Евгений Фист: «Сейчас время больших возможностей»
Известный музыкант, фотограф, писатель и блогер Евгений Фист является основателем бренда одежды OUT FO FAME и автором двух книг-бестселлеров «Слава блогу» и «Красная книга». Он рассказал smmagnat team о выживании своего бизнеса в это непростое время, курсе по копирайтингу и планах на будущее.
Расскажите, как в нынешней ситуации поживает ваш бренд одежды OUT FO FAME?
На момент, когда все это случилось, мы продавали то, что уже давно было произведено, и не шили ничего нового. Сейчас мы начинаем отшивать базовые вещи, которые всем полюбились. На них «висит» большое количество предзаказов, и постепенно мы также будем развивать OUT FO FAME, так как в новых реалиях это очень актуально.
Все ваши производства одежды OUT FO FAME находятся в России, но что происходит с материалами и поставками сейчас? Откуда возите?
Да, все производства у нас находятся в России, более того — в Москве и Подмосковье. Возможно, это можно было бы оптимизировать и найти производства в странах СНГ, либо подальше от Москвы. Будем думать в этом направлении, но на данный момент так, как есть, — это удобно. Стоимость пошива на одном из производств, с которым мы работали, выросла практически в 2 раза. Хотя для этого не было какой-то адекватной причины, поэтому мы с ними просто расстались. На других производствах цены поднялись чисто символически, и это никак не повлияет на себестоимость товаров.
С тканями вопрос немного сложнее, так как они привязаны к курсу доллара. С логистикой проблем особых нет, потому что ткани в основном из Турции — это основной поставщик футера и других материалов. Мы страдаем только из-за курса доллара. Надеемся, что он стабилизируется, как это уже понемногу происходит сейчас. Я всегда переживаю за качество, поэтому в будущем, если мы найдем достойные страны с хорошим качеством и логистикой, то будем с ними сотрудничать.
Нынешняя ситуация, когда все бренды ушли или уходят из России, — это время новых возможностей для развития бизнеса или наоборот?
Да, я думаю, что сейчас время больших возможностей. Брендам нужно особенно стараться и «шевелиться». У нас в России огромное количество суперталантливых людей во всех сферах, поэтому сейчас особенно важно активизироваться. Главная проблема, с которой мы можем столкнуться, — это себестоимость пошива вещей в России. Она может быть выше, чем розничная стоимость вещей в каких-то крупных магазинах мировых брендов. Это проблема, и как её решить — я пока не знаю. Возможно, это могут быть какие-то дотации со стороны государства на открытие крупных производств в России. Потому что, чтобы сократить стоимость, нужно пользоваться производствами в странах СНГ. Но к импортозамещению мы готовы. Есть, куда двигаться в этом направлении. Даже продуктовое эмбарго показало, что очень неплохо это получается: итальянские сыры в России научились делать не хуже, чем в Италии, а то и лучше.
Как думаете, будет ли спрос на продукцию будет больше или меньше из-за падения покупательской способности?
Продукцию нашего бренда вряд ли можно назвать одеждой «первой необходимости». Это скорее средний ценовой сегмент для людей, которые хотят определённую одежду. И они всегда будут, в любой кризисной ситуации. Главный вопрос — как их привлечь. Для этого нужно постараться. Ну и у кого-то доход падает, а у кого-то — растёт, поэтому клиенты будут всегда. Просто нужно корректировать свои действия в сложившейся ситуации, чтобы найти своего покупателя.
Материалы становятся дороже, планируете ли вы повышать цены на продукцию?
Материалы дорожают, себестоимость вещей повышается. Если говорить о OUT FO FAME, то если и будет какое-то подорожание, то очень незначительное. Например, если худи или толстовка стоила 8000 руб, то если она будет стоить 8500 или 9000. Не думаю, что это очень большая разница. Но мы все-таки постараемся сохранить цены. Возможно, это получится, потому что на сегодняшний день курс доллара практически вернулся на свою исходную позицию, и цена тканей примерно та же. Дороже, но не намного.
Это больная тема. Мы ищем способы, но их всё меньше. На данный момент не такой большой процент людей покупает за границей, поэтому у нас пока что-то периодически получается, чтобы оплата прошла без проблем. Например, человек договаривается через каких-то своих друзей и знакомых из России, которые за него производят оплату. Пока эти вопросы мы решаем таким образом. Но я надеюсь, что в ближайшее время появится больше возможностей делать это комфортно для клиентов и для нас.
Какие были ваши основные рекламодатели, и как сейчас ситуация с этим?
Есть явная тенденция, что 90% заявок на рекламу, как блогеру, поступают в Тelegram. Я с ним пока не очень хорошо умею работать, поэтому иногда «плаваю» в ответах. Раньше, в запрещенной ныне соцсети, все было понятно. Что главное — это красивые фотографии в ленте и сторис. Тelegram — другая история. Я пока к нему привыкаю, но запросов всё больше и больше.
Сказалась ли на продажах блокировка соцсетей? Вы уже успели уйти в другие соцсети, чтобы продвигать свои бренды и продавать вещи?
Проседание продаж отчасти связано с блокировкой, потому что когда популярные соцсети стали доступны только через VPN, многие люди «отвалились», а кто-то разобрался и продолжил пользоваться. Но вместе с охватами пропало и желание туда заходить. Я намного реже стал появляться там и постить что-то. Практически все продажи бренда строились на Instagram (запрещённом на территории РФ). Сейчас рассматриваю новые площадки, особенно Telegram и ВКонтакте. К ВКонтакте пока много вопросов. Вроде бы, там всё есть, но в таком виде, как было 10 лет назад или больше. Поэтому основная надежда на Telegram и на то, что когда-нибудь остальные соцсети вернутся в нашу жизнь.
Вы уже успели привыкнуть к новым реалиям? Какие ваши дальнейшие планы? От чего пришлось отказаться, и что привнести нового?
Привыкнуть к новым реалиям пока не получается, потому что непонятно, что будет завтра. Может быть, всё разблокируют, мы сможем снова продавать вещи, покупать рекламу, и всё вернётся, к тому, что было. Но даже в таком случае мы будем действовать совершенно иначе, потому что теперь понятно, что это максимально нестабильная площадка. Я пока наблюдаю. Может быть, будет лучше, а может быть — хуже. Я просто хочу дойти до этого дна, чтобы мы все уже оттолкнулись от него. Чтобы начались послабления санкций. Должна же когда-нибудь закончиться вся эта ситуация. И после этого будет более понятно, что к чему. И мы сможем к этому привыкать. Но я глубоко уверен, что если компания развивается в кризис (а мы как раз в стадии развития), и всё правильно скорректировано, то это хорошая основа и отличная закалка, которая только укрепит позиции компании. Вот такие планы — заниматься развитием бренда OUT FO FAME. Я думаю, что у него хорошее будущее. Для этого требуются большие инвестиции, а я хочу использовать только свои средства, не привлекая инвесторов со стороны. Это мое детище, поэтому для меня это очень важно. Мы только начинаем наш путь, и я думаю, что он у нас очень перспективный.
Есть большая вероятность, что скоро будет третья книга, издательство уже подтвердило её выход. Пока не было времени этим заняться. Возможно, за лето я всё подготовлю, и к осени уже можно будет ожидать выхода книги.
Расскажите, как у Вас появилась идея сделать свой курс по копирайтингу?
Один из самых популярных вопросов под моими постами был — как научиться так писать? Многие спрашивали: «Когда ты запустишь свой курс?». Года 4 назад как раз была «волна» всяких обучающих курсов, и я тогда получал всё больше вопросов. Но я долго сопротивлялся, потому что никогда не хотел кого-то чему-то обучать. Я считал, что если ты в чем-то профессионал, то ты должен исключительно этим заниматься. Если ты начинаешь учить, значит, ты недостаточно хорош в своем деле. Я долго думал и решил попробовать. Сначала написал план, года 3 назад, ну и постепенно, в течение этих лет то забрасывал, то возвращался к этому снова, дорабатывал. А несколько месяцев назад принял решение, что всё-таки нужно это сделать. С двумя книгами и таким опытом у меня есть, что сказать и чему научить. Я проанализировал много других книг разных авторов… И сделал. Последние несколько месяцев я только этим и занимался, доделал курс до конца. Вот буквально несколько дней назад началось обучение, и я очень жду отзывов людей и надеюсь, что курс будет полезен для всех.
На кого рассчитан этот курс?
Курс рассчитан как на новичков, так и на тех, кто уже занимается копирайтингом, пишет статьи для SEO или является сммщиком. Там вся необходимая информация и базовые знания, которые должны быть в голове у любого человека, так или иначе связанного с текстами.
Так как в современном мире информация подается и получается исключительно через текст, соответственно — этот курс актуален для всех.