Частые ошибки основателей стартапов

В этой статье я записала популярные ошибки, над которыми нужно работать многим владельцам стартапов.

Привет! Меня зовут Ольга Попова, я продакт-менеджер в сфере affiliate-маркетинга. Компания, где я работаю, не только продвигает собственные проекты, но и инвестирует в стартапы. Я развиваю главный продукт компании и с большим удовольствием берусь за онбординг стартапов, которые только приходят к нам, вникаю в их процессы, оптимизирую и помогаю не сбиваться с курса. Также помогаю знакомым, которые запускают свои стартапы и хотят допустить как можно меньше ошибок на старте.

Хочу поделиться своим опытом с B2B2C-продуктами и собрать в комментариях ваши варианты :)

Частые ошибки основателей стартапов

Нехватка коммуникации

Встречается практически во всех стартапах, где работает больше 2 человек :)

Как определить проблему:

— Спросите любого члена команды о целях компании;

— Спросите менеджеров, чем занимаются члены команды прямо сейчас;

— У вас нет общего борда с планами минимум на 1 месяц;

— Спросите менеджеров по продажам, что они продают и почему;

— Спросите разработчиков, что они разрабатывают и почему;

— Спросите у менеджеров по маркетингу и контенту, что они готовят и почему.

Сюрприз, но вы можете услышать не то, что ожидали. Каждый член команды должен понимать общие цели и делать шаги к ним. Это жизненно важно для успеха продукта и бюджета компании. Если каждый будет делать то, что должен для общей цели, безрезультатные действия будут стремиться к нулю и вы сэкономите деньги инвесторов.

Сотрудники, которые делают что угодно, кроме своей работы

Это может происходить по двум причинам:

— Член команды некомпетентен;

— Вы попросили его об этом.

В первом случае этот специалист вам не нужен.

Во втором случае вам нужно нанять еще одного человека, который будет закрывать эти новые задачи. Не отвлекайте сотрудников: вы платите им за то, чтобы они выполняли свою работу. Если вы попросите их сделать что-то другое, то они не только не успеют сделать то, что должны, но и потратят много времени на то, чтобы выяснить, как сделать то, что нужно вам. А это пустая трата денег и времени.

Незаменимые сотрудники

Ночной кошмар руководителей :) Такие сотрудники — это норма на ранних стадиях или в небольших командах, но когда вы масштабируете свой продукт, будьте готовы и наймите экспертов, которые могут заменять незаменимых.

Как определить проблему:

— У вас есть жизненно важная роль в продукте, которой занимается только 1 человек;

— Есть кто-то, кто не может отдохнуть пару дней без работы и всегда должен быть на связи;

— У вас много задач для одного человека и вам нужен результат гораздо раньше, чем он обещает.

Если у вас в команде есть такой сотрудник, не факт, что вы столкнетесь с последствиями. Тем не менее, вы должны понимать риск, что это ненадежная основа для масштабирования.

Что может случиться с самыми важными специалистами?

— Однажды они могут уйти;

— Они могут шантажировать вас своим потенциальным уходом, чтобы заставить вас делать то, что вы не хотите делать;

— У них может произойти выгорание;

— Они могут разрушить атмосферу в команде, потому что просто устали (помните, что счастье команды влияет на результат продукта);

— У них своя жизнь :) Любые события в их личной жизни могут сильно повлиять на рост или падение результативности, и это абсолютно нормально;

Позаботьтесь о своей команде: продумайте процессы и определите узкие места. Поймите, что с ними делать. Решения очень зависят от ситуации.

Не продумана бизнес-модель

Признайтесь, у вас наверняка возникла такая мысль: «Главное — получить средства от инвесторов. О выручке подумаем позже». По моему опыту, ответ на вопрос о доходах является ключевым к существованию стартапа в целом.

Почему вы должны тестировать, будут ли ваш продукт покупать, и думать о доходах:

— У вас могут быть сильные прямые и косвенные конкуренты;

— Вы можете не удовлетворять потребности пользователей;

— Вы можете представлять свою аудиторию не такой, какой она может быть;

и так далее. Понять это можно, протестировав гипотезы монетизации.

Ладно, пока дохода нет. Но если не начать думать об этом на старте, то потом может быть уже поздно. Иначе как вы планируете привлечь инвесторов? И, в конце концов, вы хотите построить настоящий бизнес и «сделать мир лучше» или просто хотите немного подзаработать?

Маркетинг? Что это?

Если вы убиваете все свои силы на разработку и не работаете над маркетингом на этапе производства, анонсировать свой продукт к моменту релиза может быть очень проблематично.

Как определить проблему:

— У вас нет никого, кто мог бы отвечать за маркетинг;

— У вас есть план разработки продукта, но нет маркетинг-плана;

— Вы не понимаете, как промоутить свой продукт в нужный момент и в рамках бюджета.

Заранее подготовьте рекламные материалы; стройте отношения со СМИ и блогерами; ищите и тестируйте платформы на предмет того, насколько хорошо на них привлекается аудитория (и не забывайте, что разные креативы принесут разные результаты. Эксперименты дадут очень много пользы!).

Эту статью я написала на английском в своем блоге на Medium.

Делитесь вашим опытом, будет интересно обсудить и открыть для себя что-то новое.

Начать дискуссию