Внутреннее предпринимательство как инструмент развития бизнеса

По разным данным, от 3 до 8% населения Земли обладают способностями к предпринимательской деятельности. Эти люди создают товары или услуги и извлекают из собственной деятельности прибыль. Их отличают решительность, креативность, лидерские качества, способность выдерживать неудачи, умение предугадывать, стратегически мыслить и рисковать. О том, кто такие внутренние предприниматели, и как они помогают крупному бизнесу развиваться, мы поговорили с основательницей платформы для IT-соревнований Codenrock Дарьей Зыкиной.

история

Термин «внутреннего предпринимательства», в 1978 году ввел в обиход Гиффорд Пинчот III предприниматель, писатель и изобретатель родом из США.

Кто такой внутренний предприниматель? По определению, это тот же создатель продуктов или услуг, но, работающий не сам на себя, а в рамках организации и преследуют ее цели. Из ярких примеров на мировом рынке можно выделить компании Wipro и Zappos.

Wipro, компания по производству масла из Индии, благодаря внедрению внутреннего предпринимательства, трансформировалась в гиганта IT-отрасли. А Zappos начинала свою деятельность с торговли обувью в интернете и превратилась в компанию по «доставке счастья». Топ-менеджмент вывели корпоративную культуру предприятия на такой уровень, что качественное обслуживание клиентов, стало основой деятельности чуть ли не каждого сотрудника.

КАКИЕ ЦЕЛИ преследует компания

Рост компаний, «раздувание» департаментов, стремление к налаживанию работы как внутри подразделений, так и между ними, стимулируют топ-менеджмент к поиску новых подходов к повышению эффективности, в том числе экономической. Одним из таковых как раз становится развитие внутреннего предпринимательства, поскольку оно:

- форсирует внедрение инноваций, создание новых продуктов/услуг;

- позволяет бизнесу масштабироваться;

- укрепляет лояльность кадров и работает в пользу HR-бренда.

ДЛЯ ЧЕГО развиваться внутри

Интрапренер (intrapreneur) — рядовой сотрудник, который замотивирован на развитие. Он всегда работает вне рамок должностных обязанностей, генерирует идеи, объединяет вокруг себя людей. В целом, обладает всеми качествами предпринимателя, но при этом остается верен своей компании. На это есть ряд причин:

1) Минимизированы финансовые риски. Интрапренер, в отличие от самостоятельных бизнесменов, всегда «под прикрытием»: во-первых, есть страховка в виде оклада за основную деятельность, во-вторых, первичные исследования рынка потребителей и конкурентов, разработку пилота, его апробацию, маркетинг оплачивает компания. Интрапренер никогда не останется без средств к существованию.

2) Кадры. И здесь внутренним предпринимателям повезло больше, чем самостоятельным — им не надо тратить ни время, ни деньги на создание команды. Все человеческие ресурсы уже есть, и часто они располагаются в соседнем кабинете. Кроме того, хорошо известен уровень компетенций каждого, не нужно тратить время на испытательный срок, а затем менять состав.

3) Страх неудачи. Помимо экономической стороны (о которой мы говорили выше), у вопроса есть и психологический аспект, который легко нивелируется. В качестве поддержки при интрапренерстве выступают внутренние эксперты компании, менторы, топ-менеджеры. Они оценивают бизнес-идеи, дают рекомендации, делятся опытом, сопровождают «новичков».

4) Обучение в бою. Кроме лидеров, в команде внутреннего стартапа работают и исполнители. Их вперед движет возможность в краткие сроки освоить новые навыки, погрузиться в новую для себя среду, освоить много новых инструментов для работы над проектами.

5) Возможность быть услышанным. Часто работа в корпорациях приводит к выгоранию, по причине того, что роль человека в проекте сводится к функции механизма. Внутреннее же предпринимательство всегда предполагает обратную связь, причем, в большинстве случаев от тех лиц, с которыми в обычных условиях рядовые сотрудники не общаются: директора подразделений, высшее руководство и т.п.

6) Корпоративный дух. В команду к интрапренеру могут попасть коллеги, физически находящиеся в другом городе или другой стране. Так внутреннее предпринимательство помогает сотрудникам чувствовать свою принадлежность к компании.

7) Дополнительный доход. В некоторых случаях, если проект приносит прибыль организации, топ-менеджмент поощряет его создателей процентом от выручки.

инструменты ДЛЯ развития внутреннего предпринимательства

Способов выявить и мотивировать инициативных сотрудников внутри компаний много. Среди них и банки идей, конкурсы, внутренние акселераторы и другие. В чем-то они похожи, но у каждого есть свои плюсы и минусы. Для нас наибольший интерес представляют конкурсы.

Хакатоны и идеатоны становятся все более популярным. Если кратко, хакатон — это соревнование команд, где они в короткие сроки работают над решением прикладных задач организатора и разрабатывают прототип продукта. На идеатонах команды генерируют идеи и дорабатывают их до бизнес-проекта. В целом, идеатон можно рассматривать как этап, предваряющий хакатон.

Этапы активности, как в конкурсах и внутренних акселераторах, просты и понятны, а путь идеи легко отслеживается. Начинают с разработки правил, формирования команд, затем собирают идеи, производят первичный отсев, после в сопровождении трекеров команды работают над созданием бизнес-проекта в идеатоне или MVP в хакатоне, защищают проекты, а далее организаторы применяют лучшие проекты в бизнесе. Но в отличие от акселератора есть колоссальное преимущество — максимально сжатые сроки (как правило, 2-3 дня).

Современные реалии перевели мероприятия в пространство интернета, что диктует наличие инструмента для одновременной централизованной коммуникации всех участников и экспертов — специализированной платформы. Кроме нее, в любой активности по генерации идей участникам может потребоваться софт для управления проектом, тайм-менеджмента, решения прикладных задач, расчетов экономических показателей. Пригодится доступ к библиотекам с обучающей информацией.

Отдельного внимания заслуживают трекеры. Они консультируют команды по вопросам бизнеса, распределению ролей в команде, планирования ресурсов, помогают ставить задачи; подсказывают, где участники свернули не туда. Конечно, нужны и инструменты для бизнес-планирования. В одном из последних кейсов участникам очень пригодились шаблоны Lean Canvas.

КЕЙС

26 апреля два бизнес-гиганта запустили масштабный «VTBxMGNT Хакатон: Делаем вместе», который уникален по целому ряду причин.

Во-первых, организаторы — представители совершенно разных отраслей: ритейл и финансы — компании «Магнит» и Банк ВТБ.

«Сейчас очень многие говорят про экосистемность, связность брендов. Опережая тренд, еще несколько лет назад мы вместе с Банком ВТБ, в частности с Алексеем Чиковым, начальником управления «Центра инноваций», подумали о необходимости синергии двух компаний. Так родилась идея провести совместный идеатон для сотрудников, который потом преобразовался бы во внешний хакатон. Мы работали над этой идее больше двух лет. И у нас получилось это реализовать».

Евгений Джамалов, директор по инновациям сети «Магнит»

Во-вторых, формат. Хакатон запланирован в три этапа. Первый — внутренний, по сути — идеатон. Сотрудники компаний-организаторов генерировали инновационные идеи, которые в дальнейшем проходили отбор. Второй — внешний. С 14 по 21 мая на доработку сильнейших проектов привлекались внешние специалисты. Третий — демо-день или защита проектов.

В-третьих, база знаний. Организаторы познакомили участников с инструментами генерирования идей, оценки их потенциала, обучили основам Customer Development, маркетинга, рассказали, как защищать проект перед руководством, провели лекции по инновациям, созданию бизнес-стратегии. На протяжении мероприятия все материалы находились в открытом доступе у участников.

I этап

После анонсирования мероприятия организаторы получили порядка 300 идей от своих сотрудников: от разработки модели по отказу от бумажных чеков до проектов с применением технологии виртуальной реальности.

Члены жюри отсеяли неподходящие по следующим критериям:

● Новизна для бизнеса;

● Потенциал для масштабирования;

● Готовность лидировать проект;

● Готовность консультировать команду на этапе разработки.

Само мероприятие прошло на платформе Codenrock, что позволило организаторам использовать возможности видеоконференцсвязи для церемонии открытия и закрытия; участникам — консультироваться с экспертами в специально отведенных для этого комнатах, проводить чек-поинты; для жюри — голосовать и выбирать сильнейших.

Внутреннее предпринимательство как инструмент развития бизнеса

Отдельного внимания заслуживает работа трекеров, с которыми, как показывает практика, продуктивность команд возрастает. Трекеры — это эксперты, консультирующие участников на чек-поинтах. В их арсенале все необходимые знания, инструменты, и самое главное — опыт.

«Для людей, которые изо дня в день делают свою работу, наш проект стал прекрасной возможностью сделать что-то новое, создать и реализовать проект мечты, испробовать себя в роли настоящего лидера проекта, стартапера. Помимо прочего, мы дали участникам возможность получить ресурсы для реализации своих идей в дальнейшем и получить возможность заявить о себе высшему менеджменту обеих организаций»

Алексей Чиков, начальник управления «Центр инноваций» Банка ВТБ

«Перед участниками стояло две задачи. Первая — продемонстрировать жюри основную идею и концепцию сервиса, над которыми работали команды. А вторая — перебороть волнение. У большинства участников не было опыта публичных выступлений. Задача трекеров состояла в том, чтобы помочь расставить акценты, правильно задавая вопросы. Так участники смогли подробнее рассказать об экономическом потенциале своих проектов, про возможность их масштабирования. Кстати, количество и качество проектов оказалось существенно выше, чем мы ожидали»

Сергей Савинкин, управляющий директор управления «Центр инноваций» Банка ВТБ

«В процессе состязания мы обучили участников, как «продавать» свою идею, как в течение 3 минут презентовать проект, описать то, что ты предлагаешь, рассказали им, как пользоваться инструментами вроде Lean Canvas. Мы собрали настолько много идей, что первоначального пула экспертов не хватило. Мы привлекли дополнительных бизнес-партнеров, в чью область попали предложения участников. В итоге из порядка 300 мы отобрали 17 самых лучших идей для второго этапа»

Евгений Джамалов, директор по инновациям сети «Магнит»

II этап

С 12 апреля по 12 мая организаторы приглашали IT-специалистов своих компаний в команды проектов и получили более 400 заявок. Далее в течение восьми дней участники вместе с трекерами от ВТБ и Магнита создавали рабочий прототип бизнес-проекта.

III этап

Демо-день. 21 мая в формате питчинга состоялся большой финал проекта. В числе экспертов были представлены топ-менеджмент Банка ВТБ и «Магнита», директора по инвестициям и персоналу, руководители различных направлений со стороны организаторов. Призовой фонд на развитие проектов составил 1 млн рублей.

Внутреннее предпринимательство как инструмент развития бизнеса

Первое место заняла команда, которая разработала проект сервиса цифровизации кассовых чеков с возможностью создания аналитических и графических отчетов для покупателей. Второе место присудили за проект игры — аналога тамагочи. Софт предоставляет сервис пополнения продуктовых запасов при посещении магазина. В игре доступен список продуктов и помощник-продавец по подбору товаров. Третье место заняли участники, которые разработали приложение для сканирования товаров с помощью телефона с возможностью оплаты у любого терминала в магазине.

«Среди приоритетов ВТБ — проекты цифровизации. Кроме того, понимая, что одно без другого невозможно, мы всегда поддерживаем талантливых разработчиков. Первый совместный хакатон с «Магнитом» предоставил участникам возможность заявить о себе и получить экспертную обратную связь. Победители, кроме основной награды, смогут запустить пилоты своих проектов в компаниях-организаторах. Отмечу высокий уровень как самого мероприятия, так и представленных решений».

Святослав Островский, член правления Банка ВТБ

«Хакатон стал по-настоящему вдохновляющим событием. Честно признаться, уровень и качество результатов работы команд были настолько высоки, что выбрать победителей среди участников оказалось непросто. Важно, что эти молодые специалисты уже внесли вклад в развитие как ВТБ, так и «Магнита», а лучшим предоставится возможность углублять свои умения и навыки внутри нашего бизнеса».

Флориан Янсен, заместитель генерального директора, исполнительный директор сети «Магнит»

«Самые лучшие, самые жизнеспособные идеи и те, за которые проголосует наш топ-менеджмент, или те, в которые мы сами поверим, мы заберем в пилоты, — поделился Евгений Джамалов. — То есть продукт, который родился на этом мероприятии, мы попробуем реализовать и, возможно, даже расширить до обеих компаний. Это может быть вообще новый бизнес, то есть проект может дать начало новой компании».

Как создавался VTBxMGNT (backstage)

Вместо заключения

Самый серьезное препятствие для идейных людей — это рутина. Бюрократия, иерархия, правила, регламенты способны свести на нет любые инициативы даже самых талантливых сотрудников. Загруженность повседневными задачами и необходимость тратить время на дорогу от дома до работы и обратно, удаленная работа без постоянного общения с коллегами, тоже не добавляют вдохновения. Именно поэтому при обдумывании идеи о развитии интрапренерства важно создать сотрудникам все условия для того, чтобы могли взять на себя личную ответственность за свои решения, действия и их последствия, как это происходит в случае с традиционным предпринимательством. И не забывайте о мотивации.

А чтобы понять, насколько подобный масштабный проект применим конкретно в вашей организации, начните с идеатона. Соберите инициативы сотрудников. Не стоит ограничиваться складированием идей в почту HR-департамента или на специальном разделе корпоративного портала. Проработайте их, подключите треккеров, позвольте участникам защитить проекты. Поверьте, уже на этом этапе вы удивитесь, насколько много вы не знаете о талантах и способностях своих сотрудников.

44
1 комментарий