28 октября 2021 прошла конференция, подготовленнаяРайффайзенбанк совместно с Vectorly, на которойучастники обсудили один из главных трендов менеджмента—карты компетенций, помогающие развивать команды.В дайджесте Vectorly вы найдете основные инсайтыи выдержки выступлений спикеров.*при подготовке дайджеста Vectorly были использованы материалы из презентаций спикеров.Полная видеозапись доступна на YouTubeТайм-код конференции:🔖 Дизайн интерфейсов (Райффайзенбанк) 0:02:13-0:54:00🔖 UX-исследования (СКБ Контур) 0:55:10-1:47:00🔖 Разработка (Утконос ОНЛАЙН) 1:47:50-2:44:12🔖 Редактура (Райффайзенбанк и СберМаркет) 2:44:46-4:15:20Дизайн интерфейсов (Райффайзенбанк)«Как развиваем команду из 40 дизайнеров»Спикеры: Елена Куликова и Юрий Ветров, Райффайзенбанк. Ссылка на источник.Каждого дизайнера можно прокачать минимум в два раза, если руководитель занимается развитием навыков команды системно.Юрий Ветров, Райффайзенбанк✔ Основная мотивация развития сотрудников для компании:Снижение текучки кадровСотрудники работают дольше стандартных 1,5-2 летПовысить мотивацию и вовлеченностьПоднять качество и продуктивность работы✔ Зачем оценивать дизайнера и для чего вообще нужны карты компетенций?"Хочу стать лучше как профессионал" - карты компетенций помогают построить план профессионального развития каждого сотрудника"Хочу позицию выше" - более понятный и прозрачный карьерный рост"Я не знаю, чего я не знаю" - помогает определить skill gapsПолучение обратной связи от коллег✔ Почему Excel таблицы и Google Sheets - это плохие решения, если вы вводите карты компетенций в работу команды?нет возможности построить план развитияпроблематично организовать 360-degree feedback✔ На рынке сейчас появились специализированные инструменты для создания карт компетенций и проведения оценки сотрудников - Vectorly и Progression. ✔ Чем удобен Vectorly:Настройка карты компетенций для каждой команды индивидуально позволяет определить набор необходимых навыков для оценки, задать уровень владения и грейдыЧек-листы для навыков дают прозрачный критерий оценки, единый для всех командСравнение с грейдами наглядно показывает, какие навыки нужно "докачать" до карьерного ростаТаблица анализа навыков по команде наглядно демонстрирует skill gaps всей команды. Также есть возможность провести анализ по каждому отдельному дизайнеруМожно наглядно посмотреть соответствие навыков сотрудника определенной позиции. Источник: Vectorly✔ Процесс оценки состоит из следующих этапов:Во время обсуждения ставим цель, определяем участников ревьюПриглашаем команду в Vectorly, извещаем owner’а команды об активностиДизайнер и community lead оценивают уровень владения конкретным навыкомС помощью анализа результата и обратной связи от коллег определяем сферы роста)Принимаем решение о повышении грейда и составляем план развития✔ Как принимается решение о повышении: оценка + обратная связь = повышение с планом развития / просто план развитияФормула успешного плана развития: Четкая цель развития + Развивающие задачи = Неистовое великолепиеЕлена Куликова, РайффайзенбанкНедостаточно просто знать и осваивать навыки, необходимо применять их на практике при помощи задач✔ Развитие лидов - не менее важная задача. Их рост в меньшей степени связан с hard skills, а в большей степени - soft skills. В план их развития могут быть включены коучинг, менторство.✔ Все компании разные, никогда не будет единого стандарта компетенций. Лучшая стратегия - использование готовых шаблонов карт компетенций и адаптация их под конкретную команду. Берите то, что вам нужно, и выкидывайте то, что конкретно для вас не работает.✔ При оценке результатов ревью удобно пользоваться сразу двумя инструментами:Таблица анализа позволяет увидеть детальную картину по команде, что облегчает детальный анализ и постановку целей развития.Лепестковая диаграмма показывает общий обзор состояния команды и skill gaps, хорошо воспринимается визуально.Лепестковая диаграмма + таблица анализа Источник: Vectorly✔ Невозможно прокачивать все навыки, нужно фокусироваться именно на тех навыках (максимум 6), которые нужны прямо сейчас в конкретной команде.Ревью навыков не должно превращаться в систему угнетения. Это система роста и мотивации, цель которой устранить белые пятна (skill gaps) и помочь работнику их прокачать.Юрий Ветров, Райффайзенбанк✔ Одна из главных целей карты компетенций - построение прозрачного и понятного плана развития. Сотрудник точно сможет понимать, какие задачи ему необходимо выполнить и тем самым прокачать навык. И для него, как специалиста, классно и выгодно выполнять именно эти задачи. Если человек хочет изучать анимацию, мы ищем возможность дать ему этот навык применить внутри компании. Работа должна быть кайфовой.✔ Как сформировать карту компетенций для своей команды? Нужно отталкиваться от специфики ваших задач: воспользуйтесь готовым шаблоном, оставьте минимум навыков и при необходимости дополняйте карту нужными навыками.UX-исследования (СКБ Контур)«Как создать матрицу, из которой не хочется выйти»Спикеры: Елена Махно и Елена Генералова, СКБ Контур. Ссылка на источник.✔ Опыт СКБ Контур: после увеличения команды компания столкнулась с проблемой удержания тесного личного контакта с каждым отдельным сотрудником, а также объективной оценки сотрудников. Перед руководством встали задачи: создать эффективный инструмент для оценки, замотивировать участников процесса работать с матрицей (картой компетенции) и сделать каждого сотрудника полноценным участником процесса оценки.✔ Основные вопросы, которые нужно было решить в ходе создания инструмента оценки:Как учесть все особенности специалиста?Как расти, сохраняя качество?Как сделать оценку комфортной для сотрудников?TRENDS: Josh Bersin, основатель Bersin & Associates, в своем выступлении на конференции HR Technology Conference (2021) среди основных трендов индустрии выделил: движение передовых компаний от стандартных HR-практик к развитию людей, а также использование сервисов управления навыками.“Skills taxonomies and intelligence platforms are the next big thing”Josh Bersin, Corporate Talent, HR, & Learning Analyst✔ 2019 первая итерация - создание единой системы оценки сотрудников.В ходе подготовительного этапа каждый сотрудник прописалсвои обязанностизадачинавыкиЭто помогло создать общий контекст, прийти к совместной выработке критериев, сознание важности оценки - что, в свою очередь, значительно повысило включенность и лояльность сотрудников.✔ Сопротивление - это ожидаемая реакция сотрудников на введение инструмента оценки, а именно карт компетенций. Основные "страхи":"Мне и раньше было норм""Оценка станет слишком формальной""Увеличится время на оценку""Не будут учитываться индивидуальные особенности"Участие в разработке карты компетенций значительно снижает сопротивление со стороны сотрудников.Елена Генералова, СКБ Контур✔ Итоги первой итерации и проблемыБольшой объем информации, процесс занимает много времениСложности при оценкеРасхождение в терминологииExсel - не самый удобный инструмент для оценки навыков✔ 2020 вторая итерация. Что поменялось -Матрица стала значительно меньше - сократили количество компетенцийРазделили оценку руководителя отдела и менеджеров в продукте (прописали сферы оценки)Можно выбрать, какие компетенции прокачиватьОценка от всех в одном месте✔ Профиты введения карт компетенций:Прозрачная и объективная оценка навыковЕдиный инструментКомплексный взгляд на возможности развития и в отделе и в проектеУниверсальность оценкиПодбор задач под компетенции/уровеньМатрица - это живой инструмент. Она растет и развивается вместе с компанией.Елена Махно, СКБ Контур✔ Менеджеры часто не готовы встретиться с препятствиями в связи с внедрением инструмента оценки. Нужно понимать, что это длительный и трудоемкий процесс, который требует понимания и стратегии.Разработка (Утконос ОНЛАЙН)«Карты компетенций в разработке. Как завоевать сердце разработчика в погоне за его талантами»Спикеры: Владимир Малов, CTO Утконос ОНЛАЙН, Наталья Сентюлева, руководитель отдела обучения, оценки и развития персонала. Ссылка на источник.✔ Вызов: сотрудник пришел с оффером от другой компании. Как это произошло?Сотрудник хочет ростаРынок перегретКомпания пропустила момент, когда его нужно было повысить✔ Как может ответить компания? Quick-win:Перебить офферУбедить HR сделать повышение вне принятых рамокCделать так, чтобы сотрудник вновь открыл нам сердце✔ Cистемное решение - договориться о "линейке", по которой меряются: уровни, навыки, стоимость, календарь performance review, бюджетирование.✔ Составление карты навыков происходит в 4 этапа:Шаг 1. Определяем команды, которые будут участвовать в разработке.Шаг 2 Формируем критерии оценки.Шаг 3. Сверяем навыки по схожим позициям или пересекающимся компетенциямШаг 4. Проводим пробное ревью и анализируем соответствие ожиданиям✔ Листовая диаграмма позволяет наглядно посмотреть, насколько навыки сотрудника соответствуют его позиции. С помощью карт компетенций можно увидеть, какие конкретно навыки нужно прокачать.Скиллборд и лепестковая диаграмма Источник: VectorlyОценка не должна быть обузой и отягощением, а интересным процессом. А главное - приятным, функционально и визуально.Владимир Малов, Утконос ОНЛАЙНСамое важное - создать правила и задать темп игры. Как это сделать?Встроить ревью в рабочий процесс и сделать его частью code review, 1:1 встреч, performance reviewВсе действия должны совершаться без отрыва от рабочего процессаРезультатом оценки должна быть работа над зоной ростаДелаем процесс открытым внутри команды (информация о ревью сотрудников должна быть общедоступной, введение культуры открытости)✔ Благодаря картам навыков можно показать каждому сотруднику, какие у него есть варианты карьерного развития. Таким образом, компании могут преодолеть текучку кадров.✔ Факторы, благодаря которым у оценки компетенций высокая применимость:Выверенные чек-листыИзмерения каждого навыка согласованы с командойИнструменты оценки подобраны корректноОценка проводится регулярно (1-2 раза в год)Обратная связь со всех сторонЗа картами компетенций - будущее.Владимир Малов, Утконос ОНЛАЙН✔ Встраивая оценку и создание карт в рабочий процесс, вы зарабатываете лояльность команды.✔ Процесс оценки должен быть как можно более открытым и прозрачным, а принятие решений - горизонтальным (модель меритократии).✔ Карты компетенции помогают строить карьерный путь сотрудника. Он понимает, что будет завтра, через квартал. И, имея это преставление, ему интересно работать в компании. Шансы на выгорание или уход в другую компанию - минимальны.Отключайте учетки работникам, которые не умеют отдыхать в отпуске. А те, кто умеют отдыхать - просто не трогайте их. Это лучший метод борьбы с выгоранием.Владимир Малов, Утконос ОНЛАЙН✔ Карты компетенций позволяют самому сотруднику адекватно оценить свою рыночную стоимость.Редактура (Райффайзенбанк и СберМаркет)Карты компетенций в найме редакторов“Самый занудный и точный способ взять того самого человека”Спикер: Александра Вельянинова, Райффайзенбанк. Ссылка на источник.✔5 шагов найма:Определяем специализацию и рабочие задачиВыделяем компетенции и составляем шкалу оценкиПодбираем задание из практикиОцениваем выполненные задания кандидатов и зовем лучших на встречуНа собеседовании обсуждаем кейсы, которые позволяют кандидату порассуждать✔ Карты компетенций при найме помогают справиться с субъективностью оценки навыков кандидата. Детальная система оценки тестового задания, разбитая по навыкам и подробно прописанная, предотвратит ситуацию, когда сильный кандидат будет по ошибке недооценен.✔ Шкала оценки на каждую из компетенций подготавливается заранее. Например, в тестовом задании мы закладываем 6 ошибок, которые должен увидеть кандидат - соответсвенно, найденная ошибка будет засчитываться за 1 балл. Так, оценка навыка происходит более объективно.Оценка тестовых заданий кандидатов с использованием карт компетенций Источник: презентация спикера✔ Разговаривать про резюме и предыдущий опыт на собеседовании - неэффективно. Рассказывать о себе и быть классным специалистом - это не одно и то же. Есть те, у кого круто получается рассказывать о себе, и, при этом, они могут совершенно по-другому показывать себя на работе. И наоборот.Чем лучше мы выделяем и прописываем компетенции (навыки) при отборе кандидатов, тем больше шанс на успех найти именно того специалиста, который будет закрывать нужные вам задачи.Александра Вельянинова, Райффайзенбанк✔ Тестовое задание из реальной рабочей практики - это фильтр и для компании, и для самих кандидатов.✔ Главное преимущество использования карт компетенций при найме: плюс-минус балл на каждой из компетенций не сломает всю систему.«Какие навыки прокачивать начинающему и миддл UX-писателю, чтобы получить работу»Спикер: Ирина Моторина, UX-писатель в СберМаркете. Ссылка на источник здесь.✔ Никто не знает, какой именно UX-редактор/UX-писатель им нужен и какие конкретно функции он возьмет на себя.✔ Основные причины:UX-писатель - новая профессия, компании двигаются наощупьНепонятно, какие навыки нужны и куда расти✔ Базовые навыки UX-редактора:ГрамотностьЯзыковое чутьеЭмпиричностьЗдравый смыслНо этих навыков недостаточно!Навыки UX-писателя Источник: презентация спикераЧеткое понимание, какого человека ищет компания и на какие задачи, помогает справиться с субъективностью при оценке навыков кандидатаИрина Моторина, СберМаркет✔ Грань между UX и продуктовой редактурой определяет сама компания. Все, что происходит внутри приложения сервиса - это UX-редактура. Продуктовая редактура - рассказывает про продукт, как им можно пользоваться, проводят вебинары.Готовые шаблоны карт компетенций для 50+ ролей в команде вы сможете найти на сайте Vectorly.