Внутреннее предпринимательство как инструмент развития бизнеса
По разным данным, от 3 до 8% населения Земли обладают способностями к предпринимательской деятельности. Эти люди создают товары или услуги и извлекают из собственной деятельности прибыль. Их отличают решительность, креативность, лидерские качества, способность выдерживать неудачи, умение предугадывать, стратегически мыслить и рисковать. О том, кто такие внутренние предприниматели, и как они помогают крупному бизнесу развиваться, мы поговорили с основательницей платформы для IT-соревнований Codenrock Дарьей Зыкиной.
история
Термин «внутреннего предпринимательства», в 1978 году ввел в обиход Гиффорд Пинчот III предприниматель, писатель и изобретатель родом из США.
Кто такой внутренний предприниматель? По определению, это тот же создатель продуктов или услуг, но, работающий не сам на себя, а в рамках организации и преследуют ее цели. Из ярких примеров на мировом рынке можно выделить компании Wipro и Zappos.
Wipro, компания по производству масла из Индии, благодаря внедрению внутреннего предпринимательства, трансформировалась в гиганта IT-отрасли. А Zappos начинала свою деятельность с торговли обувью в интернете и превратилась в компанию по «доставке счастья». Топ-менеджмент вывели корпоративную культуру предприятия на такой уровень, что качественное обслуживание клиентов, стало основой деятельности чуть ли не каждого сотрудника.
КАКИЕ ЦЕЛИ преследует компания
Рост компаний, «раздувание» департаментов, стремление к налаживанию работы как внутри подразделений, так и между ними, стимулируют топ-менеджмент к поиску новых подходов к повышению эффективности, в том числе экономической. Одним из таковых как раз становится развитие внутреннего предпринимательства, поскольку оно:
- форсирует внедрение инноваций, создание новых продуктов/услуг;
- позволяет бизнесу масштабироваться;
- укрепляет лояльность кадров и работает в пользу HR-бренда.
ДЛЯ ЧЕГО развиваться внутри
Интрапренер (intrapreneur) — рядовой сотрудник, который замотивирован на развитие. Он всегда работает вне рамок должностных обязанностей, генерирует идеи, объединяет вокруг себя людей. В целом, обладает всеми качествами предпринимателя, но при этом остается верен своей компании. На это есть ряд причин:
1) Минимизированы финансовые риски. Интрапренер, в отличие от самостоятельных бизнесменов, всегда «под прикрытием»: во-первых, есть страховка в виде оклада за основную деятельность, во-вторых, первичные исследования рынка потребителей и конкурентов, разработку пилота, его апробацию, маркетинг оплачивает компания. Интрапренер никогда не останется без средств к существованию.
2) Кадры. И здесь внутренним предпринимателям повезло больше, чем самостоятельным — им не надо тратить ни время, ни деньги на создание команды. Все человеческие ресурсы уже есть, и часто они располагаются в соседнем кабинете. Кроме того, хорошо известен уровень компетенций каждого, не нужно тратить время на испытательный срок, а затем менять состав.
3) Страх неудачи. Помимо экономической стороны (о которой мы говорили выше), у вопроса есть и психологический аспект, который легко нивелируется. В качестве поддержки при интрапренерстве выступают внутренние эксперты компании, менторы, топ-менеджеры. Они оценивают бизнес-идеи, дают рекомендации, делятся опытом, сопровождают «новичков».
4) Обучение в бою. Кроме лидеров, в команде внутреннего стартапа работают и исполнители. Их вперед движет возможность в краткие сроки освоить новые навыки, погрузиться в новую для себя среду, освоить много новых инструментов для работы над проектами.
5) Возможность быть услышанным. Часто работа в корпорациях приводит к выгоранию, по причине того, что роль человека в проекте сводится к функции механизма. Внутреннее же предпринимательство всегда предполагает обратную связь, причем, в большинстве случаев от тех лиц, с которыми в обычных условиях рядовые сотрудники не общаются: директора подразделений, высшее руководство и т.п.
6) Корпоративный дух. В команду к интрапренеру могут попасть коллеги, физически находящиеся в другом городе или другой стране. Так внутреннее предпринимательство помогает сотрудникам чувствовать свою принадлежность к компании.
7) Дополнительный доход. В некоторых случаях, если проект приносит прибыль организации, топ-менеджмент поощряет его создателей процентом от выручки.
инструменты ДЛЯ развития внутреннего предпринимательства
Способов выявить и мотивировать инициативных сотрудников внутри компаний много. Среди них и банки идей, конкурсы, внутренние акселераторы и другие. В чем-то они похожи, но у каждого есть свои плюсы и минусы. Для нас наибольший интерес представляют конкурсы.
Хакатоны и идеатоны становятся все более популярным. Если кратко, хакатон — это соревнование команд, где они в короткие сроки работают над решением прикладных задач организатора и разрабатывают прототип продукта. На идеатонах команды генерируют идеи и дорабатывают их до бизнес-проекта. В целом, идеатон можно рассматривать как этап, предваряющий хакатон.
Этапы активности, как в конкурсах и внутренних акселераторах, просты и понятны, а путь идеи легко отслеживается. Начинают с разработки правил, формирования команд, затем собирают идеи, производят первичный отсев, после в сопровождении трекеров команды работают над созданием бизнес-проекта в идеатоне или MVP в хакатоне, защищают проекты, а далее организаторы применяют лучшие проекты в бизнесе. Но в отличие от акселератора есть колоссальное преимущество — максимально сжатые сроки (как правило, 2-3 дня).
Современные реалии перевели мероприятия в пространство интернета, что диктует наличие инструмента для одновременной централизованной коммуникации всех участников и экспертов — специализированной платформы. Кроме нее, в любой активности по генерации идей участникам может потребоваться софт для управления проектом, тайм-менеджмента, решения прикладных задач, расчетов экономических показателей. Пригодится доступ к библиотекам с обучающей информацией.
Отдельного внимания заслуживают трекеры. Они консультируют команды по вопросам бизнеса, распределению ролей в команде, планирования ресурсов, помогают ставить задачи; подсказывают, где участники свернули не туда. Конечно, нужны и инструменты для бизнес-планирования. В одном из последних кейсов участникам очень пригодились шаблоны Lean Canvas.
КЕЙС
26 апреля два бизнес-гиганта запустили масштабный «VTBxMGNT Хакатон: Делаем вместе», который уникален по целому ряду причин.
Во-первых, организаторы — представители совершенно разных отраслей: ритейл и финансы — компании «Магнит» и Банк ВТБ.
Во-вторых, формат. Хакатон запланирован в три этапа. Первый — внутренний, по сути — идеатон. Сотрудники компаний-организаторов генерировали инновационные идеи, которые в дальнейшем проходили отбор. Второй — внешний. С 14 по 21 мая на доработку сильнейших проектов привлекались внешние специалисты. Третий — демо-день или защита проектов.
В-третьих, база знаний. Организаторы познакомили участников с инструментами генерирования идей, оценки их потенциала, обучили основам Customer Development, маркетинга, рассказали, как защищать проект перед руководством, провели лекции по инновациям, созданию бизнес-стратегии. На протяжении мероприятия все материалы находились в открытом доступе у участников.
I этап
После анонсирования мероприятия организаторы получили порядка 300 идей от своих сотрудников: от разработки модели по отказу от бумажных чеков до проектов с применением технологии виртуальной реальности.
Члены жюри отсеяли неподходящие по следующим критериям:
● Новизна для бизнеса;
● Потенциал для масштабирования;
● Готовность лидировать проект;
● Готовность консультировать команду на этапе разработки.
Само мероприятие прошло на платформе Codenrock, что позволило организаторам использовать возможности видеоконференцсвязи для церемонии открытия и закрытия; участникам — консультироваться с экспертами в специально отведенных для этого комнатах, проводить чек-поинты; для жюри — голосовать и выбирать сильнейших.
Отдельного внимания заслуживает работа трекеров, с которыми, как показывает практика, продуктивность команд возрастает. Трекеры — это эксперты, консультирующие участников на чек-поинтах. В их арсенале все необходимые знания, инструменты, и самое главное — опыт.
II этап
С 12 апреля по 12 мая организаторы приглашали IT-специалистов своих компаний в команды проектов и получили более 400 заявок. Далее в течение восьми дней участники вместе с трекерами от ВТБ и Магнита создавали рабочий прототип бизнес-проекта.
III этап
Демо-день. 21 мая в формате питчинга состоялся большой финал проекта. В числе экспертов были представлены топ-менеджмент Банка ВТБ и «Магнита», директора по инвестициям и персоналу, руководители различных направлений со стороны организаторов. Призовой фонд на развитие проектов составил 1 млн рублей.
Первое место заняла команда, которая разработала проект сервиса цифровизации кассовых чеков с возможностью создания аналитических и графических отчетов для покупателей. Второе место присудили за проект игры — аналога тамагочи. Софт предоставляет сервис пополнения продуктовых запасов при посещении магазина. В игре доступен список продуктов и помощник-продавец по подбору товаров. Третье место заняли участники, которые разработали приложение для сканирования товаров с помощью телефона с возможностью оплаты у любого терминала в магазине.
Вместо заключения
Самый серьезное препятствие для идейных людей — это рутина. Бюрократия, иерархия, правила, регламенты способны свести на нет любые инициативы даже самых талантливых сотрудников. Загруженность повседневными задачами и необходимость тратить время на дорогу от дома до работы и обратно, удаленная работа без постоянного общения с коллегами, тоже не добавляют вдохновения. Именно поэтому при обдумывании идеи о развитии интрапренерства важно создать сотрудникам все условия для того, чтобы могли взять на себя личную ответственность за свои решения, действия и их последствия, как это происходит в случае с традиционным предпринимательством. И не забывайте о мотивации.
А чтобы понять, насколько подобный масштабный проект применим конкретно в вашей организации, начните с идеатона. Соберите инициативы сотрудников. Не стоит ограничиваться складированием идей в почту HR-департамента или на специальном разделе корпоративного портала. Проработайте их, подключите треккеров, позвольте участникам защитить проекты. Поверьте, уже на этом этапе вы удивитесь, насколько много вы не знаете о талантах и способностях своих сотрудников.
Круто 👍