Куда движется рынок EdTech? Тренды 2020 от Дмитрия Волошина
На прошлой неделе в Четверг 7 ноября 2019 на встрече клуба United Investors выступил Дмитрий Волошин с темой "Тренды рынка EdTech" - серийный предприниматель с большим опытом создания собственных бизнесов и менторинга компаний в сфере EdTech, HRTech, TalentTech, co-Founder/Owner в OTUS Онлайн образование/Board Member в Эквио.
Нам удалось посетить это замечательное мероприятие и мы составили конспект основных тезисов с основными тенденциями на EdTech-рынке, а также рекомендациями для венчурных инвесторов в EdTech-стартапы.
EdTech: Новые образовательные решения
- Образовательные приложения;
- Платформы онлайн-обучения;
- Образовательны игры;
- Адаптивные образовательные системы;
- Образовательные социальные среды;
- Новые устройства для обучения;
- Новые формы для проверки знаний;
- Автоматизация процессов образования;
- Инновационные образовательные методики;
- P2P обучение;
- Интерактивный образовательный проект.
Мировые тренды в онлайн-образовании
Тренды первого горизонта (1-3 года) включают в себя:
- Mobile learning;
Учимся с мобильных телефонов и планшетов
- Интеграция обучения и трудоустройства;
После обучения учащиеся могут попасть на стажировку и получить работу. И компании могут прямо давать гранты на прохождение обучающих курсов.
- Микрообучение;
Большие курсы разбиваются на мелкие уроки, которые легче смотреть и быстрее наступает положительное подкрепление обучающихся за достижения в обучении
- Обучение ИТ, Интернет и Data Science;
Новые трендовые специальности связанные с гипер ростом количества информации в мире.
- Курсы со знаменитыми людьми.
Знаменитости ведут курсы и выступают менторами.
Тренды второго горизонта (3-5 лет):
- Искусственный интеллект;
ИИ будет помогать обучаться эффективнее, вовремя давая занятия которые нужны обучающемуся в данный момент времени.
- Геймификация и обучение в игровой форме;
Это уже сейчас применяется на многих платформах - обучение становится увлекательной игрой
- Развитие компетенции будущего;
Обучать тем навыкам которые будут цениться в будущем, когда большую часть задач будут выполнять машины.
- VR/AR и носимые устройства;
Виртуальная и дополненная реальность в обучении
- Сопровождаемое обучение, тьюторинг.
Тьютор - человек, который сопровождает пользователя во время всего процесса обучения и помогает ему в случае возникновения трудностей
Тренды третьего горизонта (6-10 лет):
- Learning just in time;
Знания даются в нужный момент времени и те, которые нужны - как вариант “нужный момент” будет определять искусственный интеллект.
- Развитие в творческих профессиях;
Например арт-директора и режиссура
- Симуляция реальных процессов;
Реальные процессы, которые возникают на производстве или в команде имитируются прямо во время обучения
- Роботы (RPA) в обучении;
Роботизация процесса обучения, когда машины будут помогать людям эффективнее усваивать знания
- P2P обучение.
P2P - peer 2 peer когда одни люди учат других людей напрямую минуя учителей. Проблема этого направления в том, что пока никто не придумал как в большом количестве научить людей учить.
Области роста современного рынка образования
Запрос рынка труда:
- Несоответствие результатов образования требованиям рынка труда;
- Недостаток практико-ориентированного образования;
- Недостоверность профориентации и профнавигации.
Цифровизация:
- Незначительное проникновение онлайн;
- Рост стоимость оффлайн обучения;
- Образовательный контент и способы его дистрибуции отстают от требований пользователя.
Верификация знаний:
- Дипломы не гарантируют актуальность и качество знаний;
- Нет системы оценки знаний и валидации дипломов/сертификатов.
Поиск смыслов:
- Цель образования не ясна.
- Профессии устаревают быстрее, чем им обучают.
- Креативность становится важнее материальных благ.
Ключевой тренд: обучение в течение всей жизни
Во всем мире наблюдается тренд обучения в течение всей жизни. Если раньше большинство людей заканчивали интенсивно учиться до 30 лет, то в перспективе человек будет учиться всю жизнь.
Размер мирового рынка образования и доля EdTech в нем
Мировой рынок образования составляет $6.5 трлн, где доля “Классического образования” 97%. Рост рынка образования 2.1-2.8% в год, а инвестиции в образовательные проекты за 2018-2019 насчитывают около $14 млрд.*
В то время как мировой рынок EdTech составляет $200 млрд, имея среднюю скорость роста 14%. Более 100 новых стартапов EdTech появляются ежемесячно.**
*1 J’son & Partners Consulting, Education International
**2 Исследование российского рынка онлайн-образования East-West Digital News, «Нетология Групп», ФРИИ
Сравнение мирового и российского рынка образования
Мировой рынок образования составляет $6.5 трлн, где доля “Классического образования” целых 97%. В России рынок образования -$31 млрд, что только 0.5% от мирового. Рост рынка образования 2.1-2.8% в год, а российского 4-6%.
Мировой рынок EdTech составляет $200 млрд,а российский $0.3 млрд, где EdTech около 1%. Рост российского рынка EdTech 17-27% год.
Рынок образования в России сейчас и через 5 лет
В ближайшие 5 лет в России будет наблюдаться развитие в сфере образования, а особенно в дополнительном школьном, среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образованиях.
Если сейчас дополнительное школьное образование составляет ₽159 млрд, среднее профессиональное ₽386 млрд, а дополнительное профессиональное- ₽216 млрд, то уже в 2023 эти цифры будут ₽202 млрд, ₽507 млрд и ₽305 млрд соответственно.
Темпы роста рынка российского EdTech рынка
Цели инвестирования - в какие сегменты Дмитрий Волошин инвестировал бы в первую очередь
Перспективные сегменты для инвестирования это дополнительное школьном, среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образования.
Перспективы дополнительного школьного образования:
- 8.2 млн. Чел. на 2023 год (возрастом от 6 до 18 лет);
- ₽202 млрд, где EdTech составляет 8.9%.
Перспективы среднего профессионального образования:
- 23.3 млн. Чел. на 2023 год (возрастом от 25 до 75 лет);
- ₽305 млрд, где EdTech составляет 4.9%.
Перспективы дополнительного профессионального образования:
- 37 млн. Чел. на 2023 год (возрастом от 14 до 75 лет);
₽507 млрд, где EdTech составляет 2.5%.
Критерии выбора «правильного» стартапа EdTech
- Баланс "бабла и добра"
Когда основатели думают не только о том, как привлечь новый раунд инвестиций, но и о том как сделать хороший продукт, который поможет миллионам.
- Резистентность к хайпу
Не обращая внимания на хайповые идеи делать тот продукт, который запланировали.
- Продукт с сильным сообществом
Когда продукт выстраивается вокруг сообщества.
- Продукт + контент-платформа (СМИ)
Кроме описания что есть продукт, вокруг него также выстраивается контент-платформа, которая дает ценность пользователям.
- Команда без "космонавтов"
Космонавты - те, кто ездит по конференциям и отрывается от реальности мечтая о хайповых идеях
- Impact идея.
Идея должна приносить ценность и развивать общество к лучшему.
5 советов как оценить EdTech-стартап перед тем как вложить в него деньги.
1.Смотрим на фаундера
Желательно минимум от 3х разных людей из различных тусовках узнать мнение об этом человеке.
2.Смотрим на команду
Идеальная структура команды: продавец, методист, IT-шник
Если два и более продавца - то проекты похоже на метеоры - денег привлекли, сделали быструю выручку, а потом пропали (погасли).
3.Смотрим на продукт
Здесь велика роль методиста, который выстроит правильный пользовательский опыт в обучении.
4.Смотрим на рынок
Продукт должен иметь широкий охват и перспективу масштабирования по миру.
5.Смотрим на выручку
Выручка в EdTech стартапе должна удваиваться из года в год, если этого не происходит, то что-то не то.
В завершение хотим сказать спасибо Дмитрию Волошину за интересный доклад и предоставленные слайды для этой статьи!
Если эти тезисы были вам полезны - подписывайтесь на наш Telegram-канал про инвестиции на рынке EdTech - Terra Cognito!