Проверка и укрепление иммунитета по мировым стандартам

Беседа с аллергологом-иммунологом госпиталя Hadassah Medical Moscow кандидатом наук Дмитрием Юрьевичем Шиловым.

Проверка и укрепление иммунитета по мировым стандартам

Зачем проходить проверку иммунитета?

Наш иммунитет — это отдельный и очень сложноустроенный мир, живущий внутри нас и вместе с нами. Проверка иммунитета актуальна для людей любого возраста. Аллергия может начинаться у людей с очень раннего возраста в виде пищевой аллергии на белки коровьего молока при грудном вскармливании. В возрасте до 1 года. До 5 лет у детей чаще всего может быть или пищевая аллергия – проблема с кишечником и желудком – или проблемы с кожей. У детей старше 5 лет в основном дебют начинается с респираторных проблем: аллергический ринит, конъюнктивит. У взрослых, в большей степени, это крапивница. Потому что аллергические астмы или ринит – чаще всего начинаются с детства.

Проверка иммунитета детей – постоянная тревога родителей. Особенно родителей, которых беспокоят постоянные болезни ребенка. Детей, которые, только выздоровев, заболевают снова и снова.

Проверка необходима для детей, у которых врачи подозревают врождённый дефект иммунной системы, у которых есть тяжёлые рецидивирующие хронические заболевания или тем детям, которые плохо поддаются стандартному лечению. Есть список симптомов, которые у детей являются «красными флагами» - то есть, когда им необходимо обратиться к иммунологу. Это международно признанные «красные флаги», на которые обращают внимание все врачи первичного звена и специалисты.

А взрослым?

Проверка иммунитета необходима и взрослым, у которых уже известны заболевания иммунной системы, или в отношении которых имеются подозрения на дефицит того или иного звена иммунитета: частый герпес, неподдающиеся терапии частные инфекционные заболевания лёгких. В первую очередь – туберкулёз. А также рецидивирующая лихорадка. Она является одним из настораживающих факторов, когда следует обратиться к иммунологу и к ревматологу, если в дальнейшем в этом будет необходимость.

В России к иммунологам часто обращаются по вопросам вакцинации?

Да. Например, если у пациента возникли проблемы после химиотерапии, лучевой терапии, после онкологического заболевания. Пациент прошёл курс терапии, в результате чего у него может стереться иммунная память, которая была накоплена прежними вакцинациями.

То есть, их нужно снова вакцинировать?

Этим пациентам мы рекомендуем заново пройти вакцинацию для эффективной защиты в дальнейшем.

Мы также рекомендуем проверить иммунитет тем пациентам, у которых были удалены органы. Например, пациентам с удалённой селезёнкой мы рекомендуем вакцинацию – прививки.

Зачем пациенты идут к иммунологу, когда страдают другими заболеваниями?

Иммунная система любого человека – это его щит, защита его организма, гарантия от потенциальных хворей.Пациента, который обращается к иммунологу, прежде всего интересует, всё ли в порядке с его иммунитетом. Мы, как специалисты, либо подтверждаем его опасения, либо говорим, что с его иммунитетом всё в порядке и не стоит беспокоиться.

Поэтому, когда к нам обращаются больные, которые проходят лечение у терапевта или другого специалиста – наша задача ответить на вопрос: «Требуются ли при его заболевании дополнительные меры по лечению иммунной системы?». Ответ на этот вопрос – ключевой момент.

Если мы говорим о детях и их родителях, мы также подтверждаем наличие дефицита в иммунитете или опровергаем. Смежные специалисты направляют к нам пациентов. Но пациент может обратиться к Вам напрямую, если у него острая ситуация в виде крапивницы или ангиоотёка?

В таком случае можно прямо записаться к аллергологу для исключения или подтверждения аллергии.

Также к нам обращаются в случаях с пищевой аллергией: если пациент что-то съел, и с ним резко что-то произошло.

Клиника предоставляет предварительные проверки и тесты до обращения к врачу?

Это общий клинический анализ крови, а также анализ на содержание антител – иммуноглобулинов класса G, M,A, Е. Этот анализ мы предоставляем при наличии «красных флагов», которые выясняются в результате опроса.

В каких случаях пациенту нужен дополнительный визит к врачу-иммунологу?

В случае аллергических заболеваний мы определили рамки – когда пациент приходит на повторную консультацию. Эти рамки мы оговариваем сразу на приёме. Если у человека заболевание кожи в виде хронической крапивницы, я рекомендую ему делать пересмотр терапии раз в 3 месяца.

В сегодняшней ситуации особенно важен вопрос возможности дистанционного взаимодействия с врачом?

Такая возможность имеется. Например, когда пациент присылает мне медицинский документ в виде дневника по своим симптомам. Я оцениваю полученные данные, и мы решаем, следует ли пересмотреть терапию или нет. То же и в отношении бронхиальной астмы: есть валидированные тесты, которые пациент может выполнять самостоятельно у себя дома. На основании теста я могу сказать, стоит ли усилить терапию или наоборот, стоит сделать шаг вниз и немного ослабить её. Это также можно сделать дистанционно. Пациенту не обязательно приходить в клинику.

Но полностью отменить необходимость очных приёмов невозможно.

Если пациент приходит на очный приём в клинику, он получает всю информацию о диагнозе, осмотре, обо всём необходимом в плане диагностики и лечения. Я составляю план лечения минимум на месяц в динамическом наблюдении. Я прописываю, что делать, если происходит обострение во время терапии…

В этом случае пациент должен обратиться к врачу независимо от заранее оговорённого срока?

При ухудшении следует сразу же обратиться к врачу. Я всегда даю пациенту адрес моей электронной почты, номер служебного телефона учреждения. Чтобы в случае необходимости (так как бывают экстренные ситуации) пациент мог получить помощь. Я не оставляю пациентов без помощи. Также поступает и мой коллега д-р Юрий Германович Халиулин. Это международная практика, и мы соответствуем ей.

Какие платформы вы используете для удалённых консультаций посредством телемедицины?

Мы используем специальную платформу. Она закрытая, поэтому конфиденциальная. Дело – деликатное. Информация пациента будет в безопасности. Это ещё один стандарт, который оговаривается во всех международных документах по телемедицине. Мы соответствуем ему: сквозное шифрование видеосообщений, аудиосообщений и текстовых сообщений. Мы располагаем такой возможностью посредством специальной программы, которая позволяет общаться только врачу и пациенту без того, чтобы его данные были сохранены где-нибудь ещё или опубликованы. У нас абсолютно соблюдается врачебная тайна.

Почему стоит обратиться именно в Hadassah Medical Moscow?

Ключевое слово: стандарты. Многие клиники предоставляют узко специализированную помощь по аллергологии и иммунологии. Заочные консультации в Hadassah Medical Moscow отличаются по вышеизложенным причинам, так как не все медучреждения придерживаются тех же практик и соответствуют тем же стандартам. Понятно, что наилучшим образом я могу применить свои навыки, если пациент обратится очно. Например, ели у меня есть подозрения о том, что у пациента есть аллергия, мне нужно их проверить. Именно в Hadassah Medical Moscow я могу провести те тесты, которые в Москве не проводятся более нигде. Например, провокационные тесты на лекарственные препараты. Это делается только в одном месте в Москве – в Hadassah Medical Moscow.

Ещё одно преимущество Hadassah Medical Moscow заключается в её экстерриториальности.

Какие преимущества дает ваша экстерриториальность – статус филиала главной израильской больницы Хадасса?

В России не зарегистрированы многие тесты и препараты. Другие не пользуются (и не имеют права пользоваться) вещами, которые выполняются у нас. Как аллергены, так и диагностические тесты для выявления аллергических заболеваний кожи. Эти тесты мы с д-ром Халиулиным специально заказывали из Израиля. Hadassah Medical в Сколково – это клиника экстерриториальной медицины. Мы работаем с израильскими препаратами, по израильским стандартам, с использованием израильских методов и протоколов лечения. Собственно, мы предоставляем нашим пациентам то, что есть в Израиле. Только в Москве.

Кроме технических различий, есть ли отличия концептуальные? Стратегические?

Технические различия, различия в подходах, в стандартах – это не просто подробности. Это не мелочи. Эти различия – порой играют главную роль. Но есть и отличия концептуальные, мировоззренческие. Важный момент – это сама концепция лечения. Hadassah Medical Moscow лечит не болезнь, а пациента. Это выгодно отличает израильскую концепцию от, например, немецкой.

Есть отличия в самом отношении к пациенту, взаимодействию с ним?

Я отдельно проходил тренинг по навыкам общения с пациентами. Это ключевой навык для любого врача, которым, к сожалению, владеют не все специалисты. В частности, мы – аллергологи-иммунологи – я имею в виду и доктора Халиулина, мы подходим индивидуально к каждому пациенту. Выслушиваем его. Если пациент настаивает на своём нежелании применять те или иные методы, мы будем предлагать альтернативу и придём к совместному решению.

То есть отказ от патерналистского подхода?

Мы и пациенты – партнёры. У нас общее дело. И общая задача. По мере необходимости, в сложных случаях, мы привлекаем и других специалистов, чтобы предоставить комплексное лечение. Таргетное. Эта – персонализированная медицина – доступна в Hadassah Medical Moscow.

Сейчас совместно с израильскими коллегами, Hadassah Medical в Сколково проводит обмен документами для унификации и стандартизации протоколов диагностики и лечения. Это направлено на стандартизацию методов качества медицинской документации. Сейчас мы в Hadassah Medical в Сколково активно внедряем израильские протоколы. Стандартизация качества медицинской документации, методов диагностики и лечения, препаратов и протоколов служит юридическим основанием для применения препаратов, незарегистрированных в России. Мы придерживаемся мировых стандартов.

2626 открытий
Начать дискуссию