Как мы обновили интерфейс Яндекс.Дзена в десктопе: дизайн-процесс
Теперь на главной странице пользователь в один клик меняет ленту материалов в зависимости от темы, которая ему интересна. Так же быстро он переходит в любой канал, на который подписан. Стала удобнее страница статьи: там появились блоки похожих по теме публикаций, чтобы тратить меньше времени на поиск интересного контента.
Рассказываем, как это сделали и какие особенности интерфейсов медиа-платформ пришлось учесть в процессе.
Задача: помочь пользователям быстрее находить материалы по интересам
Яндекс.Дзен — платформа, где каждый пользователь находит интересные ему публикации по любым темам. Чтобы показывать людям только релевантный контент, летом 2019-го мы ввели новую категорию «интересы».
Интерес — это некая конкретная тематика, например, кино, наука или путешествия. Сегодня пользователь может «включать» отдельную ленту материалов по каждой из них. Кликаешь по интересу «здоровый образ жизни» — и в твоей ленте статьи про правильное питание и фитнес.
Раньше интересы не выводились в интерфейсе главной страницы и в статьях, и в обновлении мы планировали это исправить. А еще хотели позаботиться об авторах каналов (блогов): сделать так, чтобы им было проще доносить материалы до подписчиков. Для этого следовало вынести на главную страницу список каналов, на которые подписан пользователь. Прежде подписки были в отдельной вкладке, что усложняло путь пользователя.
Так выглядел интерфейс главной страницы Яндекс.Дзена до ноября 2019-го
У нас была цель реализовать в интерфейсе новые возможности для чтения материалов: по интересам, из подписок и через поиск. А вместе с тем объединить страницы сервиса визуальным стилем и навигацией — так, чтобы это было понятно, удобно и не в ущерб стилистической эксклюзивности и узнаваемости бренда Яндекс.Дзена.
Оставалось решить, как именно это сделать.
Изучили опыт медиа-платформ, соцсетей и агрегаторов контента
Мы изучили крупные медиа-сервисы, чтобы понять, как они справились с проблемой роста и какие сценарии поддерживают с технической стороны. После этого в течение 2019 года провели две встречи со специалистами дизайн-студии Charmer, которая работает с «Новой газетой», «Медузой» и «Ведомостями». Разобрали дизайн Дзена, поговорили о паттернах медиапотребления, способах издательств решать похожие задачи. В итоге заострили внимание на нескольких моментах:
1. В медиа число тизеров материалов на главной зависит от частоты обновления контента. Если материалы обновляются редко, карточки контента делают большими, чтобы сайт не выглядел мертвым, а качественные статьи привлекали внимание.
2. В контентных страницах правое поле отведено под рекламу. Это удобно для создателей сайтов и рекламодателей, потому что у рекламных блоков фиксированный размер. Но в итоге правая часть страницы воспринимается как «мусорный блок»: реклама там работает хуже, а остальная информация проходит мимо внимания.
3. Чаще всего люди уходят со страницы либо после первого абзаца (когда становится ясно, что материал неинтересный), либо в самом конце.
4. Навигация в медиа основана на форматах (репортаж, видео, тесты) или на категориях (спорт, экономика). Обычно навигация расположена в шапке. Из-за ограниченного ресурса медиа разделов немного: невозможно писать регулярно на множество тем.
5. Выразительные средства медиа-платформ достаточно лаконичные, чтобы не отвлекать внимание от контента. Это шрифтовые пары (более акцидентный шрифт для заголовков и основная гарнитура для текста), характерный стиль оформления превью/карточки материала, характер иконок и цвета бренда.
6. Интерфейсы платформ и сервисов дают более быстрый доступ к подпискам, а соцсети — к контенту знакомых людей. Те и другие уже делают рекомендательную контентную ленту.
7. Социальный граф активно развивается. Даже сервисы, где не предусмотрена социальная активность, рекомендуют материалы, «которые нравятся людям, похожим на вас».
Вынесли список интересов в боковое меню, а не в шапку
Сначала нам показалось, что интересы пользователя можно использовать как рубрики — только не статичные, а персональные. Вынести их в шапку сервиса, а в боковое меню поместить дополнительные блоки: подписок, новых авторов, популярных интересов.
Но в результате продуктовой проработки выносить рубрикатор в шапку передумали, и вот почему:
- У Дзена нет фиксированного списка рубрик, а есть набор интересов пользователя. Хотелось дать людям возможность читать материалы по этим темам отдельно, а значит, использовать интересы как навигацию.
- Чтение материалов из конкретного канала — еще один важный сценарий для Дзена и авторов. При этом каналы и интересы пользователя не подчинены друг другу, а находятся на одном уровне.
- Навигация становится объемной и не помещается в шапку — это делает ее труднодоступной.
Мы остановились на решении с боковым меню: оно вмещает больше пунктов и там можно выводить несколько групп ссылок. Решили использовать интересы и подписки как альтернативные ленты и сделать навигацию по образцу чатов: с переключением окон и сохранением состояния. Чтобы сохранить три колонки карточек материалов, увеличили основную ширину контактной области до 1280 px для основного вида десктопного сайта.
Теперь можно переключаться между лентами в одном окне и видеть, когда на любимых каналах выходят новые публикации.
А еще пользователи теперь видят, как в зависимости от потребления контента меняются интересы: появляются новые и исчезают те, которые стали неактуальными. Например, если у пользователя первое место в блоке интересов занимает «политика», но он начинает читать и лайкать много статей о спорте, то интерес «спорт» поднимается выше в списке — и в какой-то момент он может сменить «политику».
UX-исследование показало, что решение оказалось верным. Навигация главной страницы не вызвала проблем у респондентов: они сразу поняли, что там показаны их подписки и интересные темы, и разобрались, как всем этим пользоваться.
Добавили два блока с рекомендациями в правое поле страницы статьи
На странице статьи мы тоже хотели поддержать новые сценарии, поэтому справа от основного текста добавили блоки похожих публикаций. Эти блоки — дополнительные точки выхода из статьи, если человек потерял к ней интерес. Мы разместили их, основываясь на знании об основных точках, в которых люди покидают публикацию.
Верхний блок содержит другие материалы канала, на котором размещена статья. Это нужно, чтобы у автора был шанс заинтересовать пользователей другими своими публикациями, если статья с самого начала им не понравится. Блок появляется почти сразу после того, как пользователь открывает статью.
В нижнем блоке показаны лучшие материалы Дзена по теме публикации. Он появляется в конце, когда статья прочитана.
Подружили визуальный стиль Дзена с навигацией
Было важно визуальными средствами передать в интерфейсе мысль: Дзен «вращается» вокруг интересов пользователя. На техническом уровне каждый интерес — это еще и хештег, и его нужно правильно отобразить.
Экспериментируя с визуальным отображением интересов, мы использовали фирменные цвета, баблы и текстовые стили
А потом мы поняли: символ звезды из логотипа Дзена может заменить привычную «решетку». Ведь изначально хеш — способ маркировать в тексте новую сущность, объединяющую материалы внутри сервиса. Таким знаком может быть и звезда: она графична, похожа на текстовый элемент и ассоциируется с логотипом. И не нужны никакие баблы.
Сначала звезда была иконкой, но использовать иконку рядом с наборным текстом неудобно. Тогда мы решили сделать звезду частью шрифта — ее размер будет меняться вместе с размером текста. А при проблемах загрузки символ заменяется на привычную «решетку» в стандартном наборе.
В планах — объединить страницу материала и ленту в бесшовный сценарий
Мы продолжаем развивать страницу статьи и экспериментируем с блоками дополнительного контента. Параллельно решили переделать несколько непонятных иконок и добавить подсказки ко всем неочевидным элементам интерфейса. А еще прямо сейчас добавляем главную страницу с текущей лентой под статью:
Прочитав статью, пользователь, словно по кольцевой дороге, вернется на главную страницу — для этого ему не придется кликать по ссылке. Так мы сделаем Яндекс.Дзен еще более удобной и интуитивно понятной средой, которая подстраивается под пользователя, почти не требуя от него усилий.
Спасибо за такие статьи! Жду ещё) Очень интересно читать почему были приняты разные дизайн-решения в сервисах)
У меня дзен то англ, то русский) С локацией не может определиться и взять ее корректно с паспорта).
Спасибо, классная статья.
Последняя анимация - это просто ПУШКА
Как же надоел этот яндекс, постоянно штампуете кучу бесполезного говна. Чего стоит открыть список сервисов яндекса и посмотреть на тонну бесполезных сервисов.
Ты не поверишь, но и у гугла есть куча бесполезных сервисов, и у любой другой подобной компании. Если ничего не делать и просто стоять на месте, не будет никакого прогресса.
Было бы еще здорово редактировать этот список интересов.