Как провести анализ реального положения дел в бизнесе?

Бизнес требует постоянного анализа, так как вынужден подстраиваться под большое количество внутренних и внешних факторов и, достаточно, быстро и чутко на них реагирует. Даже если в компании есть чистая прибыль – это не значит, что можно расслабиться и отпустить контроль. Периоды взлетов анализируются также тщательно, как и периоды падений. Так формируется тренд и накапливается необходимое количество информации (опыта) для дальнейшего развития бизнеса.

Как провести анализ реального положения дел в бизнесе?

В небольших предприятиях задачи по анализу положения дел ложатся на плечи самого собственника, но сейчас все чаще наблюдается тенденция передачи данной задачи на аутсорс и привлечение соответствующих специалистов: маркетологов, финансовых аудиторов и бизнес консультантов. Во втором случае предприниматель может сконцентрироваться на других задачах, а также получить более объемный и целостный анализ положения дел в бизнесе при помощи профессионала.

Я не раз видела, как собственник сначала пытался самостоятельно оценить процессы своего дела, упирался в какое-то, на его взгляд, слабое или больное место, а далее уделял внимание только ему. В большинстве случаев такая работа оказывалась неэффективной, а независимый специалист, четко понимающий стоящую перед ним задачу, будет исследовать и рассматривать множество составляющих проекта и их показатели, находить как они влияют друг на друга.

Уже третий год я консультирую начинающих и опытных предпринимателей по вопросам, связанным с бизнесом. Для этого я создала компанию "Мне Светло" . По моим наблюдениям, каждый второй запрос требует анализа реального положения дел в бизнесе, чтобы понять как увеличить прибыль, как расширить бизнес, как увеличить оборот, как выделиться среди конкурентов, как пройти через кризис.

Как консультант с 10-и летним опытом в предпринимательстве в России (как вы понимаете, этот опыт не всегда был положительным), я выступаю за простоту подачи информации для клиента, чтобы ему было понятно абсолютно все, что я говорю, делаю и предлагаю поменять в бизнесе. Если у клиента есть полное понимание, значит внедрение и реализация стратегии будет качественными и долговечными.

Я предлагаю начать с оценки самого собственника восьми составляющих бизнеса: клиенты, финансы, команда, продукт/услуга, сервис, отличительная черта бизнеса, развитие, место. Предпринимателю важно оценить, как по его мнению, эффективно работает каждый из восьми аспектов его дела.

Далее происходит «выгрузка целей», собственник составляет список того, что по его мнению, нужно его бизнесу. Это может быть и финансовый план, и прописывание должностных инструкций, и новая аппаратура. На данном этапе важно выписать все, что приходит в голову без лишней самокритики.

Затем мы совместно выполняет SWOT анализ и выписываем все сильные и слабые стороны проекта, а уже отталкиваясь от них и списка с целями формируем возможности для бизнеса (зоны для роста, цели) и уделяем внимание препятствиям, которые могут возникнуть на пути к целям. Хочу заметить, что препятствия прописываются не для того, чтобы отбить желание и надобность у собственника что-то делать, а лишь для того, чтобы он заранее был подготовлен к тем вызовам, с которыми ему предстоит столкнуться на пути. Предупрежден – значит вооружен.

Уже на основе всей выписанной информации, я прописываю рекомендации для бизнеса с учетом приоритета задач, предоставляю пошаговый план реализации со способами контроля, а также собираю для клиента всю необходимую информацию для его бизнеса, заношу это в таблицы. Таким образом клиент имеет для себя понятный и объемный анализ реального положения дел в его компании, а также план развития и способов выхода из критичных ситуаций.

С разрешения моих клиентов, поделюсь тем, что у них получилось после анализа бизнеса:

У Марии была кофейня, открытая, как говорится, по методичке: оборудование, десерты, место возле сквера, где гуляют мамы с колясками – все было, кроме самих клиентов. Я видела, что Мария очень сконцентрирована на том, что все было сделано ею правильно и как надо. Это и мешало смотреть на другие составляющие проекта. Мы анализировали ближайших конкурентов, Мария покупала у них кофе и говорила, что он намного хуже ее кофе, но почему-то там всегда есть люди. Мы докопались до истины, когда обнаружили, что Мария сделала все как надо, но забыла про яркую, особенную деталь, которая будет только в ее кофейне и которая будет помогать выделатьяся среди конкурентов. Отыскав в VK местный чат женщин, объединенных общим интересом, моя клиентка сказала, что теперь ее кофейня может считаться их штаб-квартирой. Женщины могут собираться, общаться за чашкой кофе, устраивать свои мероприятия в данной кофейне и получать особую скидку. Спустя две недели прирост Мария отметила ежедневный прирост клиентов, а также распланировала взаимодействие и тематические мероприятия и с другими местными сообществами.

Игорь попросил меня проанализировать какую максимальную прибыль может приносить его магазин, работающий уже 7 год. Процесс анализа был не быстрым и мы с клиентом шутили, что ведем археологические раскопки, так как Игорь вел записи вручную в тетради и некоторую информацию было очень сложно получить. Была проведена самая настоящая реструктуризация и наведен порядок в хранении важных показателей. В результате нам удалось обозначить и максимальную прибыль при нынешнем положении дел в бизнесе, а также в потенциале при изменениях. Установили планы продаж для продавцов, я разработала список инструкций и стандартов, чтобы сотрудникам было легче достичь данного плана, а собственнику проконтролировать выполнение. Хочу сказать, что сотрудникам не понравились данные нововведения и после смены кадров, клиент позитивно отметил, что у бизнеса начался новый период.

Как провести анализ реального положения дел в бизнесе?

Подводя итог, хочется отметить, что собственник всегда должен держать руку на пульсе и обладать информацией по реальному положению дел в его компании, даже если, кажется, что все хорошо. Это не просто помогает проходить кризисные периоды, но и подсвечивает возможные пути развития и расширения бизнеса. Для анализа лучше всего привлекать независимого специалиста, который способен дать независимую оценку показателям и составить более объемный анализ, с учетом многих показателей. Анализ может занять время, но в результате появляется четкий план действий и способов контроля выполнения, следуя которому собственник положительные изменения в его деле.

Начать дискуссию