Экотуризм верхом на аэролодке. Реальная история заказчика

Иван, 43 года, путешественник, организатор экстремальных туров

Идея экстремальных туров по Малому Енисею (тувинцы называют эту реку Каа-Хем) возникла у нас давно. Здесь очень красивые места, прекрасная рыбалка и лучший отдых, о котором только можно мечтать. Мы и раньше организовывали такие походы для гостей, но это было ситуативно. До недавних пор поставить дело на поток мешала приверженность россиян отдыху за рубежом: почему-то «детский» сплав на байдарках где-нибудь в Турции привлекал их больше настоящего приключения в дикой природе. Но сейчас ситуация меняется и у нас, наконец, получилось реализовать давнюю мечту

Зачем ехать за ощущениями на границу с Монголией

Экстремальный туризм стремительно набирает популярность по всему миру. Если лет 30–40 назад он был в основном уделом спортсменов, то сегодня забраться на гору или сплавиться по порожистой реке — вполне типичная идея для отпуска людей, проводящих основную часть жизни в офисе. Туроператоры это почуяли давно, поэтому в той же Турции традиционный пляжный отдых дополняют рафтинг, джип-туры и пешие походы.

Аэролодка Фантом 650
Аэролодка Фантом 650

Интересно, что для нас-то всё это не новость. В СССР активный туризм был популярен и 50 лет назад. Но когда в конце 80-х — начале 90-х исторически закрытые границы вдруг открылись, народ естественно ломанулся за рубеж: запретный плод сладок. И уже там все как бы заново открыли для себя экстремальный туризм.

Да вот только дома возможностей для него куда больше. Вряд ли за рубежом вам предложат двухдневную экскурсию на 200–300 км вверх по течению горной реки с рыбалкой и ночевкой в деревне староверов. Тут все сразу: и приключение, и этнография, и уха на костре. Причем для нас это обычное дело, а не специально подготовленная экспедиция. Во многом такое стало возможно благодаря необычному транспорту, который мы выбрали для своих маршрутов.

Почему аэролодки

Рафтинг дело хорошее, да только для группы туристов дневной предел — 15–20 км. И это если не останавливаться надолго, не ловить рыбу и т. д. На аэролодках мы проходим за день 200–300 км, успеваем искупаться, порыбачить и осмотреть местные достопримечательности. Это единственный вид транспорта, способный двигаться через пороги практически с такой же скоростью, как и по чистой воде.

Sever 650K в работе
Sever 650K в работе

Для экскурсий мы купили две лодки красноярской компании КАЗ «Север» — СЕВЕР 650 и ФАНТОМ 650, обе с 290-сильными движками Toyota объемом 4000 кубиков. Паспортная грузоподъемностью — 1500 кг, включая 5–8 человек экипажа и туристов: на мой взгляд, оптимальное количество для экскурсии. Причем практика показала, что лодку вполне можно нагрузить процентов на двадцать больше. Учитывая запас топлива, еду и снасти, мы брали до 1800 кг вместе с людьми и лодки с таким весом уверенно шли больше 40 км/ч, хорошо слушаясь газа даже на высоте 2000 м над уровнем моря.

Еще одно преимущество аэролодки в том, что на ней достаточно просто маневрировать в порогах. На нашей реке пороги довольно серьезные, выше по течению есть четвертой и пятой категории сложности, которые у рафтеров считаются уже опасными для жизни. Мы такие участки проходим уверенно. Здесь, конечно, большую роль играют конструктивные особенности. Это не только прочная броня днища, которая надежно защищает баллоны и корпус, но также надувной фальшборт. Помимо защиты от брызг он выполняет функцию бампера, существенно облегчающего прохождение порогов. Даже если вы его пропорете — можно за час-полтора устранить повреждение и ехать дальше. Кстати, у СЕВЕРа есть опция дополнительной защиты фальшбортов, это снижает вероятность проколов.

Важно преимущество лодок СЕВЕР — цельный каркас, который серьезно снижает уровень вибраций и исключает вероятность образования трещин в корпусе, например при ударе о камни. Также предусмотрены сливные каналы для быстрого удаления воды, поэтому даже если вы прилично черпанули носом на порогах, надо всего лишь сбросить скорость и лодка моментально выравнивается.

Безопасность и комфорт

Одно дело экскурсии для своих, другое — коммерческие туры. Ответственность за туристов, их безопасность и комфорт требуют оснащения транспорта дополнительными техническими средствами. Прежде всего это обязательная радиостанция и профессиональная система навигации, которые производитель устанавливает на аэролодки СЕВЕР по желанию заказчика. Также не будут лишними бортовой холодильник и обогреватель салона на случай, если заночевать придется прямо на лодке. Кстати, на упомянутых выше моделях они входят в базовую комплектацию, а ещё предусмотрены удобные раскладные сиденья. Чтобы избежать непредвиденных трудностей, стоит взять запасной аккумулятор и установить солнечную панель. Большой мощности она конечно не даст, но для работы рации, навигатора и ботовой магнитолы хватит. Для передвижения в ночное время, в сумерках и в непогоду не помешают также фары.

Комфорт и безопасность пассажиров_Sever 650K
Комфорт и безопасность пассажиров_Sever 650K

Если планируете длительные туры и не только в жаркий сезон, то рекомендую сразу заказать установку автономной системы предпускового обогрева двигателя и автоподкачку баллонов. Также можно поставить лебедку, телескопический трап и площадку под генератор или дополнительный топливный бак. Для любителей рыбалки предусмотрен монтаж на переднюю платформу кресла, спиннингодержателя и площадки под эхолот. Но это уже другой тип досуга, потому что на порогах все это хозяйство легко повредить.

Наши маршруты

Мы предлагаем несколько видов экскурсий. Об одной из них я уже упомянул, она продолжается 2–3 дня. Лодки на воду спускаем примерно в 100 км от Кызыла, куда добираемся на двух пикапах, благо у СЕВЕРА предусмотрены специальные двухосные прицепы для транспортировки плавсредств по суше. Малый Енисей почти весь в порогах, но первые 200 км более-менее спокойные (по нашим местным представлениям). По дороге останавливаемся на островах половить рыбу, искупаться, если позволяет погода, и подкрепиться. Конечная точка — старообрядческая деревня, здесь проводим ночь. Наутро либо выдвигаемся обратно, либо идем вверх по реке еще километров на 70–80, почти до границы с Монголией. В этом случае еще одна ночь в деревне и потом уже домой. Конечно есть маршруты и покороче, на день.

В последние годы людей становится больше, мы видим, что интерес к российскому экстремальному туризму растет. В будущем планируем увеличить количество лодок. Мечта — купить еще пару вездеходов и сделать комбинированные туры на три–пять дней, проходя часть пути по реке и часть на вездеходах. Пока строим планы, поживем — увидим.

Актуальные акции на технику Север в нашем Тelegram-канале

1515
44
22
11
11
31 комментарий

Какие комфортные...Раньше с дедом на обычной деревянной старой лодке каталась. Впечатлений было море. А на такой лодке вообще кайф)

3
Ответить

Это правда, наши аэролодки очень комфортные и безопасные)

2
Ответить

Дааа

Ответить

Интересная какая конструкция — жёсткое днище и баллоны тут же. Наверное, не новая, но я что-то раньше не задумывался, что так тоже можно )

3
Ответить

Да, можно) ознакомиться с нашими аэролодками, почитать всю информацию и ознакомиться с тех. характеристиками можно на сайте https://severboat.ru/

2
Ответить

Комфортные, премиальные)

3
Ответить

Приходите на тест-драйв)

2
Ответить