Просто про CRM: для чего и как выбрать

CRM (Customer Relationship Management) – система управления взаимоотношениями с клиентами. Это своеобразный «мозг» компании, который помогает следить за каждым клиентом, от первого контакта до заключения сделки.

Виды CRM-систем

CRM-системы делятся на облачные и коробочные.

Коробочные CRM устанавливаются на собственных серверах компании. Для использования необходимо приобрести лицензию и программное обеспечение. Преимущества: единоразовая оплата при покупке, а также безопасность системы. Не нужно переживать, что третьи лица увидят ваши данные. Все находится на вашем сервере.

Облачные CRM хранят данные о клиентах на удаленном сервере, то есть в «облаке». Обновлением и техническим обслуживанием занимается разработчик CRM-системы. Вам не нужно держать в штате специалиста по обслуживанию сервера. Система не требует установки: достаточно подключиться к сети, открыть браузер, зайти в личный кабинет и начать работу.

CRM делятся на две группы — универсальные и отраслевые.

  • Универсальные подходят для большинства типов бизнеса. Например, в Битрикс24 можно создавать свои собственные бизнес-процессы под ежедневные задачи компании.
  • Отраслевые подходят для решения конкретных задач индустрии (Fillin для малого бизнеса, Umnico и Social CRM для продаж через социальные сети, Gectaro — для строительных компаний).

Существует четыре ключевых функции CRM

  • Контроль воронки продаж;
  • Управление базой клиентов;
  • Планирование задач;
  • Хранение истории взаимодействия и сегментация клиентов.

Эти функции могут быть реализованы в виде единой системы либо в виде набора несвязанных инструментов.

В среднем компании используют примерно 5-8 различных сервисов для взаимодействия с клиентами, таких как:

  • телефония,
  • электронная почта,
  • таблицы Excel,
  • бухгалтерские программы,
  • социальные сети,
  • онлайн-консультанты,
  • формы заявок на сайте и т. д.

Основная задача CRM-системы — объединение всех приложений на одной платформе для более эффективной работы с клиентами.

Модули CRM-систем

CRM-система обычно содержит различные модули, предназначенные для решения конкретных бизнес-задач.

1. Модуль работы с клиентами

Собирает клиентскую базу компании и хранит такую ключевую информацию, как

  • ФИО,
  • должность,
  • номер телефона,
  • e-mail,
  • реквизиты,
  • данные ЛПР (лицо, принимающее решение) ,
  • UTM-метки,
  • обращения,
  • комментарии других сотрудников.

Карточка клиента формируется с первого обращения автоматически, например, при входящем звонке или через онлайн-чат на сайте и всплывает на экране сотрудника при последующем обращении клиента. Эту информацию менеджер может использовать для качественного общения с клиентом и оперативного подбора индивидуальных предложений.

Просто про CRM: для чего и как выбрать

2. Модуль управления продажами

Процесс продажи делится на этапы, например:

  • «первичный контакт»,
  • «лид квалифицирован»,
  • «проведена встреча»,
  • «выставлено коммерческое предложение»,
  • «договор согласован»,
  • «договор и счет отправлен»,
  • «счет оплачен»,
  • «акт подписан

Модуль управления продажами направлен на контроль выполнения каждого из этапов. Благодаря ему можно увидеть, на каком этапе клиенты прекращают взаимодействие или принимают решение совершить сделку.

Еще одна задача этого модуля — автоматизация процесса продаж, например:

  • автоматическая смена этапов сделки,
  • автозапуск смс или email-рассылки,
  • расчет стоимости услуг,
  • напоминания клиенту о встрече/созвоне,
  • создание счетов, персональных коммерческих предложений, договоров и других документов.
Просто про CRM: для чего и как выбрать

3. Модуль маркетинга

Предназначен для взаимодействия с вашей клиентской базой. Сюда входит сегментирование аудитории, рассылки (email, sms, мессенджеры, инфо звонки, аудио звонки) и формирование отчетов.

Для email-рассылки можно сегментировать аудиторию, кому она будет отправлена (например, «все клиенты», «клиенты со сделками в работе», «клиенты с ранее выигранными сделками» и другие) . После запуска рекламной рассылки будет видна статистика: просмотры, переходы, уровень эффективности.

Можно работать с look-alike аудиториями ВКонтакте и Facebook для показа объявлений потенциальным клиентам, похожих на выбранный сегмент из вашей CRM.

Можно создавать рекламные кампании через CRM в Яндекс Директ, Вконтакте, Facebook по существующей клиентской базе. Это напомнит клиентам о вашем предложении или поддержит ваших менеджеров в процессе продажи.

Просто про CRM: для чего и как выбрать

4. Модуль настройки бизнес-процессов

Бизнес-процессы автоматизируют и упрощают типовые операции в компании. Это удобно и эффективно!

Зачастую есть встроенные популярные бизнес-процессы:

  • согласование отпуска с вышестоящими руководителями,
  • согласование счета на оплату,
  • заявление на командировку,
  • исходящие документы.
Бизнес-процесс «заявление на отпуск»
Бизнес-процесс «заявление на отпуск»

Также в некоторых CRM-системах можно создавать сложные бизнес-процессы, требующие особой технической подготовки.

Наша компания настроила для клиента сложный процесс отправки уведомлений только на корректные почты клиентов в Битрикс24. Это позволяет избегать отправку лишних автоматических сообщений.

Если на почту клиента по его запросу в чат-боте уже было отправлено письмо с ответом на почту, то запланированное автописьмо с тем же содержанием не будет повторяться.

Как это работает? Происходит проверка почты на наличие символов, характерных для ботов. Такой список комбинаций символов будет храниться в базе данных в самой CRM.

Благодаря сделанному нами бизнес-процессу почта клиентов не будут засорена лишней информацией, а это значит меньше шансов попасть в спам. Только нужных письма без ненужных беспокойств!

Часть нашего процесса по рассылке
Часть нашего процесса по рассылке

5. Модуль аналитики

В разделе “аналитика” можно оценивать воронку продаж в виде удобных графиков, диаграмм, таблиц. Вы увидите наглядный отчёт по первичным и повторным продажам:

  • число клиентов,
  • нагрузку по каждому каналу,
  • нагрузку по менеджерам.

Отчет формируется по периодами: текущий, еженедельный, ежемесячный, ежеквартальный.

Система подскажет, сколько клиентов было взято в работу, сколько потеряно, по каким ничего не было запланировано. Вы увидите все, что происходит в вашей компании.

В некоторых CRM можно дополнительно создавать свои собственные отчеты (источники лидов, сумма выставленных счетов и другие…) .

Просто про CRM: для чего и как выбрать

6. Модуль интеграции

Отвечает за работу CRM-системы с электронной почтой, IP-телефонией (телефонная связь через интернет) , сайтом, мессенджерами и социальными сетями.

Интеграция – это обмен данных между системой и сторонним приложением/сервисом. Например, список email-рассылки автоматически составляется из адресов в базе клиентов.

В некоторых CRM можно настроить интеграцию с платежными системами и бухгалтерским ПО, чтобы выставлять счета и быстро загружать данные об оплатах.

Просто про CRM: для чего и как выбрать

Принцип работы CRM

Каждая заявка от клиента регистрируется в системе. После чего запускается автоматическая воронка продаж. Итог воронки — успешное завершение сделки менеджером.

Процесс можно описать следующим образом.

Поступление заявки.

Когда поступает заявка, программа определяет, откуда пришел «лид”. Если клиент уже есть в базе, то менеджер видит всю его историю взаимодействия с компанией (контакты, сфера, когда и с чем обращался). Благодаря такой »подсказке” специалисту по продажам будет быстрее сориентироваться и предвидеть вопросы клиента.

Если клиента нет в базе, то карточка создается автоматически. Назначается ответственный менеджер. Звонки никуда не пропадают, переписки остаются, а контакты не теряются. Вся важная информация будет зафиксирована в карточке клиента.

Интеграция средств связи.

Для этого в CRM-систему подключают IP-телефонию, почту и мессенджеры. Программа сохраняет все переписки/звонки с клиентом и даже автоматически вытаскивает данные о заказе. Руководитель по продажам сможет сделать выводы, как общались с клиентом. Если что-то пошло не так, то проработать слабые места.

Запуск воронки продаж.

Автоматический сценарий воронки продаж состоит из этапов (например, «первичный контакт», «лид квалифицирован», «проведена встреча», «выставлено коммерческое предложение», «договор согласован») . Задача менеджера – продвигаться от этапу к этапу.

Воронку можно сравнить с инструкцией по тому, как довести сделку до логичного финала.

Сценарий воронки также включает автоматизацию: напоминания о звонках, выставление счетов и отправку договоров на согласование.

Стратегия взаимодействия.

Этапы по воронке продаж автоматизированы. Двигаясь от этапу к этапу, клиент может по-разному себя вести. От его поведения и включается персональный подход CRM-системы: отправка персонального предложения, запуск email-рассылки, таргетированной рекламы, проведение телефонных переговоров. Для этой задачи разрабатывают отдельные модули или интегрируют систему с маркетинговыми и рекламными сервисами.

Аналитика.

CRM-система формирует отчеты по ключевым бизнес-метрикам, таким как KPI, POI и LTV. Программа анализирует воронку продаж по каждому этапу, выявляет слабые места и дает информацию об эффективности менеджеров.

Какая CRM подходит для вас?

Перед выбором CRM важно понимать, какие задачи стоят перед вашим бизнесом и каких результатов вы хотите достичь.

CRM решает следующие задачи:

  • Автоматизация рутины;
  • Обеспечение подробной аналитики;
  • Увеличение конверсии продаж;
  • Контроль активности сотрудников;
  • Создание единой системы автоматизации бизнес-процессов;
  • Увеличение объема продаж;
  • Отслеживание движения клиентов по этапам воронки продаж;
  • Запуск новых продуктов;
  • Выход на новые рынки.

Проанализируйте свой бизнес

Аудит даст точную информацию о процессе продаж.

Нужно учесть актуальную ситуацию в компании:

  • Как проходит взаимодействие менеджеров с другими отделами?
  • Откуда приходят клиенты?
  • Есть ли клиенты, которые не получают достаточного внимания?
  • Как менеджеры управляют движением сделок по воронке продаж?
  • Какие бизнес-процессы происходят в области продаж?
  • Сколько сотрудников занято работой с бизнес-процессами? А сколько с продажами?
  • Сколько теряется клиентов?

Ответы на эти вопросы дадут понять интегратору (специалисту по внедрению CRM) , как эффективно провести перенос, настройку и автоматизацию. Эти шаги сделают работу с CRM более продуктивной.

Сравните CRM на рынке по ключевым показателям

Просто про CRM: для чего и как выбрать

Главное

CRM-система управляет заявками клиентов с момента первого обращения до успешного завершения сделки.

CRM-системы делятся на облачные и коробочные, а также на 2 группы — универсальные и отраслевые.

Четыре ключевые функции CRM: контроль воронки продаж, управление базой клиентов, планирование задач и хранение истории взаимодействия.

Состоит из обязательных модулей: работа с клиентами, управление продажами, маркетинг, настройка бизнес-процессов, аналитика, интеграция.

Принцип работы можно описать так: поступление заявки, интеграция средств связи, запуск воронки продаж, стратегия взаимодействия, аналитика.

Выбор CRM-системы зависит от того, какие бизнес-процессы у вас в продажах и сколько сотрудников.

Компания iTrack поможет вам внедрить CRM в вашу компанию.

Мы не зажимаем ваш бизнес в рамках CRM — мы адаптируем CRM под ваши процессы.

Для консультации обращайтесь по нашему номеру либо заполняйте форму.

Мы все понимаем и не торопим вас с решением, поэтому для начала предлагаем посмотреть работу CRM Битрикс24 на примере реального бизнеса. Заполняйте форму на живую демонстрацию!

33
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить
Автор

Понимаем ваш выбор более простой системы. Важно отметить, что Битрикс24 это не только CRM, но и множество интегрированных инструментов. Вы получаете комплексное решение с гибкой масштабируемостью и поддержкой.
⠀⠀⠀⠀
Также для небольшого бизнеса есть такие тарифы как «Бесплатный» и «Базовый». Тариф «Бесплатный» доступен для неограниченного количества сотрудников. Тариф «Базовый» больше всего подходит как раз для небольших отделов продаж или микробизнесов. На тарифе "Базовый" подключаются все доступные каналы для общения с клиентами: почта, телефония, соц.сети, мессенджеры. Записи разговоров сохраняются в карточке сделки, а документы (акты, накладные, договора) могут быть созданы и распечатаны на основе шаблонов сделок. Доступны CRM, аналитика для бизнеса (BI), автоматические процессы (роботы и триггеры).
⠀⠀⠀⠀
Какие ключевые задачи вашего бизнеса должна решать CRM-система?

Ответить