ТОП-10 рекомендаций по разработке эффективной стратегии развития компании

Компания без стратегии, как корабль без системы навигации - рано или поздно тонет в штормовом море современного рынка. Для того, чтобы остаться на плаву в следующем году, пора провести аудит имеющейся стратегии (если она есть) и разработать стратегию на следующий год, а лучше годы. Мы подготовили 10 рекомендаций по разработке эффективной стратегии развития компании, которые наши эксперты регулярно применяют на практике, помогая росту бизнесов в разных отраслях.

ТОП-10 рекомендаций по разработке эффективной стратегии развития компании

Мы уже писали про взаимосвязь бизнес-модели и финансовой модели. Сегодня разбираем важность самой стратегии компании и рекомендаций по ее самостоятельной разработке. Вы можете использовать их как руководство для самостоятельной подготовки и проведения стратегической сессии, так и для составления стратегии самостоятельно у себя “в кабинете”.

Для вашего удобства мы подготовили бесплатный чек-лист по разработке стратегии компании, с которым вы можете сверяться при создании стратегии и отмечать ход работ.

Важность наличия стратегии для компании

Начнем с определения, стратегия компании - это общий план управления, определяющий способы и методы достижения целей организации.

Мы не будем писать, что отсутствие самой стратегии в письменном виде – это ошибка, т.к. на наш взгляд это может обернуться настоящей трагедией для компании. Наличие стратегии подразумевает, что ВСЯ компания знает куда она должна прийти, зачем и к какому сроку.

Давайте для наглядности проведем аналогию компании с кораблем, который ходит в океане. Корабль может прийти к цели, если только капитан знает, куда они держат курс? Каждому члену команды надо понимать, а вообще нужно ли ему туда? Если это не яхта, где плывет один человек, то очевидно, что нужно иметь маршрут и оценку самых разных параметров. Предлагаю рассмотреть ключевые аспекты, которые капитану корабля необходимо оценивать, находясь в мореплавании.

Капитан регулярно оценивает океан, в котором идет:

- на предмет потенциального шторма (кризисов),

- наличия разных препятствий (политических, экономических и пр. риски)

- других объектов в воде (конкурентов)

- наличия/отсутствия попутного ветра, течения, которые приближают корабль к цели (оценка возможностей и предпосылок развития)

Помимо океана капитану важно организовать слаженную работу на самом корабле:

- оценивать и корректировать по различным приборам курс, которым следует судно (наличие аналитики, верхнеуровневых отчетов, фин. модели и пр.)

- организовать слаженную работу всех членов команды и иметь продуманную систему управления, иначе на корабле будет бардак, что в шторм может сыграть роковую роль (грамотная оргструктура, «НЕ стихийный» менеджмент, наличие четких KPI у всех членов команды в привязке к стратегической цели компании)

- проводить периодическую оценку всего корабля, иметь четкий план улучшений для определенных отрезков плавания (диагностика всего бизнеса, оценка «360» градусов всех сотрудников, наличие плана развития и обучения для сотрудников и многое другое)

- обеспечивать корабль всеми необходимыми запасами и следить за его стабильностью во всех морях (формирование резервов, бюджетирование, прогнозирование продаж, планирование движений по счетам, аналитика активов и стоимости компании, управление долгом).

Топ-10 рекомендация для разработки стратегии компании

Надеюсь, что важность наличия стратегии компании и ее периодического обновления мы смогли донести.

Давайте теперь разберем, какие ТОП-10 рекомендаций при разработке этой самой стратегии мы можем выделить:

1. Определите миссию, видение и ценности компании. Это поможет понять, куда вы хотите двигаться и почему.

ТОП-10 рекомендаций по разработке эффективной стратегии развития компании

2. Анализируйте рынок и конкурентов. Понимание того, где вы находитесь на рынке, и кто ваши главные конкуренты, поможет вам лучше планировать свои действия.

3. SWOT-анализ никто не отменял 😊 Многие пренебрегают этой методологией, но именно она позволяет подробно оценить сильные и слабые стороны, риски и возможности, а также увидеть вашу компанию изнутри.

4. PESTLE-анализ вам позволит оценить внешнюю среду на предмет верхнеуровневых рисков. Раз в год его важно обновлять, т.к. мир не стоит на месте.

ТОП-10 рекомендаций по разработке эффективной стратегии развития компании

5. Определите положение компании в настоящий момент. Зафиксируйте текущую долю рынка, уникальность и ценность компании, позиционирование, кто ваши клиенты в настоящий момент, зависите ли вы от крупных контрактов и другие параметры, которые важны вашей компании.

6. Определите видение компании в будущем, сформулируйте цели и задачи в ключевых проекция на 1-3 года вперед. Лучше всего для этого подходит шаблон BSC. Это позволит приоритезировать и оцифровать верхнеуровневые задачи компании.

7. Разработайте стратегические инициативы. Создайте подробный план действий, который будет включать все этапы реализации вашей стратегии.

ТОП-10 рекомендаций по разработке эффективной стратегии развития компании

8. Проводите регулярные (хотя бы раз в полгода) custdev с действующими и новыми клиентами, это позволит вам трезво оценивать текущее состояние вашей компании на рынке, понимать какие есть «дыры» в процессах обслуживания и онбординга клиентов.

9. Мониторинг, контроль и плотная коммуникация со всей командой. Регулярно отслеживайте выполнение плана и корректируйте его при необходимости. Команда должна быть в курсе куда вы движетесь, какие изменения их ждут и для чего это нужно именно им.

10. Использование современных технологий. Внедряйте инновационные технологии и методы работы, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.

Подводя итог, отметим необходимость реализации стратегии всей командой организации. Консультируя бизнесы из разных отраслей, мы постоянно видим на практике их пути развития и можем сравнить скорости. Компании, которые всей командой двигаются в рамках реализации стратегии, сверяются с ней и регулярно корректируют ввиду меняющихся внешних и внутренних условий, развиваются намного быстрее, чем те, которые держат стратегию “в голове у собственника”. А те собственники, которые вывели свои компании на международный рынок, не смогли бы это сделать, если бы не “гребли” в одном направлении с сотрудниками. Часто именно с аудита стратегии и такой “синхронизации” собственника, менеджмента и сотрудников мы и начинаем работу с нашими клиентами, что дает качественный скачок в развитии.

Если вы хотите прописать стратегию своей компании на 2025 год самостоятельно, вам поможет наш шаблон по созданию стратегии компании, который структурирован специально для этих целей. Вы можете его скачать по ссылке:

Если вам понадобится помощь наших экспертов для работы над стратегией или захотите провести стратегическую сессию с командой, записывайтесь на встречу здесь: https://t.me/hello_5dconsulting_bot

Присоединяйтесь к нашему ТГ-каналу: https://t.me/Consulting_5D

Обязательно делитесь в комментариях: была ли полезна статья? А как часто вы обновляете стратегию компании?

Автор статьи:

Олеся Шевцова: Основатель 5D Consulting, стратег, эксперт по продажам и управлению изменениями

2020
66
11
11
реклама
разместить
22 комментария

SWOT-анализ действительно забросили. Проблема в том, что его используют как чек-лист, а это очень глубокий и действенный инструмент.

4

Самые эффективные инструменты-простые

3

многие даже хотят его исключить из сценария страт. сессии, но без него нет полноценного анализа. Главное знать всю механику, в статье, конечно, ее не отразила.

2

Старый морской волк настаивал бы на термине "ходит" в первом случае. Потому что что? Потому что плавает то, что не тонет ;)

А во втором можно оставить и "плавающих", если вы конкурентов совсем не уважаете )))

3

Да, морским волкам про плавание лучше не говорить, они жестов реагируют)))

2

Принимаю) конкурентов любим, они дают возможность расти!

1