Кто учит россиян делать бизнес
Команда Smart Ranking по заказу образовательной компании Like Центр изучила частные школы и платформы, которые обучают запуску и развитию бизнеса. Рассказываем, как сегодня выглядит российский рынок онлайн-образования в сфере обучения бизнесу, кто и в каких форматах обучает предпринимателей, как трансформировался рынок за прошедший год и чего ждать в будущем.
Что такое бизнес-образование и у кого в России учиться предпринимателям?
Настоящее исследование стало первой попыткой оценить растущий рынок онлайн-образования в сфере обучения бизнесу в широком понимании этого направления: не только как рынок MBA, но и как весь спектр дисциплин, касающихся бизнес-тематики. За границами исследования остались государственные вузы, развивающие онлайн-программы и их дочерние университеты и институты.
Учитывая это, структурно рынок можно разделить на три сегмента. К первому относятся крупные школы, реализующие программы EMBA, MBA. Их аудитория — топ-руководители крупных компаний, собственники бизнеса. Например, «Синергия», «Сколково». Второй сегмент представляют курсы для предпринимателей, которые ориентируются на микро- и малый бизнес: Like Центр, Accel. Третий — тренинги и курсы для мидл-менеджмента. В их числе: Skillbox, GeekBrains, «Яндекс.Практикум».
Карта российского бизнес-образования
Сколько стоит обучение бизнес-навыкам?
Разброс цен колоссальный и зависит от формата и продолжительности обучения. Типовые продукты имеют следующий диапазон цен:
Доступ по подписке:
Тренинги и курсы для мидл-менеджмента:
MBA:
Предпринимательское сопровождение:
А что за рубежом?
Рельеф мирового рынка бизнес-образования несколько отличается от российского. Он складывается из сегментов, в каждом из которых решается задача запуска, управления или развития бизнеса:
- MBA;
- платформы MOOC (Massive open online courses);
- индустрия коучинга;
- предпринимательские курсы.
В настоящее время по всему миру реализуется больше 7 тыс. программ MBA. Однако постепенно интерес к ним снижается. За последний год количество обучающихся сократилось на 6,9%. Главная причина — высокая стоимость. Как более доступная и гибкая альтернатива классическим программам выступает онлайн-обучение MBA. Россия не входит в список стран, реализующих программы MBA. Самые престижные бизнес-школы находятся в США, Китае, Великобритании, Франции и Индии. Великобритания, Испания и США замыкают на себе пятерку лучших школ с онлайн-программами MBA.
Платформы MOOC ориентированы на тех, кому важен более узкий профиль, например, маркетинг или бухгалтерский учет, и дистанционный формат обучения. Платформы предлагают широкий выбор различных онлайн-курсов, в том числе от имени престижных вузов. Сюда относятся платформы Coursera, edX, FutureLearn, Udacity, Lynda.com и др.
Бизнес-коучинг, согласно данным IBISWorld, в мировом масштабе представляет собой рынок, объемом $15 млрд. Всего в индустрии задействовано 53 тыс. тренеров. Рынок формируют компании, которые предлагают курсы и программы для управления бизнесом и повышения квалификации. Среди них EMyth Coach, ActionCOACH, L&SA, Small Business Coach Associates и пр.
Предпринимательские курсы ориентированы на представителей небольшого локального бизнеса, интересующихся быстрым обучением конкретным навыкам. Например, во Франции, где действует около 600 тыс. новых субъектов малого бизнеса (для сравнения: в России в 2019 году зарегистрировано менее 300 тыс. новых бизнесов), «профессиональным предпринимательским образованием» занимаются местные торгово-промышленные палаты, CNAM (дословный перевод: «Школы искусств и профессий»), различные фонды и профессиональные ассоциации со сложными схемами финансирования от государственной поддержки до системы ежегодных взносов от действующих предпринимателей. Их аудитория — малый и микробизнес, люди так называемых свободных профессий. В России подобной системы нет, поэтому ниша заполняется частными компаниями и существует на деньги потребителя.
Рынок в цифрах
По итогам 2020 года рынок онлайн-образования в сфере обучения бизнесу вырос на 70%, достигнув отметки в 4 млрд рублей. В общем объеме рынка онлайн-образования бизнес-сегмент занимает 16%.
Выручка крупнейшего профильного игрока — Like Центра — за 2020 год составила почти 2 млрд рублей. Это в 3,5 раза больше, чем у ближайшего конкурента — Московской школы управления «Сколково». Ее выручка от реализации онлайн-программ в 2020 году составила 500 млн рублей. Крупнейший частный игрок на рынке онлайн-MBA — City Business School (около 300 млн рублей за 2020 год). Университет «Синергия», открыв отдельную онлайн-платформу на фоне пандемии в апреле 2020 года, уже за первый неполный год существования заработал на ней 120 млн рублей.
Рейтинг по итогам 2019 года
Рейтинг по итогам 2020 года
Тренды
Меньше MBA, больше онлайна
Два основных тренда на рынке бизнес-образования связаны с сокращением интереса к MBA и взрывным ростом онлайн-сегмента. Рынок MBA в последние годы практически не менялся, но в тоже время количество обучающихся в онлайн-формате по программам, связанным с бизнес-образованием, увеличилось на 33,5%.
В будущем стагнация рынка MBA продолжится, а параллельно с этим будут развиваться новые продукты, востребованные рынком. В их числе программы для коучей, которые будут иметь преимущество по цене в борьбе за корпоративного клиента.
На рынок придут корпорации
Крупные корпорации уже освоили ряд сегментов онлайн-образования. В их числе обучение цифровым профессиям, иностранным языкам и школьное образование. Онлайн-образование в сфере обучения бизнесу станет следующей ступенью освоения рынка корпорациями. «Сбербанк» имеет уже два специализированных проекта — Корпоративный университет «Сбербанка» (центр бизнес-образования) и платформу «Деловая среда». Mail.ru Group будет выходить на рынок, развивая бизнес-образование в своих онлайн-университетах GeekBrains и Skillbox. «Яндекс» также рассматривает этот рынок.
Возможно, будут появляться совместные продукты с использованием разных подразделений экосистем. К примеру, в 2020 году образовательная программа Digital MBA от Mail.ru Group совместно с GeekBrains и сообществом «ВКонтакте для бизнеса» запустила программу антикризисной перезагрузки малого и среднего бизнеса.
Будут развиваться коллаборации
В будущем стоит ожидать сближение офлайн- и онлайн-форматов обучения и развития на этом фоне формата blended learning. Вузы будут искать технологических партнеров для цифровизации своих программ, а частные платформы — контент. Самым ярким примером подобного партнерства в 2020 году стало сотрудничество ВШЭ и Coursera. Курсы ВШЭ, «Нетологии» можно также найти на сайте «Деловой среды». К коллаборациям будут присоединяться компании с экспертизой и доступом к потребителю, как это произошло в случае с бизнес-клубом «Атланты», который запустил курс совместно со Skillbox.
Ознакомиться с полной версией исследования “Рынок частного онлайн-образования в сфере обучения бизнесу в России” можно здесь.
Привет! А где можно курс купить ?