Индийские поезда

Как разобраться в этом безумии, купить билет и доехать живым.

Классы в поезде

Индийские поезда очень похожи на российские. Но вместительнее. Много различных классов, опишу самые распространённые

  • 1 АС (АС это значит с кондиционером) - самый престижный. Бывает не во всех поездах. Есть двери, бельё и т.д. По сути это купе на двоих.Стоимость - как на самолёт этого же направления.
  • 2 АС - класс похуже. Вместо дверей - занавески. На 4 человек. Как российский плацкарт. Есть боковушки.
  • 3 АС - без занавесок и на 6 человек. То есть, три полки у каждой стены. На боковушках - две.
  • Sleeper - вместо АС - вентиляторы, зато можно открывать окна. В вагоне очень жарко. Постель не выдают. В слиперах всегда много народа: приходят безбилетники и из класса хуже (да, и такое есть).
  • А класс хуже - это Дженерал класс. Обычный вагон слипера, но отличие - здесь может находиться сколько угодно людей. Билетов на дженерал неограниченное количество. То есть, в вагон можно посадить теоретически и 2000 человек. Люди из дженерала нередко рассасываются в слипер и спят на полу.
  • SS, SE - сидячие места, как в электричках. Для небольших расстояний.

В поезде есть туалеты индийского и европейского типа (обычно - грязные, конечно). Розетки в каждом купе.Вагон - кухня. Но ресторана нет. Еду и напитки разносят по вагонам.

Дженерал классы (их обычно несколько вагонов) заперты металлической дверью и в них или из них попасть можно только через улицу. Аналогично делают иногда для классов 3АС и выше.

Безопасность

В индийском метро и поездах есть специализированные вагоны для женщин.

В индийских поездах царит дружеская атмосфера, взаимопонимание и веселье. Персонал настолько сопереживает, что даже безбилетникам просто показывает, в какой вагон им уходить, чтобы остаться незамеченным.

Однако, всё равно есть, чего опасаться.

Воровство - телефоны и деньги в карманах, у окна, в специальных мешочках у подзарядки становятся лёгкой добычей. Воришки орудуют и в вагонах и снаружи, выслеживая ценности у открытого окна. Деньги лучше хранить ближе к телу, телефон и всё ценное не упускать из вида. Я видела, как индийцы закрепляют свои чемоданы на цепь с замком, потому что тащат даже огромные рюкзаки и обувь. Но это скорее редкость.

Выпасть из проёма двери - и такое случается. Двери зачастую не закрывают, можно сидеть на полу и смотреть мимо на "пролетающие" пейзажи. Опасность в том, что при резком торможении можно соскользнуть наружу, особенно если сзади прихлопнула дверь. В общем, там, в зоне у открытой двери надо реально оценивать риски.

Что с едой?

В каждом поезде есть кухня (но не ресторан). Персонал проходит по всем вагонам и предлагает завтрак/обед/ужин по вполне адекватным ценам. Во многих поездах обеды входят в стоимость. Также еду (готовые блюда, чай, воду, чипсы и подобный корм) можно купить на остановках, заказать через приложение (вам принесут прямо к окну вашего купе), купить в поезде (целый день с раннего утра еду продают в вагонах, при этом громко сообщая об этом. Так что спать утром не получится).

Нюансы: в основном, и в поезде и на станциях - острая индийская еда. Стоит она при этом копейки. Вообще, в Индии не так, как в России, — нет наценки ни на воду, ни на пищу в железнодорожном мире.

Если индийская еда вам не подходит (помимо остроты, "поездная" еда не самого лучшего качества), возьмите что-то с собой, чтобы не было соблазна из-за голода съесть тхали и потом мучиться с животом.

Переходим к самому сложному.

Как купить билет.

На индийские поезда мест нет порой за месяц. И если вам надо уехать срочно, то это может стать проблемой. Выходы:

  • Купить билет на Дженерал класс или вообще не покупать и поехать "зайцем" (но могут оштрафовать, так что хотя бы на дженерал билет лучше взять). Возможно, но тяжело физически. Проводники не гоняют, индийцы войдут в положение и пригласят сесть с ними, если есть хотя бы четверть места. Если всё и так занято и подвинуться некуда — можно простоять всю ночь на одной ноге. Реально (мой опыт).
  • Купить Дженерал и уже в поезде купить место. Проводнику сообщить, что хотите сделать upgrate. Доплатить, могут взять штраф. Возможно, придётся подождать пока что-то освободиться. Потому что в реальности всё забито, а несчастному проводнику придётся искать вам место. Если вы белая женщина, то полку вам скорее всего найдут через несколько часов, мужчинам сложнее.
  • Купить билет онлайн.Для начала разберёмся в ещё одной очень сложной схеме: статус билета.Открываем одно из приложения для онлайн покупки билетов (ixigo). Смотрим:Available 128. - то есть, есть ещё 128 мест, можно купить. Вы будете с местом. Подтверждено.RAC.Внимание, сейчас будет что-то очень странное для понимания (типично индийское). Некоторое количество мест продаётся в таком виде. Это значит, что ваш билет подтвержден и вы оплачиваете полную стоимость, но делить полку будете с незнакомцем который тоже купил этот Rac. Поняли, да? То есть покупаем билет за 4к и спим, сидя вместе с таким же страдальцем. Одно место на двоих! В реальности вас скорее всего рассадят по разным местам, если будет куда…Wait list.Не подтверждённый. Когда доступные и RAC билеты заканчиваются, появляется вейт лист. Вейт лист 20 значит, что вы 20-й в очереди. Если до отправления поезда 20 человек сдадут билеты и снимут бронь, то вы поедете (может и больше 20, потому что сначала распределяется RAC по местам), а если так и останетесь в вейт листе, то деньги вернутся на карту, а вы делайте, что хотите. Можно всё равно зайти в вагон (проводники проверяют билеты через какое-то время в поезде, а не перед посадкой) и притвориться, что вы ничего не поняли и билет у вас есть.Ещё раз, чтобы уйти из вейт листа, вам нужно пройти путь waitlisy-rac-avalible. Бронь снимают перед поездом. Можно две недели быть 30-ым, а в день посадки перейти в статус "подтверждено"Но если в вейт листе вы 150-ый, то шансов мало.Tatcall.Далее, tatcall (квота) открывают продажу с 10 или 11 утра за день до отправления поезда. По квоте можно купить билет даже с местом и по обычной цене или с надбавкой 20-50%.Стоимость билета, кстати, динамичная. Чем ближе дата отправления, тем дороже будет билет.Со статусами разобрались?Купить билет онлайн через любое приложение невозможно без pne ictr, который можно получить при регистрации на сайте irctr или так и не получить, как я и как многие. Без этого кода билет не купить. Но выход есть - можно попросить друзей (у местных он наверняка есть) или у помогал за небольшую надбавку.
  • Купить в агентстве. Самый простой вариант. Но агентство не всегда можно найти.И главное, пункты 3 и 4 работают по схеме онлайн билетов. Если вам завтра уезжать, а места в статусе вейт лист 179, то есть лишь один официальный выход:
  • Покупка по туристической квоте.Причём покупала я такой билет по бизнес-визе. Эту квоту оставляют специально для иностранных туристов.Не во всех городах и вокзалах туристические квоты есть. В Мумбаи - Чхатрапати вокзал, Дели - офис недалеко от вокзала на мейн базаре, в Гоа- Васко-да-Гамма. Вероятность купить билет на желаемое вам направление почти 100%. Надбавка 40%.

Что ещё важно при выборе поезда - рейтинг. Чем он выше, тем больше вероятность, что в вашем поезде не будет вонять туалетом, а ночью не будут сыпаться тараканы на лицо. От 4х "звёзд" - это жизнь без насекомых, с мылом и нормальным туалетом.

Полезные приложения для железнодорожного приключения.

Покупка билетов онлайн (если есть код с официального сайта жд): ixigo trains. Там же можно смотреть живую локацию поезда (очень удобно, если поезд опаздывает), расположение вагонов и прочие мелочи.Купить билет также можно через make my trip и другие приложения (поисковый запрос train).

Доставка еды прямо в поезд: railrestro и множество других (ключевой запрос rail food).

Мой Телеграм-канал об Индии и Непале

Донейшн бокс – Безмерно благодарю!

Индийские поезда
Индийские поезда
22
3 комментария

Очень интересная статья для общего развития и поржать как это бывает у других. Про внутренние перелеты и аэропорты было бы тоже интересно почитать.

1
Ответить

Первый раз читаю что-то об индийских поездах. Занятно, однако. Даже занавески в плацкарте есть, прикольно..

Ответить

Про waitlist: скорость сокращения очереди сильно зависит от класса вагона (и маршрута). То есть в AC 20 в waitlist это ты скорее всего не едешь, а в Sleeper вполне может в последний день 300 человек рассосаться.

А вообще последний документ - список пассажиров на этом поезде, который распечатывается и наклеивается (!) на вагон у двери. Если вы там есть - вы едете точно.

индийцы закрепляют свои чемоданы на цепь с замком, потому что тащат даже огромные рюкзаки и обувь. Но это скорее редкость.

Цепь с замком (причем лучше именно вот хардкорно цепь и замок) - "это база". Это в AC может не воруют, а в Слипере проходной двор, и не надо рассчитывать на честность и испытывать ее лишний раз.

Большая проблема также опоздания и задержки, нескольо часов - это вообще не опоздание. Учитывайте это, если пытаетесь стыковать билеты.
И вообще: "Если вы прищли на вокзал, и видите на перроне свой поезд за 40 минут до отправления, то скорее всего это поезд предыдущего дня, опаздывающий на 23 часа 20 минут"

Покупка по туристической квоте.Кроме турквоты и таткал есть еще куча разных квот, обычно недоступных "с улицы", но при определенной настойчивости и обаянии можно попробовать пролезть через них. Это всякие "для военнослужащих", "для госчиновников", "для пожилых", и прочее. Этим распоряжается начальник вокзала, можно пытаться его обаять, вы белый турист, к вам отношение, несмотря ни на что, более уважительное.

при регистрации на сайте irctr Сайт назвается http://www.irctc.co.in

Основная проблема там в отсутствии у туриста индийского телефонного номера, потому что на него (и SMS на него) завязано очень многое.
Даже с агентскими сайтами иногда возникаюь проблемы без него. Хотя в последние годы произошел большой скачок вперед.

Еще стоит помнить, что с, кажется, 23 часов, до, кажется 5 утра, сайт IRCTC не бронирует. Ага, идет спать.

Fun Fact: когда система ЖД бронирования виснет, то в ряде случаев в сообщении об ошибке можно увидеть, что сервера системы названы именами богов индийского пантеона (их, имен, много, так что использовать их для именования хостов IT-системы очень удобно;)

Ответить