{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Сетевой майндсет - какая картина мира поможет адаптироваться к кризису

"Мир, каким мы его знали подходит к концу". На первый план выходит не умение строить прогнозы, а способность быстро чувствовать происходящее и адаптироваться к нему. Это свойственно обладателям гибкой картины мира и сетевого набора установок.
_

Автор — Максим Тимофеев, бизнес-консультант, основатель Deep mind consulting, сертифицированный фасилитатор, экс-руководитель департамента госкорпорации.

Редактор — Алена Мартыненко.

Последний месяц нарушил множество моих планов. Сначала Тайланд прямо на границе отказал во въезде из Сингапура, затем я совершенно без своего желания и фактически без вещей совершил 5 перелетов за 3 дня и застрял во Вьетнаме.

В течение всего марта в целом было спокойно, но на лицах туристов появилось больше неопределенности. Поведение местных в Малайзии, Индонезии и Вьетнаме начало изменяться в небольших деталях. Где-то перестали пускать в рестораны, где-то прикрывали рот руками при нашем виде, дети показывали пальцем и кричали "корона". Никакой жести и насилия, но ксенофобии в воздухе прибавилось.

За пару дней до нашей успешной попытки улететь в Москву на острове Кон Дао осталось всего примерно 30 туристов. На безлюдном пляже мы познакомились с супругами из Ниццы: он — француз, она — русская. Национальные государства закрыли границы для иностранцев: его не пускают в Москву, ее — во Францию. Остаться вместе они могут только во Вьетнаме, но европейская внешность сулит неприятности.

Как возможно, что муж и жена должны быть разъединены из-за законодательной практики своих государств? Каждый из них спокойно перевезет вирус в свою страну, но только не в чужую. У вируса нет разделения на страны, а у человека есть.

Происходящее напомнило мне об иллюзии контроля над жизнью. Планы — это комфортные, но всего лишь проекции наших желаний, навешиваемые на реальность. Нам хочется видеть мир упорядоченным, понятным и безопасным. Но реальность никак не обязана потакать этим желаниям.

РАЗЪЕДИНЕННОСТЬ - ЭТО ПРИВЫЧКА

Разрушение проекций причиняет боль — человек лишается опоры на привычную картину мира. Поэтому сегодня мы все начинаем чувствовать крушение каких-то точек сборки, и от этого дискомфорт и тревогу. Закрываться от них можно в отрицании, в изоляции, желании спасать именно себя. Так выглядит регрессия — травматическая или стрессовая реакция на опасность, спускающая человека на более примитивный уровень функционирования. Люди на нем становятся эгоистичными и смягчают нравственные нормы.

Национальные государства сильно не отличаются от индивидуумов. Сегодня на сбой систем контроля они реагируют их усилением, развязывают войны за ресурсы. Закрывают границы, начинают отжимать друг у друга рынки нефти или газа.

Начинают раздаваться голоса о конце капитализма и глобализации. Призывают усилить суверенитет стран после кризиса, ведь международное разделение труда дало сбой. Volkswagen в России останавливается из-за отсутствия деталей из Европы. Становится ощутимой нехватка отдельных продуктов, которые ввозились из-за границы.
Политики принимают решения, исходя из электорального запроса на жесткие меры. Видно как растут рейтинги руководителей стран после введения карантинов.

Целые страны действуют под влиянием страха и автоматических стрессовых реакций. Обычно такие действия неадекватны или непропорциональны реальной опасности и приносят больше вреда, чем пользы.

Они основаны не на понимании ситуации, а на историческом опыте: тысячелетиями люди жили в традиционных изолированных сообществах, не приспособленных к быстрым переменам.

На протяжении столетий это мало что значило, но за последние 20 лет сложность мира выросла в сотни раз — мы оказались в эмерджентной реальности. В ней события спонтанно формируются тысячами акторов и просчитать последствия не представляется возможным.

Сбой дает не глобализация, скорость мира или капитализм. А незрелость наших установок, которая выражается в поведении людей и стран в стиле «мне надо решать свои проблемы, а ваши — не мои».

Мы продолжили по старинке жить на глубоко связанной планете с правилами и привычками разъединенных километрами аулов. За это несоответствие человечество платит экономической разрухой и жизнями людей.

СВЯЗАННОСТЬ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НЕОБРАТИМЫ

Процесс глобализации завязан на реальной инфраструктуре. Никуда не исчезнут контейнерные перевозки, не будут демонтированы океанические интернет-кабели. Куда вероятнее дальнейшее развитие глобального мира, чем его демонтаж. А текущий кризис просто проливает свет на слабые места во всех сферах нашей жизни. Covid-19 — отличный повод усилить нашу способность к интеграции.

Всеобщий карантин принуждает к смене паттернов поведения и ускоряет эволюцию всей мировой системы взаимодействия. Мы оказываемся на пороге сетевого постиндустриального мира с еще более распределенной, а значит и более устойчивой экономикой. Контуры нельзя предсказать наверняка, но можно почувствовать: более глобальный рынок труда, широкое распространение дистанционного образования, цифровые правительства, деурбанизация при увеличении роли мега-городов, снижение массового потребления.

В миниатюре такой сценарий можно наблюдать на примере Toyota.

После землятресения на Тайване и цунами в Японии компания не разместила все производство где-нибудь за семью стенами на севере в России, а решила еще больше увеличить распределенность. Теперь стратегическое детали собирают в очень разных странах для снижения рисков системы в целом. Многие японские и тайваньские компании последовали примеру Toyota.

Постиндустриальный мир сложнее индустриального и требует от нас более комплексной картины мира. Поэтому к кризису лучше адаптированы обладатели установок на сетевые формы партнерства и гибкость.

ПРИОРИТЕТЫ СЕТЕВОГО МАЙНДСЕТА

1. Незнания перед экспертизой

Неопределенность — очевидная новая норма. Мы должны включить ее как данность во все сферы нашей жизни. «В эпоху сложности непредвиденные события могут изменить правила игры за считанные дни. Признание собственного невежества дает преимущество перед тратой ресурсов на достижение нереалистичной цели предвидения грядущих событий» — Джой Ито.

2. Эмерджентных систем перед иерархиями

Дальше нельзя продолжать управлять с капитанского мостика, как это делали в средние века и во времена мануфактур. Это невероятно медленный и затратный процесс управления. Он приводит к смертям людей прямо сейчас. Мудрые решения больше не принимаются наверху, а возникают в больших группах. Эмерджентные подходы к управлению уже поменяли многие организации, а сейчас должны поменять и менеджмент государств.

«В отличие от авторитетных систем, которые допускают только отрывочные изменения, эмерджентные системы способствуют нелинейному обновлению, которое сможет быстро реагировать на ускоренные перемены, свойственные сетевой эпохе».

3. Правильных решений перед простыми

Мега-города, транснациональные компании и глобальные сообщества функционально уже много где превалируют над нациями. Смотреть на такой мир только лишь сквозь призму политических границ, значит игнорировать его реальную сложность. Из-за связанности всех со всеми эффективно действовать можно лишь из логики муравейника, а не отдельного муравья. Учитывая всю систему целиком и последствия второго и третьего порядка.

4. Осознанности перед неосознанностью

К новизне быстро приспосабливаются те, кто способен ее увидеть. Для отделения реальности от своих проекций, важно научиться замечать в каких мы пребываем эмоциях и состояниях. Заметить какую субъективную картинку мира они формируют. Только осознавание собственных страхов научит нас выдерживать неопределенность и не схлопываться в агрессию или отрицание.
___

Во время всех прошлых кризисов у нас не было ясной теории развития и взросления человека и его майндсета, а сегодня она есть. Благодаря исследованиям и открытиям Роберта Кигана, Сюзанны Кук-Гройтер, Кена Уилбела, Отто Шармера, мы точно знаем как способствовать появлению более сложных картин мира. Привилегированный доступ к ним получают тысячи людей, которые начали внутреннюю работу над собой в последние годы: терапию, практики осознанности и открытых диалогов.

Люди сетевого майндсета интегрируют систему и находят новые способы ответов на хаос. Они открываются другим, берут ответственность за свои реакции, ищут правильные для всех решения.

Сегодня такие люди чувствуют больше устойчивости за счет знания своих эмоций и понимания фундаментальных ценностей. Возможно, пришло их время переломить тысячелетнюю коллективную привычку разъединяться в моменты опасности.

О Deep mind consulting.

Мы помогаем компаниям переехать в новую экономику.

- обучаем сотрудников управлению состоянием: снижаем стресс, увеличиваем эмоциональную устойчивость

- создаем культуру открытости, честности и гибкости

- исправляем ошибки в коммуникации организации

- находим новое видение и способы решения сложных проблем

Наш канал про осознанное лидерство.



0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда