{"id":13596,"url":"\/distributions\/13596\/click?bit=1&hash=329b32e60451b0cf4a47d27086703802ee8d7075c5235c0738b6fba6a30c172a","title":"\u0421\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u0442\u044c \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043f\u043e\u0440\u0442\u0444\u0435\u043b\u044c \u0431\u0435\u0437 \u0438\u043d\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0430\u043a\u0446\u0438\u0439","buttonText":"\u0412\u0430\u0440\u0438\u0430\u043d\u0442\u044b","imageUuid":"11fd0da9-ce32-56eb-b033-c76a7a38791d","isPaidAndBannersEnabled":false}
Кирилл Тагинцев

Слышать фермера, быть как фермер: как мы создавали онлайн-площадку для агробизнеса

Летом 2020 года мы запустили онлайн-площадку Своё Фермерство. Это сайт, который позволяет эффективно вести бизнес в сельском хозяйстве: от закупки сырья и подбора персонала до сбыта продукции и внедрения агротехнологий. Сделать полезный сервис для фермеров без участия самих фермеров невозможно. Поэтому мы постоянно советовались с агропредпринимателями, чтобы создать продукт, который будет реально соответствовать их ожиданиям. Рассказываем, что узнали о фермерах в России и как им поможет цифровизация.

Почему сельское хозяйство

Своё Фермерство

На протяжении 20 лет Россельхозбанк является главным аграрным банком страны. Мы всегда тесно сотрудничали с предпринимателями в агросекторе и понимали, с какими проблемами они сталкиваются и где им нужна помощь.

Цифровизация бизнеса — одна из таких проблем. Многие сферы жизни переходят в онлайн — банковские услуги, торговля, образование, благотворительность. Особенно резкий переход виден в 2020 году, где уход в онлайн стал жизненной необходимостью, чтобы сохранить бизнес или вырваться значительно вперёд на фоне конкурентов.

Иначе обстоят дела в агросекторе. До сих пор многие фермеры оффлайн взаимодействуют с банками, покупают сельхозтехнику, ищут сотрудников и реализуют свою продукцию. На это требуется больше сил, времени и ресурсов. Пока фермер едет в банк/к производителю техники/к ветеринару/на ярмарку, бизнес простаивает. Мы хотели создать площадку с необходимыми сервисами под рукой, чтобы агропредприниматели могли решать бизнес-вопросы онлайн, не покидая свою ферму.

Кто наша аудитория

Своё Фермерство

Неужели у всех фермеров такие проблемы? А как же новости про летающих дронов над полями, умных роботов, собирающих яблоки, и биотехнологии, позволяющие выводить новые сорта растений?

Всё это, конечно, применяется не только зарубежными фермерами, но и российскими. Но в большинстве случаев такие технологии доступны крупным агропредприятиям, у которых большое производство, доходы и возможности.

Мы же хотели помочь микро, малым и средним хозяйствам, у которых продукция ни разу не хуже, чем у крупных бизнесменов, а вот возможностей не так много. Им сложнее внедрить агротехнологии ввиду самых разных причин: высокая цена на технические решения, отсутствие ресурсов или просто незнание о таких возможностях. Вот для них мы и создавали Своё Фермерство.

А что вообще нужно фермерам

Своё Фермерство

Только фермеры это и знают. Поэтому с самого начала мы ездили на фермы, тесно общались с агропредпринимателями, узнавая, какой сервис им нужен, чтобы прокачать эффективность.

Наша первая идея заключалась в том, чтобы предложить фермерам готовые пакеты сервисов и услуг. Мы разбили предпринимателей на несколько категорий и составили пакеты сервисов для каждой группы: для животноводов, растениеводов, начинающих и опытных.

Показали фермерам. Оказалось, что большинство из них занимаются всем понемногу. Например, предприниматели, содержащие крупный рогатый скот, часто выращивают ещё овощи, фрукты или зелень. Вот вам и модный безотходный цикл производства, когда навоз животных можно использовать как органические удобрения для посадок.

Окей, пакеты как решение нам не подходят. В итоге сделали площадку, на которой фермер имеет доступ ко всем сервисам и может самостоятельно выбрать подходящий вариант. Мы продолжили общаться с фермерами и выяснили их самые популярные проблемы.

Проблема 1. Где найти квалифицированных работников

Проблема 1. Где найти квалифицированных работников

И тут одна проблема сразу разбивается на несколько:

● Опытные кадры в сельскохозяйственной отрасли в дефиците.

● Молодые специалисты не хотят идти работать в агросектор, так как не считают такую работу престижной.

● Если нужен разнорабочий, где искать такого, чтобы и овец пас, и технику ремонтировал, и на тракторе ездил, и ответственно подходил к работе — не пил и не прогуливал.

● Где искать сезонных работников в большом количестве.

Как решили. Мы хотели, чтобы для фермеров был свой специализированный рекрутинговый сервис, где будут только нужные люди с нужными навыками — так появился сервис «Работа» на Своём Фермерстве. В карточке вакансии раздел с навыками был вынесен вперёд, чтобы работодатель понимал, кто ему подходит, а соискатель видел, что от него требуется. Если фермер ищет сезонных работников, в вакансии можно сразу указать, сколько людей нужно. Если работодатель может предоставить жильё прямо на территории хозяйства, соискатель увидит это, даже не переходя в карточку. Роструд помогает нам собирать отраслевые вакансии и резюме опытных специалистов, а профильные вузы помогают продвигать сервис среди студентов и выпускников. Сейчас на сайте более 3,5 тысяч вакансий.

Проблема 2. Где найти хорошего юриста и бухгалтера

Фермеры мечтают заниматься только сельским хозяйством, не отвлекаясь на документацию, бесконечные счета и договоры. В реальности агропредпринимателям приходится быть одновременно бухгалтерами, юристами, HR, маркетологами, SMM-щиками и т.д. При этом нанимать отдельных людей на постоянную позицию не выгодно. Зачастую специалист нужен в конце месяца, квартала или года, чтобы закрывать счета или в каких-то сложных ситуациях, где требуется консультация опытного специалиста.

Как решили. В бизнес-сервисах Своего Фермерства мы добавили онлайн-бухгалтерию и юридическую помощь. Первый сервис сам рассчитывает налоги, создаёт счета, заполняет декларации и отправляет онлайн. Второй — это правовая круглосуточная онлайн-помощь в удобном формате, по телефону и почте, с тарифами, которые можно выбрать под конкретную ситуацию.

Проблема 3. У кого покупать сырьё и сельхозтехнику — вокруг одни мошенники

Если фермеры покупают сельхозтовары, то только по рекомендации знакомых. Плюсы — при сарафанном радио меньше шанс, что тебя обманут. Минусы — фермер ограничен в выборе и цене. Покупка в интернете — стресс для агропредпринимателей: большая вероятность, что за онлайн-объявлением стоит мошенник, мало надёжных онлайн-площадок с сельхозпродукцией, не везде есть фильтры, которые отсекают лишнее.

Как решили. На Своём Фермерстве мы сделали маркетплейс, где фермеры могут покупать сельхозтовары у проверенных поставщиков. Мы следим за юридической и финансовой надёжностью, опытом и репутацией наших продавцов на площадке.

В маркетплейсе можно купить семена, корма, агрохимию, удобрения, животных, средства защиты растений, зерно и запчасти — всего более 10 тысяч товаров. В каталоге сельхозтехники представлено более 3 тысяч товаров от крупнейших участников рынка — Кировец и МТЗ, техника от Ростсельмаша, Воронежсельмаша и БДТ Агро.

Проблема 4. Где и кому продавать свою продукцию

Продавать через перекупщиков — малобюджетно. Выходить на ярмарку или рынок — придётся ограничить выбор продукции, ведь на одном прилавке вряд ли получится продать и рыбу, и мясо, и овощи, и молочные продукты. Открывать свой магазин — большие затраты на старте и небольшая площадь охвата покупателей. Создать свой онлайн-магазин — нужно найти разработчика и придётся много работать над рекламой и продвижением сайта, ведь не зная и не доверяя, покупатель не будет покупать.

Как решили. Для фермеров, которые хотят продавать готовую фермерскую продукцию потребителям или предлагают агротуры на своё хозяйство, подойдёт площадка —Своё Родное. Агропредприниматель просто регистрируется на сайте и создаёт каталог своих товаров, а мы его продвигаем и находим новых клиентов.

Для тех, кто хочет продавать для B2B, подойдёт маркетплейс Своё Фермерство. Там можно не только покупать у подрядчиков, но и продавать сельскохозяйственные товары другим фермерам.

Проблема 5. Какие существуют агротехнологии и кто их предоставляет

Часть фермеров интересуются агротехнологиями, постоянно изучают новые, ходят на выставки и форумы и ищут то, что поможет повысить эффективность. Другие находятся в информационном вакууме: ничего не слышали и уверены, что им такая технороскошь не по карману.

Как решили. Мы сделали информационную карту агротехнологий. Разбирающимся она подскажет, к каким компаниям на рынке можно обратиться за тем или иным решением. Незнающим карта поможет сформировать представление об этом рынке.

Проблема 6. Какая бывает господдержка для аграриев и могу ли я её получить

Фермеры были бы рады получить субсидии и льготы от государства, но не понимают, подходят ли под условия программы и где искать достоверную информацию об этом.

Как решили. Мы сделали навигатор госуслуг, где можно узнать, какие виды господдержки существуют для агропредпринимателей. Фермер проходит тест и узнаёт, может ли он претендовать на тот или иной грант или нет.

Что дальше

Своё Фермерство

Своё Фермерство запустилось за год и продолжает набирать обороты. Каждый месяц мы выпускаем новые релизы, дополняем функции, сервисы и возможности. Своё Фермерство стало частью экосистемы Своё, в которую вошли онлайн-ярмарка Своё Родное и сайт для подбора ипотеки и недвижимости Своё Жильё. Сервисов на Своём Фермерстве становится больше. У нас появились телеветеринар, подбор семян, мониторинг рождения телят. Для молодых фермеров появился информационный сервис — Путь фермера. Многое ещё предстоит улучшить и добавить, но это намного легче делать, если общаться и слышать свою аудиторию.

0
2 комментария
Artem sh

Будут некоторые уникальные технологические решение, позволяющие оцифровать бизнес микропредприятий.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Гимлер

То соцсеть для фермеров https://fermus.ru/ теперь вы со своим предложением. Прям возрождение сельского хозяйства в стране)). Попробуем конечно же.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null