{"id":13503,"url":"\/distributions\/13503\/click?bit=1&hash=a6a620b0b3e1c075f1e83feddacf93e193aeb4143fb6c4c0845bea8392031afd","title":"\u0414\u043e\u0440\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0440\u043e\u0431\u043e\u0442\u044b vs. \u043d\u0435\u0434\u043e\u0440\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0440\u043e\u0431\u043e\u0442\u044b","buttonText":"\u041a\u0442\u043e \u043f\u043e\u0431\u0435\u0434\u0438\u0442?","imageUuid":"f51d1df3-c90f-5d41-a4ff-0d0fa66a34ac","isPaidAndBannersEnabled":false}
Ольга Терещенко

Michelin под интеллектуальным соусом

Сибас с киноа и арбузная редька — 14 октября знаменитый путеводитель Michelin раздал звезды в России[1].

Обыватели и специалисты разразились бурным обсуждением удостоившихся заведений и кухонь. Закрытые рестораны из списка, несоответствие меню и жанра — так началось утро следующего дня профильных телеграм-каналов и блогов.

А теперь представьте гид с восхитительным описанием кухни, но без отсылки к названию.

Сколько заведений из громкого рейтинга могут остаться безымянными, разбирала Ольга Терещенко, декан Юридического факультета Российской государственной академии интеллектуальной собственности.

Товарный знак - право бизнеса на получение правовой охраны названия своего продукта или услуги. Получить ее можно путем регистрации в российском патентном ведомстве - Федеральной службе по интеллектуальной собственности.

Обязан ли предприниматель регистрировать свой бренд? Нет, не обязан. Вправе. Тогда зачем эта регистрация, если стоимость пошлин составляет более 20 000 рублей и еще столько же - за юридическое сопровождение?

Отсутствие регистрации может привести к потере бренда или репутации. Защитить название существенно проще, имея товарный знак - причем как от нападок конкурентов, утверждающих, что они вышли на рынок раньше, так и от тех, кто копирует имя продукта или услуги. Регистрация обеспечивает исключительное право - быть единственным в своем роде.

Нельзя назваться Макдональдсом, не имея отношения к известной сети. И даже использование на вывеске - Акдоналдс или МЫ к Дональдсу - будет нарушением.

Изучив 45 ресторанов, которым гид Michelin выдал звезды, можно обнаружить, что некоторые из них не зарегистрированы или получили отказ. Смотрим интеллектуальный путеводитель по первой десятке[1].

1. «Гедонист». Необычный подход к жанру в кухне заведения и отсутствие регистрации названия ресторана в качестве товарного знака - так для нас открывается гид.

2. «Mushrooms restaurant» - итальянский ресторан на Большой Якиманке, входит в группу компаний WRF, имеет товарный знак (№ 614344[2]), совпадающий по графике с вывеской заведения. И хотя правообладатель и юридическое лицо в пользовательском соглашении, размещенном на сайте ресторана, - различны, косвенно можно установить взаимосвязь, исходя из зарегистрированного лицензионного соглашения на использование товарного знака.

[1] Поиск проведен по открытым базам данных по состоянию на 15 октября 2021 года.

[2] Здесь и далее - информация из открытых реестров на сайте ФГБУ ФИПС https://fips.ru/registers-web/

Кстати, говоря о возможности регистрации названия блюда или ингредиента в качестве названия точки общественного питания, у рестораторов и обывателей возникает внутренний конфликт - разве можно стать монополистом для таких слов в сфере, где кухня - центральное место бизнеса? Практика Роспатента такова, что подобных регистраций сегодня множество - Суп, Руккола, Гранат и другие.

3. «Севичерия» - название заведения перуанской кухни, у которого нет зарегистрированного товарного знака.

4. «Чемодан» - сибирский ресторан на Гоголевском. В 2006 году товарный знак с одноименным словом в центральной части и добавлением указания на вид заведения - «бар», был зарегистрирован (№ 345989) на индивидуального предпринимателя из Красноярска. А в 2016 году знак был передан ООО «Белый кот», учредителем которого является тот же предприниматель. Но теперь уже знак «переехал» в центр Москвы. И хотя изображение знака в реестре и вывеска заведения внешне отличаются, знак охраняет принципиально важную составляющую - название «Чемодан».

5. Селфи - ресторан в премиальном бизнес-центре в самом сердце столицы. Товарные знаки на русском - «СЕЛФИ» (№ 552264) и английском - «SELFIE» (№ 552263) покрыты тайнами и интригами.

Знак «СЕЛФИ» числится в открытых реестрах ФИПС (подведомственное учреждение Роспатента, ведущее базы данных в отношении товарных знаков) как прекративший действие, хотя объективных правовых оснований для этого нет. Датой истечения срока является 2023 год, а прекращение правовой охраны в 2020 по решению суда было лишь в отношении части перечня товаров и услуг, что должно было сохранить основной объем правовой охраны.

Кроме того, фактов распоряжения правом для знака на русском языке в том виде, в котором ресторан включен в гид Michelin, не зарегистрировано в Роспатенте.

В то время как знак на английском языке, а именно так он красуется на фасаде здания, где расположен, не передан, но предоставлен для использования правообладателем - ООО «Ифлес», расположенному как раз на Новинском бульваре.

6. «Lucky izakaya bar». Изакая – разновидность японских заведений, вроде ирландских пабов - со своим колоритом. Основная часть бренда не слова «izakaya bar», а «Lucky». И это название не зарегистрировано в качестве товарного знака за «новым» мишленовским рестораном. Товарный знак № 613101 «Lucky burger» принадлежит компании, находящейся на территории Британских Виргинских островов. А заявка № 2019735124 для знака

была подана на имя ООО «ББ-Центр» в 2019 году и получила отказ в регистрации. Срок для обжалования решения патентного ведомства на сегодняшний день истек.

7. «15 kitchen+bar». Само название заведения выглядит очень лаконично и современно. Цифры «15» простым шрифтом в круге с указанием на вид заведения снизу. Динамичный сайт. Однако получить правовую охрану иначе, нежели спустя годы использования при документальном подтверждении приобретенной различительной способности, - невозможно. Согласно законодательству, простые цифры, фигуры и описание вида услуг не могут выступать в качестве товарных знаков. Такие обозначения подлежат регистрации, только если владелец докажет длительное присутствие на рынке и известность среди потребителей. А до того момента главной опасностью будет возможность беспрепятственного копирования любыми другими заведениями.

8. «Flor». «Этот ресторан недавно открыл свои двери и расположился на Чистых прудах, в творческом районе вблизи Французского лицея имени Александра Дюма» - говорится в гиде[1]. Заявка на товарный знак № 2021705928 тоже подана недавно - в феврале 2021 года. Решение пока не принято. Но направление уведомления о результатах проверки в аккурат накануне церемонии - 12.10.2021 свидетельствует о выявленных препятствиях для регистрации, которые, конечно, еще могут быть преодолены рестораном. Для этого законодатель дает 6 месяцев. Надеемся, что «Flor» сможет отстоять право на теперь уже громкое имя.

9. UILLIAM'S - знаменитый ресторанный проект Ильи Тютенкова и Вильяма Ламберти - образцовый пример своевременной и точной охраны интеллектуальной собственности. Товарный знак № 461369 был подан на регистрацию 10 лет назад - в 2011 и продлен в мае 2021 года еще на 10 лет. Знак зарегистрирован и действует именно в том виде, в котором к нему привыкли гости ресторана.

10. Pinch - товарный знак Виллиама Ламберти (№ 580174) с 2015 года. Как пишет The Village, шеф-повар в Pinch не Ламберти, собственно как уже давно и в остальных его проектах. Вильям отвечает за кухню и дозадаёт направление в качестве бренд-шефа[1]. Однако оставаться правообладателем товарного знака это вовсе ему не мешает.

Какую загадку скрывают Северяне и успели ли Рислинговые мальчики занять место под солнцем - читайте в продолжении обзора.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null