{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Кто учит россиян делать бизнес

Команда Smart Ranking по заказу образовательной компании Like Центр изучила частные школы и платформы, которые обучают запуску и развитию бизнеса. Рассказываем, как сегодня выглядит российский рынок онлайн-образования в сфере обучения бизнесу, кто и в каких форматах обучает предпринимателей, как трансформировался рынок за прошедший год и чего ждать в будущем.

pixabay.com

Что такое бизнес-образование и у кого в России учиться предпринимателям?

Настоящее исследование стало первой попыткой оценить растущий рынок онлайн-образования в сфере обучения бизнесу в широком понимании этого направления: не только как рынок MBA, но и как весь спектр дисциплин, касающихся бизнес-тематики. За границами исследования остались государственные вузы, развивающие онлайн-программы и их дочерние университеты и институты.

Учитывая это, структурно рынок можно разделить на три сегмента. К первому относятся крупные школы, реализующие программы EMBA, MBA. Их аудитория — топ-руководители крупных компаний, собственники бизнеса. Например, «Синергия», «Сколково». Второй сегмент представляют курсы для предпринимателей, которые ориентируются на микро- и малый бизнес: Like Центр, Accel. Третий — тренинги и курсы для мидл-менеджмента. В их числе: Skillbox, GeekBrains, «Яндекс.Практикум».

Карта российского бизнес-образования

Рынок бизнес-образования очень специфичен. При этом мало кто понимает, как вообще он устроен и чего на самом деле хотят потенциальные потребители. Лучше всего это показывает пример, который недавно мне рассказал мой знакомый.

Чиновники делали форум для предпринимателей. Они хотели понять, кто является аудиторией форума. Для этого подрядчик на странице регистрации на форум в форме опроса попросил участников указать, сколько они зарабатывают, прикрепив разные варианты ответов от 0 до 1 млн рублей. Но был и еще один вариант. Чиновники очень удивились, когда увидели его. Он звучал так: «Я точно не знаю, сколько зарабатываю».

— Зачем вы добавили этот вариант? Как предприниматель может не знать, сколько он зарабатывает? — была первая реакция чиновников.

Это показывает, насколько далеки люди от понимания того, как вообще устроен предпринимательский мир в микро- и малом бизнесе, а это, на минуточку, 95,7% всех предпринимателей. И если вы, читая этот текст, тоже удивляетесь тому, как можно не знать свою чистую прибыль, то поздравляю: вы тоже не представляете, кто и как делает бизнес в России.

Аяз Шабутдинов,

,

основатель образовательной компании Like Центр

Проблемой в развитии бизнес-образования в России является иногда устаревший взгляд организаторов MBA-программ на создание и подачу образовательного контента. Многие из них до сих пор слишком консервативны, академичны и не обладают той гибкостью, с которой нужно подстраивать программу под изменяющиеся реалии рынка. Здесь важно понимать, что бизнес-образование строится в первую очередь на практике и взаимообмене предпринимательским опытом.

Максим Спиридонов,,

сооснователь образовательного холдинга «Нетология-групп»

На российском рынке бизнес-образования игроков немного, и все они находятся в узком фокусе. Есть вузы и MBA, чья доля стабильна. Есть компании «мы дадим вам всё-всё-всё», которые предлагают комплексные продукты для предпринимателей. Их можно поделить на две группы: для предпринимателей реального сектора и предпринимателей венчурного сектора (например, образовательные программы Mail.ru или «Нетологии»). После ухода с рынка «Бизнес молодости» в первой группе правит Like Центр, есть «Сколково», которое ориентируется на более взрослых людей, но тоже на начинающих предпринимателей, другие компании. Все они учат предпринимательству вообще: как делать бизнес.

И наконец, есть игроки, которые продают точечные вопросы: как настроить маркетинг, как наладить работу отдела продаж, как выйти за рубеж. На этот рынок выходят многие игроки, справедливо или с натяжкой причисляющие себя к рынку онлайн-образования: начиная от онлайн-марафонов в Instagram от известных бизнес-блогеров и спикеров, закачивая EdTech-проектами в стиле «Нетологии», Skillbox или других.

Алексей Соловьев,

,

венчурный инвестор, основатель А.Partners, член совета директоров Like Центра:

Сколько стоит обучение бизнес-навыкам?

Разброс цен колоссальный и зависит от формата и продолжительности обучения. Типовые продукты имеют следующий диапазон цен:

Доступ по подписке:

Тренинги и курсы для мидл-менеджмента:

MBA:

Предпринимательское сопровождение:

А что за рубежом?

Рельеф мирового рынка бизнес-образования несколько отличается от российского. Он складывается из сегментов, в каждом из которых решается задача запуска, управления или развития бизнеса:

  • MBA;
  • платформы MOOC (Massive open online courses);
  • индустрия коучинга;
  • предпринимательские курсы.

В настоящее время по всему миру реализуется больше 7 тыс. программ MBA. Однако постепенно интерес к ним снижается. За последний год количество обучающихся сократилось на 6,9%. Главная причина — высокая стоимость. Как более доступная и гибкая альтернатива классическим программам выступает онлайн-обучение MBA. Россия не входит в список стран, реализующих программы MBA. Самые престижные бизнес-школы находятся в США, Китае, Великобритании, Франции и Индии. Великобритания, Испания и США замыкают на себе пятерку лучших школ с онлайн-программами MBA.

Платформы MOOC ориентированы на тех, кому важен более узкий профиль, например, маркетинг или бухгалтерский учет, и дистанционный формат обучения. Платформы предлагают широкий выбор различных онлайн-курсов, в том числе от имени престижных вузов. Сюда относятся платформы Coursera, edX, FutureLearn, Udacity, Lynda.com и др.

Бизнес-коучинг, согласно данным IBISWorld, в мировом масштабе представляет собой рынок, объемом $15 млрд. Всего в индустрии задействовано 53 тыс. тренеров. Рынок формируют компании, которые предлагают курсы и программы для управления бизнесом и повышения квалификации. Среди них EMyth Coach, ActionCOACH, L&SA, Small Business Coach Associates и пр.

Предпринимательские курсы ориентированы на представителей небольшого локального бизнеса, интересующихся быстрым обучением конкретным навыкам. Например, во Франции, где действует около 600 тыс. новых субъектов малого бизнеса (для сравнения: в России в 2019 году зарегистрировано менее 300 тыс. новых бизнесов), «профессиональным предпринимательским образованием» занимаются местные торгово-промышленные палаты, CNAM (дословный перевод: «Школы искусств и профессий»), различные фонды и профессиональные ассоциации со сложными схемами финансирования от государственной поддержки до системы ежегодных взносов от действующих предпринимателей. Их аудитория — малый и микробизнес, люди так называемых свободных профессий. В России подобной системы нет, поэтому ниша заполняется частными компаниями и существует на деньги потребителя.

Если смотреть на западный рынок, то кажется, что там вообще нет сейчас отдельного сегмента бизнес-образования. Оно скорее является частью фундаментальных дисциплин, например, таких, как маркетинг. Кроме того, там пришли к выводу, что по отдельным онлайн-продуктам бизнес-модель не сходится, и многие компании сейчас идут к вузам, чтобы делать совместные проекты.

В России, мне кажется, сегодня не стоит ставить на то, что вузы будут серьезными игроками по бизнес-образованию. Наши исследования показывают, что предприниматели не доверяют педагогам и очень мало доверяют консультантам (это делает скорее крупный бизнес). Предприниматели хотят учиться у предпринимателей. У вузов в этом плане получается слишком большой разрыв между теорией и практикой, они должны начать привлекать практиков в преподаватели. У нас, например, 140 спикеров, и 90% из них — это предприниматели.

Иван Комаров,,

директор Дирекции платформенных решений и онлайн-продуктов АО «Деловая среда»:

Рынок в цифрах

По итогам 2020 года рынок онлайн-образования в сфере обучения бизнесу вырос на 70%, достигнув отметки в 4 млрд рублей. В общем объеме рынка онлайн-образования бизнес-сегмент занимает 16%.

Выручка крупнейшего профильного игрока — Like Центра — за 2020 год составила почти 2 млрд рублей. Это в 3,5 раза больше, чем у ближайшего конкурента — Московской школы управления «Сколково». Ее выручка от реализации онлайн-программ в 2020 году составила 500 млн рублей. Крупнейший частный игрок на рынке онлайн-MBA — City Business School (около 300 млн рублей за 2020 год). Университет «Синергия», открыв отдельную онлайн-платформу на фоне пандемии в апреле 2020 года, уже за первый неполный год существования заработал на ней 120 млн рублей.

Рейтинг по итогам 2019 года

Рейтинг по итогам 2020 года

В ближайшие годы рынок будет расти на 5-10% в год в рублях. Выручка онлайн-сегмента примерно удвоится в следующие 2-3 года. Рост рынка бизнес-образования в России составит примерно 5% в год.

Главный тормоз развития — привычки людей. Пока в опыте наших граждан учеба — это либо высшее образование, либо курсы повышения квалификации. С нашей точки зрения, кризис вынудит людей идти в образование за тем, чтобы получить работу или сохранить ее. Соответственно, спрос будет расти.

Александр Ларьяновский,

,

управляющий партнер Skyeng

Тренды

Меньше MBA, больше онлайна

Два основных тренда на рынке бизнес-образования связаны с сокращением интереса к MBA и взрывным ростом онлайн-сегмента. Рынок MBA в последние годы практически не менялся, но в тоже время количество обучающихся в онлайн-формате по программам, связанным с бизнес-образованием, увеличилось на 33,5%.

В будущем стагнация рынка MBA продолжится, а параллельно с этим будут развиваться новые продукты, востребованные рынком. В их числе программы для коучей, которые будут иметь преимущество по цене в борьбе за корпоративного клиента.

Классический MBA сегодня пользуется меньшей популярностью, потому что линейка форматов бизнес-образования существенно расширилась. Наиболее перспективные сегменты сегодня — управление командой и продуктовая трансформация. Если раньше мы говорили про продуктового менеджера как про новую цифровую профессию, то сейчас мы видим глобальный экономический переход от проектного управления к продуктовому. Одним из ключевых преимуществ программ международного стандарта — MBA и EMBA — является нетворкинг. Первые месяцы мы наблюдали существенный скачок интереса к бизнес-образованию и цифровым профессиям, но сейчас все ждут возвращения к работе с сообществом в офлайн-формате, обмену опытом и обсуждению кейсов. Корпоративное обучение в режиме онлайн, наоборот, пользуется большим спросом: если корпорация принимает решение обучить свою команду, то в большинстве случаев это произойдет дистанционно.

Елизавета Кондрашова,

,

руководитель направления образовательных программ «Акселератора ФРИИ»

На рынок придут корпорации

Крупные корпорации уже освоили ряд сегментов онлайн-образования. В их числе обучение цифровым профессиям, иностранным языкам и школьное образование. Онлайн-образование в сфере обучения бизнесу станет следующей ступенью освоения рынка корпорациями. «Сбербанк» имеет уже два специализированных проекта — Корпоративный университет «Сбербанка» (центр бизнес-образования) и платформу «Деловая среда». Mail.ru Group будет выходить на рынок, развивая бизнес-образование в своих онлайн-университетах GeekBrains и Skillbox. «Яндекс» также рассматривает этот рынок.

Возможно, будут появляться совместные продукты с использованием разных подразделений экосистем. К примеру, в 2020 году образовательная программа Digital MBA от Mail.ru Group совместно с GeekBrains и сообществом «ВКонтакте для бизнеса» запустила программу антикризисной перезагрузки малого и среднего бизнеса.

Мы видим, что есть спрос на бизнес-образование, но адекватного ответа на этот спрос (помимо продажи мотивации) пока нет. Если поймем, что сможем сделать качественный продукт под этот запрос, то будем выходить на этот сегмент.

Евгений Лебедев, директор по маркетингу «Яндекс.Практикум»

Будут развиваться коллаборации

В будущем стоит ожидать сближение офлайн- и онлайн-форматов обучения и развития на этом фоне формата blended learning. Вузы будут искать технологических партнеров для цифровизации своих программ, а частные платформы — контент. Самым ярким примером подобного партнерства в 2020 году стало сотрудничество ВШЭ и Coursera. Курсы ВШЭ, «Нетологии» можно также найти на сайте «Деловой среды». К коллаборациям будут присоединяться компании с экспертизой и доступом к потребителю, как это произошло в случае с бизнес-клубом «Атланты», который запустил курс совместно со Skillbox.

Рынок бизнес-образования в последнее время претерпевает драматические изменения. Он становится более зрелым. Раньше преобладали и были востребованы бизнес-школы, которые давали набор менеджерских компетенций (MBA): умение вести переговоры, лидерство и организационное поведение, управление операциями, рисками, маркетинг и финансы, ценовая аналитика и т. д. Сегодня наравне с ними стали востребованы следующие компетенции: как не умирать в любых обстоятельствах; как знать пределы своего ума, души и тела, чтобы не рисковать глупо; как найти и присвоить экстраординарные возможности; как расширить пределы своего ума, души и тела, чтобы расширить свою функциональную зону до уровня, когда другие не могут двигаться, а ты можешь и выигрываешь! Всем этим компетенциям учат не школы MBA, а школы MEA (Master of Entrepreneurial Art).

В области МЕА в 2020 году я основал Rybakov X10 Academy, здесь преподаю я и мои ученики — те, кого я обучаю. Это тоже особенность школ MEA. Каждый преподаватель — действующий практик, предприниматель высоченного класса. Академия названа моим именем, я являюсь гарантом качества.

В сегменте MBA вместе с резидентами сообщества «Эквиум» запускаем международную программу — «Эквиум MBA». Одной из ключевых ее особенностей будет то, что каждый преподаватель — успешный предприниматель-практик, прошедший сильнейшую подготовку.

Игорь Рыбаков,

, предприниматель, основатель X10 Academy

Ознакомиться с полной версией исследования “Рынок частного онлайн-образования в сфере обучения бизнесу в России” можно здесь.

0
1 комментарий
Школа MindUp

Привет! А где можно курс купить ?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда