Как вести конспекты так, чтобы они работали: 5 советов

Если учеба в школе и университете для вас давно позади, не спешите думать, что вам больше никогда не понадобится делать конспекты. Вебинары, тренинги, онлайн-курсы и мастер-классы тоже бывают настолько информационно насыщенными, что без записей не обойтись.

В этой статье мы разберем 5 советов, которые помогут вам вести понятные, четкие конспекты, чтобы было удобно пользоваться ими на учебе и в работе.

1. Выберите формат конспекта

Как вести конспекты так, чтобы они работали: 5 советов

Для начала определитесь, будете вы писать от руки или набирать на клавиатуре. Второе удобнее, если потом нужно будет использовать информацию непосредственно в работе. Но не забывайте, что именно написание от руки помогает гораздо лучше запомнить то, о чём вы пишете.

Какие бывают конспекты?

Организовывать записи можно по-разному. Существует несколько распространенных методик.

1) Метод Корнелла

Нужно разделить страницу на три части, как показано на схеме ниже:

Как вести конспекты так, чтобы они работали: 5 советов

С помощью такого подхода вы сможете быстро находить всё что нужно, легко ориентироваться в понятиях, освежать важные идеи и не путаться во всём, что записали.

2) Майнд-карта

Майнд-карта (интеллект-карта, mind map) представляет собой схему взаимосвязей между объектами. В конспекте ими могут быть:

  • основная тема,
  • подтема,
  • тезисы по каждой из подтем.

Такие конспекты очень наглядны:

Как вести конспекты так, чтобы они работали: 5 советов

3) Запись предложениями

Здесь всё просто: записывайте каждое важное предложение с новой строки. Так вам будет проще найти нужный факт.

Конспект такого формата будет выглядеть так:

Как вести конспекты так, чтобы они работали: 5 советов

2. Выбирайте, что именно записывать

Как вести конспекты так, чтобы они работали: 5 советов

Конспект — это не транскрибация всей лекции или видеоурока. Вы не успеете записать каждое слово — это и не нужно. Поэтому параллельно с процессом записи анализируйте, какие именно мысли вы хотите зафиксировать.

Что мы точно советуем записывать:

  • имена, географические названия;
  • цифры с уточнением, к чему они относятся;
  • важные факты с датами;
  • причинно-следственные связи (для этого можно использовать стрелки).

Если вы конспектируете видеоурок, пользуйтесь тем, что можно ставить его на паузу. Это даст вам время, чтобы осмыслить новый материал и придумать, что именно и как записать в конспект. Так вы получите действительно полезную выжимку, и вам не придется переписывать или долго разбирать записи, сделанные наспех.

3. Придумайте цветовой код для обозначений

Как вести конспекты так, чтобы они работали: 5 советов

Многие любят цветные ручки и маркеры. Они хорошо помогают выделять нужные мысли и привлекать к ним внимание. Но важно, чтобы конспект оставался конспектом, а не становился раскраской.

Назначьте каждому цвету свою функцию. Например, красным можно выделять заголовки, желтым — подзаголовки, зеленым — важные факты и так далее. Так вам будет проще ориентироваться в своих записях.

4. Перечитывайте конспекты

Как вести конспекты так, чтобы они работали: 5 советов

Неочевидный, но важный совет: перечитывайте конспекты после того, как их сделаете. Ведь в этом их смысл!

Чтобы хорошо запомнить новую информацию, обращайтесь к ней регулярно. Лучше читать конспект каждый день по 5 минут, чем пытаться запомнить всё за один раз. Можете даже воспользоваться методом интервальных повторений, чтобы новая информация как можно глубже записалась в вашу память.

5. Вдохновляйтесь!

Как вести конспекты так, чтобы они работали: 5 советов

Сейчас появляется много видео, постов и фото различных систем записей. Блогеры даже выпускают собственные планеры и стикеры для них.

Нет ничего зазорного в том, чтобы вдохновляться чужими идеями и способами оформления записей. Можете сохранять фото и скриншоты в отдельную папку на компьютере или создать доску на Pinterest. Заимствуйте то, что кажется вам удобным и вдохновляющим. Именно так вы будете мотивировать себя учиться и делать свои лучшие конспекты.

Помните: эти записи нужны не для преподавателя или куратора, а для вас! Делайте его удобным, понятным и приятным для себя, и пусть он поможет вам быстро закреплять новые знания и навыки!

11
Начать дискуссию