Не такая и сладкая жизнь: как меняется потребление десертов в России

Не такая и сладкая жизнь: как меняется потребление десертов в России

Потребители всегда реагируют на экономические происшествия, и это сильно влияет на их выбор и процесс потребления.

«В последние два-три года происходит очень много стрессовых событий, а как известно, вкусная еда — лучшее лекарство при стрессе». (Дженнет Мурсалова, бренд-менеджер компании «Акульчев», Forbes).

Помимо любимых нами заводов у нас есть еще более любимые клиенты, работающие в сфере люкс, чья аудитория – гедонисты. И хотя их в России стало значительно меньше, тренд в целом подхватило юное поколение, которое уже выросло до 31% потребителей!

Это одна из причин, почему снова меняется рынок: не все в состоянии соответствовать новым запросам. И не все умеют держать модную нынче традиционность в гибком русле.

Не такая и сладкая жизнь: как меняется потребление десертов в России

Итак, вспоминаем фильм «Что хочет женщина» и погружаемся в головы и сердца потребителей. Пожалуй, начнем с самого популярного наслаждения - кондитерскими изделиями.

1. В желании получить максимальное удовольствие от сладкого, 82% потребителей будет в первую очередь искать мультисенсорный продукт — эксклюзивные, сезонные, авторские товары с особенностями происхождения и т.п.

2. Осознанное удовольствие — 91% потребителей говорят, что шоколад должен быть не только вкусным, но и полезным для здоровья, экологичным лакомством. Потребляя такой продукт, покупатель не просто испытает краткосрочное удовольствие, но и получит долгосрочные эмоции от внесения своего вклада в экологию. Это создает максимальную эмоциональную привязку к бренду.

3. Здоровое удовольствие — 86% потребителей хотят делать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов. В ответ на этот запрос начали появляться функциональные продукты, обогащенные питательными веществами.

4. Локализация и традиционность

● 30% покупателей стараются выбирать отечественные продукты;

● 85% покупателей хотят видеть в нашей стране новые сильные бренды;

● за последний год на российском рынке появилось более 7 тыс. новых русских брендов. Сейчас их доля составляет 85% (ранее всего 34%). На долю кондитерских брендов приходится 22% – это самая большая доля среди всех остальных категорий;

● В 3Q 2023 года самый большой прирост в рейтинге получил шоколад «Аленка»;

● 70% покупателей целенаправленно выбирают отечественные товары, а каждый второй — локальные марки;

● 71% опрошенных регулярно покупают российские продукты питания.

5. Здоровое питание и натуральность

Один из аспектов здорового питания в кондитерском сегменте — продукты с низким содержанием сахара. Потребители все чаще обращают на это внимание и отдают предпочтение продуктам с низким содержанием сахара или с заменителем.

· Продажи горького шоколада упадут на 20%

· Особой популярностью пользуются безглютеновые кондитерские изделия

· Органические кондитерские изделия также набирают популярность.

· Функциональные кондитерские изделия — главный тренд современного питания. К ним относятся, например, батончики с высоким содержанием белка или добавленными витаминами и минералами.

Стоит отметить, что таких потребителей в 2023 году стало меньше, так как на первый план выходит цель получить удовольствие, а тренд на здоровое питание становится второстепенным. При этом люди уже избалованы относительной экологичностью продуктов питания, произведенных в России (впрочем, как и нашим легендарным сервисом – не верите, загляните за рубеж).

И вот что также часто упускается:

Существуют два параллельных тренда по вкусовым предпочтениям.

Традиционные вкусы — шоколадный, ванильный и карамельный по-прежнему популярны.

Но с каждым годом потребители чаще ищут что-то необычное, что может «удивить» их вкусовые рецепторы. Кондитерские компании в России предлагают изделия с экзотическими фруктами, специями, цветами или острыми ингредиентами. Шоколад с добавлением морской соли, перца или лаванды повсеместно можно увидеть на прилавках магазинов. А некоторые бренды пошли еще дальше, предложив пользователю настраивать вкус, форму, упаковку и состав самостоятельно.

Потребители говорят, что хотят меньше сладости в пользу других вкусов, и мы видим это — на рынке сейчас идет переход от просто сладких к смелым вкусам. Старшее поколение больше привержено к традиционным вкусам и формам, а драйвером такого тренда служит молодая аудитория — зумеры, из которых:

● 30% готовы отказаться от бренда в пользу новинок, которые хочется попробовать;

● 17% любят постоянно экспериментировать с новинками;

● 30% вовлечены в покупку кондитерских изделий потому, что им нравится пробовать новинки;

● 37% готовы попробовать новый бренд потому, что он выпустил что-то новое;

● 35% готовы попробовать новый бренд потому, что он выпустил что-то инновационное.

Так что можно в любую коллекцию смело включать как традиционный вкус, так и экзотический. Или смешать 2 традиционных, добавив их яркостью упаковки и трендовой подачей. Но мало кто готов пересматривать ассортимент.

По этим причинам почти 20% прошлогодних новинок перестали продаваться. А еще вот почему: инновации не всегда вписываются в бюджет.

Для 64% потребителей цена и доступность являются основными критериями выбора.

И напоследок вспомним о том, что мы любим глазами.

● 63% — таков рост онлайн-продаж кондитерского сегмента в 2023 году.

● 60% потребителей приобретают FMCG-товары онлайн.

● 56% FMCG-производителей считают главным приоритетом 2024 года — развитие онлайн-продаж.

Пожелаем вам счастливого наступающего Нового года! И стремитесь обновляться, не забывая корней. Новая классика, эклектика, яркая подача – вот ваши лучшие друзья в этом изменчивом мире.

11
Начать дискуссию