Как развиваются социальные проекты в России

Как развиваются социальные проекты в России

Как команда социального проекта Reya постепенно снимает табу вопросов репродуктивного здоровья и помогает женщинам планировать беременность.

Как развиваются социальные проекты в России

В октябре прошлого года команда издания о женском здоровье и репродукции Reya провела в Москве первый в России форум для людей, которые мечтают о своем ребенке, но испытывают трудности с зачатием. В этом году форумы Reya также пройдут и в регионах — Нижнем Новгороде, Казани, Санкт-Петербурге. Главная миссия Reya — показать посетителям, что пути к родительству могут быть разными. Если не получается зачать ребенка естественным образом, можно попробовать другие варианты: ЭКО, помощь доноров, суррогатное материнство, усыновление.

В ходе организации этого социального проекта команде и ее руководителю, Татьяне Печурко, пришлось преодолеть многие стереотипы и сомнения участников. Она рассказала, почему в России так сложно делать проекты в сфере женского здоровья и что нужно для того, чтобы они все-таки “взлетели”!

“Не хватало связующего звена между профессиональным сообществом и обычными людьми”

До создания Reya Татьяна Печурко долгое время работала в сфере event-менеджмента. Агентство, которым 15 лет управляла Татьяна, занималось организацией мероприятий для фармацевтических компаний: устраивало круглые столы, поездки на конгрессы, запуски продуктов. «Среди наших клиентов были и кардиологи, и анестезиологи, но почему-то именно с репродуктологами мы больше всего сработались и задружились», — вспоминает Печурко.

Репродуктология, по словам Татьяны, — специфичная и несколько загадочная область медицины, вокруг которой всегда было много мифов и вопросов: “Не хватало некоего связующего звена между профессиональным сообществом и обычными людьми — медиа- платформы, которая бы профессионально, с опорой на доказательную медицину освещала эти темы».

Так был создан медиа-проект Reya. В начале он специализировался на темах фертильности и сексуального здоровья, но постепенно превратился в издание о женском здоровье вообще. Reya публикует комментарии врачей, экспертов, истории читательниц и читателей, рассказывает о медицинских и научных открытиях.

“Да вы никогда в жизни не соберете под одной крышей конкурентов”

Идея провести офлайн-мероприятие на тему женского репродуктивного здоровья появилась у Татьяны Печурко еще во времена пандемии, однако в то время организовать его было невозможно. «Мы решили сосредоточить усилия на развитии медиа-проекта Reya, постепенно наращивать аудиторию и формировать доверие к бренду. Мы быстро стали получать позитивную обратную связь от читателей и от медицинского сообщества. В прошлом году мы пришли к выводу, что время для проведения офлайн-мероприятия пришло. Когда мы начали приглашать специалистов, специализирующихся на вспомогательных репродуктивных технологиях (ВРТ) на наш форум, нас уже хорошо знали, к нам не относились просто как к энтузиастам с улицы», — говорит Печурко.

В других странах форумы для людей, которые испытывают трудности с зачатием, проводятся уже не один год. Мероприятия для тех, кто планирует делать ЭКО, называются Fertility Forum или Fertility Show. Там можно задать свои вопросы экспертам, познакомиться с разными клиниками и врачами.

Однако в России ничего подобного не проводилось и в успех подобного мероприятия верили не все. «Мне говорили: “Да вы никогда в жизни не соберёте под одной крышей все эти клиники, всех конкурентов. Никто на такое не согласится”», — вспоминает Татьяна. «Мы и сами предполагали, что нам будет сложно привлечь на мероприятии клиники. Однако были уверены, что легко соберем аудиторию. В реальности же получилось всё наоборот».

Первые пять-шесть клиник, к которым команда Reya обратилась с приглашением принять участие в московском форуме, согласились сразу. «Сказали: “Классная идея, во всем мире такое есть, а у нас — нет. Давайте попробуем”», — рассказывает Татьяна Печурко. Во многом помогла хорошая репутация Reya как издания и ее личная репутация как опытного event-менеджера. Некоторые клиники сразу отказались участвовать, а кто-то — взял время понаблюдать и подумать. «Тут началась интересная штука. Кто-то увидел, что их конкуренты участвуют, а они сами — нет. И это мотивировало людей соглашаться!» — вспоминает Татьяна.

Участие в мероприятии для представителей клиник было платным. Эти «собранные в общий котелок деньги» и стали основным источником финансирования московского форума Reya. Они ушли на рекламу и продвижение мероприятия, зарплаты участникам команды.

В некоторых клиниках на предложение Reya заплатить за участие в форуме отреагировали с удивлением: «Сказали: “Как это так, у нас такие уважаемые врачи, такие звёзды работают, их приглашают на все мировые конгрессы. Мы не платим за то, чтобы где-то лекцию прочитать”. На что мы отвечали: мы приведем на мероприятие людей, а люди — это реклама».

Главный результат, который клиники получили от участия в форуме Reya, — поток новых клиентов. «Клиники действительно получили пациентов. Те, кто вовлеченно работал на форуме, остались очень довольны. В некоторые клиники до сих пор продолжают идти люди, узнавшие о них на нашем форуме», — поделилась Татьяна.

“Мы пообещали партнерам: если на форум зарегистрируется слишком мало людей, то вернем деньги”

Неожиданностью для Татьяны и ее коллег стало то, что на форум оказалось трудно собрать аудиторию. «Мы всех спикеров честно предупредили с самого начала, что формат мероприятия — новый. Мы пообещали: если за пару недель до мероприятия поймем, что зарегистрировалось слишком мало посетителей, то мы либо вернем деньги, либо будем переносить дату, чтобы было больше времени на подготовку и продвижение», — рассказывает Татьяна Печурко.

Расчеты показали, что минимально нужно 700-800 регистраций, иначе мероприятие провалится. “Если бы мы собрали двадцать клиник, а на форум пришло сто человек, это было бы и для выступающих плохо, и для нас ударом по репутации», — считает основательница Reya. В итоге на мероприятие зарегистрировались около 800 человек, минимальная планка была преодолена.

Однако в действительности на площадку пришли вдвое меньше посетителей — около 450 человек. Татьяна Печурко считает, что это связано с двумя причинами.

Во-первых, тема бесплодия — очень триггерная и больная для людей, которые с ним столкнулись. «Вокруг этой проблемы все еще множество страхов и мифов. Если ты пришел и поделился с семьей, что хочешь делать ЭКО, тебе обязательно скажут, что ЭКО это плохо, что от него дети светятся и вообще — зачем тебе это надо? Постепенно ты закрываешься и просто перестаешь об этом говорить», — отмечает Татьяна Печурко. Она добавляет, что многим бывает тяжело признать проблему и обратиться за помощью. «Бесплодие» звучит очень страшно.

«Вот беременных собрать на какой-нибудь форум — это легко. У них уже все получилось, у них всегда хорошее настроение, они, как правило, не против пообщаться и поучаствовать в активностях», — добавляет Татьяна.

Во-вторых, вход на мероприятие был платным, цены на билеты начинались от 300 рублей. «Это было нашей ошибкой, мы поняли, что люди не готовы платить за такую информацию. Очень многие приходят на акции, где обещают что-то бесплатно, например, диагностику рака молочной железы. Вот увидит какая-нибудь девушка анонс такого мероприятия и подумает: “О, круто, бесплатно, да еще и в субботу — схожу”. Может еще и подружку, маму, тетю приведет», — рассказывает Татьяна.

В то же время участники, которые все-таки пришли на форум Reya, оставили очень теплую обратную связь. «Один форум сэкономил 1–2 месяца посещений различных клиник», «Обстановка и экспертные мнения — все это дает ощущение, что ты не один на один со своей проблемой», «Понравилось участие востребованных врачей, к которым так просто не попасть на прием» — вот лишь некоторые отзывы от людей, которым форум помог стать ближе к решению их репродуктивных проблем.

«На московском форуме мы получили как раз то, к чему стремились. Посетители потом писали нам: «Я сэкономила несколько месяцев на поиски клиники” или »Я проконсультировалась с врачами, к которым обычно дорого или очень долго попасть”. Кому-то форум дал поддержку, а для кого-то — вообще кардинально перевернул представление о теме бесплодия», — рассказала Татьяна.

Увидев, что в России есть реальный запрос на такие мероприятия, команда Reya решила расширить географию своих форумов. Ближайшее событие пройдет 23 марта в Нижнем Новгороде, на очереди — Казань, Санкт-Петербург и другие крупные города. Чтобы расширить круг потенциальных посетителей, Reya сделает вход на следующие свои форумы бесплатным. Это поможет дотянуться до людей, которые только начинают делать первые шаги по планированию беременности или столкнулись со сложностями с зачатием. Они, как правило, еще не сидят на форумах и сайтах клиник ЭКО и не очень понимают, какие у них есть варианты стать родителями.

“Письмо в Минздрав передали просто через общий отдел корреспондеции”

Форумы Reya и в Москве, и в Нижнем Новгороде поддержали в Министерстве здравоохранения. Чтобы этого добиться, команде проекта пришлось постараться.

«В июне-июле прошлого года мы написали официальное письмо в Минздрав России на имя замминистра по вопросам родовспоможения. Документ передали просто через общий отдел корреспонденции. Через какое-то время сели за телефон и начали по всем этим номерам, которые есть на сайте, звонить, узнавать, как там наше письмо», рассказывает Татьяна Печурко. Через несколько месяцев в Reya получили бумагу о том, что Минздрав увидел их инициативу и поддержал идею форума.

С документом от федерального Минздрава Reya обратилась в Минздрав Москвы, но сделала это очень поздно. Форум был запланирован на октябрь, а переговоры с московским Минздравом начались за полторы-две недели до этого. «По сути, нам успели только дать еще одно официальное письмо о том, что нас видели и поддерживают», — сказала Печурко.

В каких-то вопросах одобрение от Минздрава оказалось проекту действительно полезным. «Это показывает, что мы не совсем сами по себе, не просто какая-то шарашкина контора. Например, среди наших спикеров в Москве были представители Медицинского исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В. И.Кулакова— а они абы куда не пойдут. Когда мы писали письмо на имя главы центра Геннадия Сухих, мы прикладывали письма от Минздравов, чтобы он отпустил своих спикеров и врачей у нас выступать», — вспоминает Татьяна.

Кроме этого, Reya как юридическое лицо получила статус социального предпринимателя. «Фонд поддержки социальных проектов и “Малый бизнес Москвы” сами на нас вышли и помогли оформиться», — сказала Печурко.

Все это в комплексе — поддержка от государства, теплые связи в сообществе репродуктологов, выступление на московском форуме уважаемых экспертов из области — помогло проекту заручиться одобрением Нижегородского Минздрава и получить для проведения форума в Нижнем Новгороде хорошую площадку.

«Все это ты по чуть-чуть собираешь то там, то здесь — и благодаря таким усилиям к чему-то приходишь. Но надеяться, что поддержка Минздрава откроет для тебя все двери или станет какой-то волшебной таблеткой, не стоит», — уверена Татьяна Печурко.

“Социальное предпринимательство не запрещает зарабатывать”

Социальные бизнес-проекты отличаются от коммерческих тем, что их главной целью является не получение прибыли, а помощь в решении актуальных социальных проблем. Однако это и не благотворительность: любой социальный бизнес предоставляет какие-то услуги или продает товары, так что является финансово устойчивым.

«Социальное предпринимательство не запрещает зарабатывать, оно определяется в первую очередь тем, какую пользу ты приносишь обществу. Даже в благотворительных фондах у сотрудников есть зарплаты, потому что всем хочется есть, всем хочется покупать одежду и ездить в отпуск», — говорит Татьяна Печурко. «Вопрос в том, куда ты тратишь заработанные деньги: на дорогие аксессуары или же на то, чтобы вложиться в какие-то новые проекты. У меня есть интерес и драйв именно в развитии, в придумывании и запуске новых проектов, тестировании идей».

Правда, при организации первого в России форума о репродуктивном здоровья команде Reya не удалось ничего заработать, денег от партнеров и продажи билетов едва хватило, чтоб выйти в ноль. “Но мы и не рассчитывала на какой-то сверхдоход, ведь это необычный для России формат. Откровенно говоря, мы рады, что удалось хотя бы отбить затраты, и не уйти в минус”, — считает Татьяна.

Одно из преимуществ социальных проектов — то, что они часто собирают вокруг себя людей очень мотивированных, вдохновленных, объединенных общей целью и готовых работать для ее достижения. И часто они готовы делать это бесплатно. «Во время подготовки московского форума мы обращались к известным блогерам, экспертам со словами: “Денег нет, но есть классная идея, помогите”. И многие соглашались», — вспоминает Печурко. Договориться оплатить услуги специалиста позже, когда деньги появятся, — тоже нормальная и честная история, считает Татьяна. Главное — держать свои обещания и делать коммуникацию с людьми максимально искренней и открытой.

С самого начала своей работы Reya ставит перед собой цель информировать людей о способах решения репродуктивных проблем, развеивать мифы и помогать им заботиться о своем здоровье. «Возраст, когда люди решают заводить детей, только повышается. Нам кажется, было бы здорово, если бы они подходили к этому более осознанно, например, знали, что можно заморозить яйцеклетки и тем самым повысить шанс успешной беременности в более зрелом возрасте», — говорит Печурко.

Татьяна уверена, что как только Reya наладит процесс организации форумов и запустит их в разных городах России, достижение этой цели станет ближе. «Важно быть последовательными в своих действиях и стремлениях. Это обязательно даст плоды — даже если придется подождать. Социальным предпринимателям вообще очень важно уметь ждать и быть терпеливыми», — уверена основательница Reya.

22
3 комментария

Есть целостная система укрепления здоровья, куда можно обратится?

Проект Reya действительно важен, особенно в контексте репродуктивного здоровья

хороший и главное направленный в благое дело проект ,если такого рода форумы будут масштабироваться-то это только к лучшему