Шуруповёрт из Cyberpunk 2077
Роботы Figure на кухне
Nothing Phone 3a
Робот-человек
Nikola всё
Uber для охраны

MBTI - почему он так популярен?

В современной психологии существует очень много типологий личности, но, пожалуй, ни одна из них не достигла такой популярности в наши дни, как MBTI (Myers-Briggs Type Indicator). Сегодня я бы хотела осветить основные тезисы книги «Gifts Differing. Understanding Personality Type» Изабель Бриггс Майерс и Питера Майерса; а также поговорить о том, насколько применим MBTI в жизни в целом и в рекрутменте в частности, изжил ли он себя и почему все с ним так носятся.

MBTI - почему он так популярен?

Что написано в книге?

Создателем MBTI считается Изабель Бриггс Майерс (которая оставила авторские права на книгу сыну Питеру, поэтому он тоже считается автором книги). По профессии Изабель была школьным учителем и писательницей.

Всю жизнь Изабель увлекалась психологией, в частности трудами Карла Юнга, который в те времена пользовался огромной популярностью. Карл Юнг, к слову, предложил и аргументировал деление людей на экстравертов и интровертов, о чем и сказано на первых страницах книги.

Несмотря на то, что отсутствие психологического образования у Изабель может настроить читателя скептически, следует отдать автору должное - перед выпуском книги она 20 лет собирала статистические данные, формировала и редактировала опросники и составляла статистику. Обращу внимание также на то, что создание книги пришлось на 1960-1980 года, многие данные собирались буквально «вручную» в условиях кризиса после Второй Мировой войны.

Собственно, идея создания типологии, как указано в книге, в том, чтобы помочь людям, лишившимся работы во времена Второй Мировой войны, найти дело, которое пришлось бы им по душе и в котором они могли бы реализоваться наиболее успешно. Впоследствии, типология была доработана, и стала эдаким руководством для жизни в целом: стало возможным применять ее при выборе спутника жизни и в воспитании детей, на что указывают соответствующие главы.

MBTI - почему он так популярен?

Несмотря на все это, создается впечатление, что данные, собранные для изначальной цели, - помощь в профориентации, - не подходящая почва для исследования совместимости в партнерстве и воспитания детей. Данные, на которых построена типология, - ответы на вопросы студентов учебных заведений, в частности, медицинских и экономических вузов. Несмотря на то, что в книге приведены все возможные расчёты и таблицы, что, несомненно, внушает доверие, все равно, из-за таких узких профилей респондентов есть ощущение некоей однобокости исследования. Об этом косвенно свидетельствует и то, что главы по совместимости и воспитанию детей наименее объемны, тезисы в них абсолютно бессистемны и напоминают скорее заметки.

В любом случае, автором проделан невероятный труд, и, как мне кажется, типология хорошо помогает при выборе дела жизни. Типы в книге описаны очень полно и развернуто, нет ощущения общих фраз и воды. Есть много четких выводов и «законов», по которым существует типология, есть миллион таблиц (не очень удобных, но впечатляющих), на протяжении всего чтения нужно думать и постоянно совершать какие-то логические операции и вычисления в своей голове (без карандашика и листочка не разберешься). Это, правда, внушает уважение к авторам, и вызывает восхищение. И, как я убедилась на собственном опыте, в 9 случаях из 10 опрашиваемый согласен с описанием на более, чем 90%.

Применимость MBTI в жизни

Конечно, очень весело читать то, что описывает тебя на более, чем 90%, но типологии личностей создаются, как правило, не только для развлечения, но, в частности, для того, чтобы дать практические советы и помочь человеку в том или ином решении.

Как уже было сказано, тест вполне пригоден для бытовой профориентации (еще не карьерная консультация, но уже не «Кто ты из Смешариков»). Там чуть ли не названы конкретные профессии под каждый тип. Поэтому для HR и рекрутмента, на мой взгляд, тест очень ценен. Но, опять же, не панацея.

Тем не менее, я бы поставила под вопрос применимость теста на бытовом уровне. Мои сомнения связаны с тем, что тот тест, который все проходят на сайте, представляет собой «вариацию на тему», но не изначальный опросник MBTI. Да, очевидно, что создатели теста на сайте брали за основу книгу, но я не нашла на сайте никаких референсов к книге - только отсылки к другим исследованиям и статьям.

Будучи фанатом MBTI уже довольно долгое время, я убедилась, что возникают некоторые несостыковки и парадоксы в той же самой совместимости. Я связываю это с тем, что тест MBTI на сайте, который дает одни результаты, не в полной мере подчиняется законам MBTI по книге.

Поэтому сложно судить о применимости в жизни. Хорошо, если тест работает для Вас, ничего плохого от его результатов точно не будет. А не работает, значит, не работает.

Говоря о том, кто может стать идеальным CEO по MBTI, то это однозначно ENTJ. Этот тип считается прирожденным лидером. ENTJ проактивны, рациональны и решительны одновременно. Они умеют и любят принимать решения. Однако они могут доходить до бессердечности и чрезмерной радикальности, что может навредить выстраиванию межличностных отношений. Знаменитые ENTJ - это, например, Стив Джобс, Маргарет Тетчер и Гордон Рамзи.

Почему MBTI так популярен и что после него?

Тест MBTI, с учетом всех его эволюций и спекуляций, покрывает все сферы человеческой жизни. Он лаконичен, имеет законченную структуру, и статистические данные в своей основе. Также, он не имеет исключений, что позволяет просто ответить на вопросы, прочитать результат и дальше не думать. Тест достаточно прост для тех, кто хочет простоты, и дает возможность покопаться в его компонентах для тех, кто хочет покопаться. Поэтому, конечно, MBTI оказался в свое время на своем месте.

Логично предположить, что после MBTI будет что-то вроде расширенной версии этой типологии: будет больше типов личностей или появятся подтипы существующих типов. Это может стать в некоторой степени тупиком, если статистические данные останутся теми же. Идеально было бы, если бы за тест взялись профессиональные психологи, проработали бы его снова, используя ответы современных респондентов.

Можно по-разному относиться к типологиям личности и всему, что с ними связано. Тем не менее, вопрос сводится к полезности и применимости. В случае MBTI можно привести много аргументов «против» (автор не психолог, непонятно, где взять оригинальный опросник, непонятно, почему такой узкий профиль респондентов и т.д.), можно привести много аргументов «за» (20 лет исследований, применим по сей день - а значит, есть спрос, охватывает все сферы жизни). MBTI, конечно, нуждается в доработке и адаптации под современные нужды с современными данными. В любом случае, MBTI - это очень лаконичная и стройная система тезисов, которая может, если не помочь в решении мировых проблем, но дать пищу для размышления и почву для дискуссии.

Александра Медведева 
Аналитик в Benchmark Executive
33
реклама
разместить
3 комментария

Ну Рамзи ещё есть) Нужно тест пройти для интереса

Да, вы правы, подправили)

Я на relaza.com проходил тест, у меня описание совпало процентов на 80

День 1096: в Великобритании анонсировали «крупнейший пакет санкций» против России

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Ian Taylor / Unsplash
2727
55
44
33
11
Бесятся, что РФ с США теперь единая сверхдержава. Осталось китайцам напихать
реклама
разместить
Как девушка не пришла со мной на свидание, а я создал приложение для DeepSeek на 30 000 пользователей

Это история о том, как я добивался девушку, получил отказ, зато создал приложение на 30К пользователей. Которое растет, а я – думаю над тем, как его монетизировать.

Как девушка не пришла со мной на свидание, а я создал приложение для DeepSeek на 30 000 пользователей
2020
1919
55
33
вот тут тема раскрыта интересно
Как кратно повысить конверсию из лидов в покупателей: реальные кейсы с нейросетями в маркетинге и продажах

В этой статье мы не будем в очередной раз говорить про генеративный AI, создание картинок и текстов. Вместо этого расскажем, как на самом деле бизнес использует нейросети, чтобы изучить аудиторию, получить качественные лиды и сделать продажи.

Как кратно повысить конверсию из лидов в покупателей: реальные кейсы с нейросетями в маркетинге и продажах
1414
22
11
11
11
Поднялся на пиратском контенте: Как в нулевых я построил империю на продаже DVD-дисков и продавал 100к копий в год
***
1313
66
11
90% маркетологов не умеют продавать премиальный продукт! Все дело в эстетичном дизайне сайта — сейчас докажу.
90% маркетологов не умеют продавать премиальный продукт! Все дело в эстетичном дизайне сайта — сейчас докажу.

Почему одни компании легко привлекают премиальную аудиторию и делают большие продажи, в то время как другие с похожими предложениями остаются незамеченными?

77
33
11
CYSPNET — твой путь в мир киберспорта!
CYSPNET — твой путь в мир киберспорта!
22
Кейс: продвижение московской компании по пересадке волос на Яндекс Картах

С ноября веду карточку московской компании по пересадке волос на Яндекс Картах. Ребята развивают соцсети и качают бренд, поэтому геосервисы в нашем случае сработали как дополнительная точка касания. После подключения платной подписки карточка буквально полетела в космос…

1616
11
11
[]