Чего не хватает современным презентациям

Софт для презентаций в 2021 году — на пике своего развития. А что с качеством коммуникации?

Чего не хватает современным презентациям

1. Не хватает искренности

В 2021 году люди всё ещё ориентируются на «слайды как у Apple». Однако многие забывают, что в ситуации с Джобсом презентации были очень личной историей с большой долей одержимости идеей. Чтобы провести презентацию такого уровня, он пошёл на всё: унижения, скандалы, угрозы, насилие. Презентации Apple стали примером, на который равняется весь мир, но команда заплатила за это высокую цену.

Чего не хватает современным презентациям

Современные презентации Apple хоть и не менее чётко отрепетированные и уже без харизматичного лидерства одержимого Джобса, но это — красивая обёртка без личной истории.

Так бывает, когда процесс подготовки презентации — это погоня за устранением ошибок. Нет баланса между механическим процессом подготовки слайдов и режиссурой презентации. В итоге вместо коммуникации и распространения идей, для чего и нужна презентация на самом деле, получается противоположный результат.

Если хочется серьёзных изменений в компании или революции в индустрии, придётся пойти на риск: показывать себя со сцены, вложить все ресурсы в подготовку презентации, готовиться так, как будто ваша жизнь зависит от этих слайдов. Это непростая и пугающая перспектива.

2. Нет истории

Говорить сухим бизнес-языком и опираться на красивые слайды легче, чем построить историю и провести по ней слушателей. Сильная сторона презентаций Джобса заключалась именно в этом — и это как раз тот инструмент, который стоит взять в свой опыт сегодня.

Он не пересказывал сухие факты о продукте, а отправлял слушателей в путешествие: обращался к прошлому опыту, играл на ожиданиях, проводил сравнения. Если бы он не сказал, что 2,5 года ждал дня презентации, она не стала бы хуже с точки зрения смысла. Но с помощью этой фразы он дополнил историю и усилил предвкушение слушателей. Самое важное в презентации — в смысловой части, когда за любой технологией, цифрой или продуктом стоит интересная история.

Джобс очень много говорил про конкурентов, рынок, сравнивал преимущества и недостатки стилуса и новой технологии мультитач. Его выступление — это продуманные американские горки.

<i>Джобс не просто говорит о том, что Apple сделали сенсорный экран в телефоне. Он создаёт контраст между недостатками продуктов конкурентов и своим продуктом.</i>
Джобс не просто говорит о том, что Apple сделали сенсорный экран в телефоне. Он создаёт контраст между недостатками продуктов конкурентов и своим продуктом.

У современных презентаций с Тимом Куком — совсем другой эффект. Основной фокус направлен не столько на потребности или даже впечатления слушателей, а на любование продуктом.

<i>Тим Кук <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DbfHEnw6Rm-4&postId=283477" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">на выступлении</a> тоже превозносит продукт, но говорит не о людях, а о достижениях компании: «Apple всегда фокусировался на удобстве пользователей». В этом заключается коренное отличие их подходов к презентациям.</i>
Тим Кук на выступлении тоже превозносит продукт, но говорит не о людях, а о достижениях компании: «Apple всегда фокусировался на удобстве пользователей». В этом заключается коренное отличие их подходов к презентациям.

3. Нет драматургии

Презентации не существуют в вакууме. Важно, что происходит не только во время, но в первую очередь до и после того, как вы показали свои красивые слайды.

Джобс не только готовился к каждому выступлению сам — он готовил и подогревал аудиторию. Главной деталью была информация, что Apple презентует три продукта, хотя в итоге это был продукт 3 в 1. Такая рискованная игра на обманутых ожиданиях вызвала восторг зрителей.

<i>Речь Джобса строилась на том, что Apple презентует три продукта. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DDNPvPFsmA4o%26amp%3Bfeature%3Dshare&postId=283477" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Посмотрите</a>, как реагируют слушатели на слова о том, что всё объединено в одном продукте — айфоне.</i>
Речь Джобса строилась на том, что Apple презентует три продукта. Посмотрите, как реагируют слушатели на слова о том, что всё объединено в одном продукте — айфоне.

В современных презентациях Apple уже нет этих эмоциональных американских горок. Тим Кук и сотрудники разных подразделений рассказывают об обновлениях и показывают новые фичи, которые становятся более красивыми.

<i>Презентации Apple по-прежнему эффектные, но в них уже нет драматургии.</i>
Презентации Apple по-прежнему эффектные, но в них уже нет драматургии.

4. Нет правильного использования форматов

Теперь оставим в покое Джобса и его выступления — у современных презентаций есть и другие, менее очевидные недостатки.

К примеру, в 2021 году люди продолжают слать по почте файлы PowerPoint безо всякой необходимости. Никто не задумывается, как презентация будет выглядеть на других устройствах. Можно сделать идеальные, красивые слайды, но какой в этом толк, если слетят шрифты, заклинит анимацию и съедет вся вёрстка. С большой долей вероятности ваш адресат вообще проверяет почту с мобильного и не собирается ничего скачивать.

Скачивание презентации в PowerPoint из почты само по себе устарело, потому что удобнее использовать онлайн-инструменты для совместной работы. Если вам нужно подготовить презентацию для отправки, лучше сразу создавать её в Google Slides, или вообще сделать доску в Miro. Что угодно, хоть лендинг на Тильде — только не файлы MS Word для скачивания.

Во всех остальных случаях присылайте PDF. Придётся сбавить обороты в дизайне и анимации, зато адресат сможет открыть презентацию и сразу перейти к сути того, что вы хотите предложить.

5. Нет стандартов коммуникации

Каждый год мы наблюдаем, как спикеров с любовью поместить на слайды всё лучшее сразу зовут выступать на мероприятиях. Но чаще всего их презентации годятся только для вдумчивого чтения с монитора под бокал виски.

Когда зрители вынуждены одновременно вникать в контент на слайдах и слушать речь спикера, внимание людей рассеивается, и спустя 10 минут все уже листают ленту в телефонах. Дело не в том, что на слайдах много текста. Презентации для чтения как раз и должны быть самодостаточными, чтобы получатель быстро считал смысл без комментариев спикера.

Проблема заключается в подходе — на первом месте не цель, а удобство. Удобнее не заморачиваться и сделать одну презентацию для выступлений, отправки по почте, вебинара. Такой подход мешает достичь цели презентации. В этом нет заботы о слушателях — по сути, спикеры вредят сами себе, создавая препятствия в коммуникации.

Высокие требования к слайдам есть только у узкого круга профессионалов, которые их делают — потому что они начинают любую презентацию с определения целей. Чем больше людей начнут задумываться над качеством коммуникации в презентациях — тем выше будет их уровень.

6. Презентации идей не учат с детства

А стоило бы — представьте, насколько бы это сократило количество ужасных презентаций в мире.

Плохая презентация — как чемодан без ручки. Нести тяжело, а бросить — жалко. Но люди упорно таскают этот чемодан с собой из школы в вуз, потом из вуза — на работу, а потом из офиса — на конференции.

Всё начинается с того, что критическое мышление в школах не развивают — вместо этого занимаются переписыванием того, что сказал преподаватель, или пишут сочинения на тему «Что имел в виду автор». Больше всего баллов получает тот, кто знает, как на шести листах налить воды о совершенно нерелевантном для подростка жизненном опыте типа супружеской измены (вспомните «образ Катерины в пьесе «Гроза» и подобные темы). Важнее всего — «хорошая» оценка, а не умение донести свою идею.

Потом в вузе студенты прокачиваются в водных видах спорта по написанию докладов, курсовых и дипломов, ведь правильный объём знаков — залог хорошей оценки. Это укрепляет убеждение, что если долго бросать в собеседника очень много очень умных слов, это приведёт к нужному результату.

У нас нет маховика времени, чтобы вернуться в школу и научиться делать презентации. Зато можно сейчас учиться понимать потребности людей, для которых вы делаете презентацию, строить истории в бизнес-контенте, тренировать насмотренность, и через новые и новые попытки повышать свои навыки коммуникации и создания слайдов.

1. Не ориентируйтесь на чужие презентации — тем более Apple. В выступлениях Стива Джобса большую роль играет личная история и одержимость идеей. Вдохновляйтесь такими примерами, но не ставьте их на пьедестал.

2. Создавайте историю. Прекратите информировать и думайте о том, что нужно людям.

3. Готовьтесь сами и подогревайте интерес аудитории. Сделайте так, чтобы коммуникация между вами и слушателями была интересной.

4. Заботьтесь о слушателях. Выбирайте подходящий формат и подачу. Сделайте так, чтобы людям не приходилось пробиваться к сути вашего сообщения через перегруженные слайды.

5. Ставьте цели выше удобства. Слушателям будет проще понять смысл выступления, а вам — достичь цели презентации.

22
Начать дискуссию