с договором? Его ведь нужно с клиентом подписывать и т.д. И тоже самое с актом. Ведь по факту, на вашем примере, вы просто выдумали договор №0001. Или я что-то упускаю?

Я здесь рассуждал так. Для работы самозанятого с физлицом договор не обязателен, когда сумма сделки не превышает 10 000 рублей. А договорённости фиксируются в переписке в мессенджере. Технически получается, что я действительно выдумал договор №0001. Но я иначе не могу получить erid. Если бы дело дошло до разбирательств, я бы заявил, что номером 0001 я пронумеровал наши договорённости в Телеграме от конкретного числа.

3

Спасибо за пошаговую инфу. Крайне полезно.
Только вопрос - какая-то отчетность была нужна по рекламной компании? Клики там, переходы, KPI и пр. ерунда? Или через ВК просто закрылось всё и норм?

1

Спасибо за вопрос! Я эту часть сам чуть было не упустил. Дополнил статью скриншотом и комментарием. Отчётность определённо нужна. Не страшно, если я там что-то неверно бы указал — проверять такую мелкую рыбёшку никто не будет, — но сам факт предоставления этой отчётности — важен!

Через ВК всё закрылось и всё норм, но нужно учитывать тот факт, что мы всегда можем вернуться и подредактировать отправленные данные.

2