Квест по ГОСТУ — что за зверь такой?

из актуального :)
из актуального :)

В силу занимаемой должности директора по ответам сети «Клаустрофобия» и непосредственного участия в разработке решения по внедрению ГОСТов для нашей сферы — не могу не высказаться на эту тему развернуто и публично. Комментариев в СМИ было дано достаточно, однако публикацию взвешенного и масштабного вывода в виде полноценной статьи — я посчитал обязательным.

В первую очередь, я хочу отметить несколько важных сутевых моментов, которые, как правило, не транслируются в общей позиции, но очень сильно могут помочь посмотреть в самую суть:

1) Новый ГОСТ — про квесты, а не про аниматоров!

Несмотря на то, что статьи про критерии костюма Чебурашки могут показаться смешными, на самом же деле — опубликованный документ относится только к квестам, а именно — к квестам для посетителей младше 18 лет, и слова «аниматор» — там нет. В документе присутствует слово «актер» — в данном случае, сотрудник в индустрии (и это касается только актеров, не касается других работников локации: операторов, администраторов, техников, инженеров и прочих!), который теперь должен соответствовать нескольким критериям, прежде, чем вообще приступит к коммуникации с детьми.

2) ГОСТ — это просто документ.

Да, несмотря на растиражированную позицию, в которой медиа утверждают, что жизнь нашей индустрии сильно поменяется с 1 марта — важно понимать, что все работает чуть сложнее. Наличие такого документа в принципе — является крутым стартом для дальнейшего развития нашей сферы, но для того, чтобы введенная система работала, она должна подтвердить свое применение на практике. Для дальнейшего развития установленной позиции необходимы: сотрудничество бизнеса в вопросе стандартов и правил с государством, сознательность организаторов квестов в вопросах организации своих развлечений и плановые проверки от вышестоящих органов.

3) ГОСТ — подтверждает то, что квестовая сфера СУЩЕСТВУЕТ.

Квестовая сфера — сравнительно нова. 21 декабря 2023 года компании «Клаустрофобия» исполнилось всего десять лет, а ведь мы — были первыми, кто привез квесты в Россию. В наш юбилей, индустрия получила настоящий подарок — государство нас заметило, и объявило о готовности начать работу по системной интерпретации этого бизнеса. Во многом, государственное регулирование вопросов бизнеса, обычно, воспринимается как серия непрекращающихся проверок и штрафов — то есть, только в негативном ключе. Но, на самом деле, изнутри, мы понимаем, что вопрос куда шире: ГОСТ нужен индустрии, которая не хочет быть уничтоженной на корню из-за серии ЧП, воспринимаемых государством как однозначная вина, не требующая никаких разбирательств. В критической ситуации — помощь «сверху» просто НЕ МОЖЕТ быть оказана, потому как для вышестоящих органов — индустрии просто нет в природе. У квестов нет даже подведов.

Да, ГОСТ — это еще не ОКВЭД, и точно еще не федеральный закон, но это — уже огромный шаг к масштабированию сферы. В государственной системе координат потихоньку становится ясно, что такое квест и как он должен работать.

4) Нынешний ГОСТ — это ПЕРВЫЙ базовый документ, который может быть скорректирован в динамике.

Абсолютно понятно, что те, кто недоволен нововведениями — будут придираться к формулировкам. Но, важно понимать, что это первый документ, посвященный вопросу нашей индустрии, который был позиционирован очень мягко (это подтверждают коллеги из Думы) и, кроме того, будет корректироваться в процессе. Моя юридическая практика наравне с опытом работы в бизнесе говорят о том, что ни один подобный документ не был идеальным на старте. Любой информации необходимо столкнуться с действительностью для последующей адаптации.

5) ГОСТ — НЕ ущемляет актеров в индустрии.

Уже существует внутренняя дискуссия на тему того, что актерам квестов требуется не актерское образование (как указано в документе), а педагогическое — мол, такая подготовка будет более целевой и обоснованной. Так же, утрируют, что актерское образование, каким-то образом, избавит детей на квестах от травм. Но, важно понимать, что все пункты выпущенного ГОСТа могут работать только комплексно, а не по отдельности, и выдергивание формулировок — совершенно непродуктивно. Могу поработать Вангой, и сказать, что может появиться такой формат как «квесты с аниматором», в дополнение к классическим квестам, квестам с актерами и иммерсивным шоу, которые существуют уже сейчас. И это, к слову, будет весьма логичным развитием событий, потому как в некоторых аспектах нашего жанра — то же педагогическое образование, в действительности, может быть более актуальным, чем актерское.

Отдельно хочу отметить про аспект ущемления сотрудников в деньгах: справка в ПНД выдается бесплатно. И, к слову, именно она дает какие-никакие гарантии того, что сопровождение квеста конкретным человеком будет безопасным и адекватным.

В качестве общего вывода, хочу добавить простую мысль, которая исходит от человека из сферы, а не от диванного аналитика: ГОСТ — это не про дополнительную бюрократию и новые сверхправила, ГОСТ — про здравый смысл и развитие индустрии в безопасной среде. Если вчитаться во весь перечень пунктов, можно понять, что большая часть установленных стандартов уже использовалась или была предусмотрена на тех проектах, которые мы субъективно считаем качественными и проверенными. У адекватных организаторов давно установлены камеры, которые ведут и хранят записи, а, так же, были запрещены взрывоопасные вещества и оружие. Есть ли что-то новое в том, чтобы соблюдать эти простые правила ОБЩЕЙ безопасности, а не какие-то специфические нюансы именно этой индустрии?

Ранее — каждый решал для себя сам. Но, теперь есть общий стандарт, который приближает нас к истине.

Так или иначе, продуктивное применение такого документа на практике — поделит индустрию на черное и белое и станет хорошим фильтром для потребителя. Недобросовестные учредители квестов не смогу пройти новые стандарты, и, будучи уверенным в том, что за детскими ГОСТами последуют и взрослые — я не могу утверждать, что травмоопасные проекты полностью исчезнут (это утопия), но могу говорить о том, что они точно сократятся.

Наша задача — обеспечить клиенту комфортное предоставление услуги, которая оставляет позитивные впечатления. Об этом стоит помнить.

Начать дискуссию