Как организовать онлайн-съёмку, если вся команда в России, а режиссёр — в Беларуси

Статья-инструкция о том, как мы запускали трансляцию на YouTube прямо с борта операторской камеры RED Epic. Без привязки к плейбэку, розеткам и проводному интернету.

Как организовать онлайн-съёмку, если вся команда в России, а режиссёр — в Беларуси

Приготовились, начали

Был март 2020, слухи про Ковид были только из Китая, а расстояние было безопасным. В наш продакшн Lestnica позвонил Павел Дергачев из тверского агентства Redis Digital Agency и сказал:

Ребята, нужно снять промо для завода в Липецке. Стойте-стойте, это не презентация, а имиджевая история!

Павел Дергачев, Креативный директор Redis Digital Agency

[Тут был большой препродакшн]

Проблема

Мы уже выбрали даты съемочных смен в марте, почти утвердили с клиентом, и через пару дней Россия стала закрывать границы со всеми странами мира. Варианты у нас были следующие:

  1. Заменить режиссера на российского – что допускается только в крайних случаях, и что можно сделать в любой момент;
  2. Снимать в онлайн-режиме: сделать трансляцию из России в Беларусию – вроде видеозвонки и прямые эфиры есть уже у каждого в кармане, но в боевом режиме на съемочной площадке эта технология не обкатывалась;
  3. Отложить съемки на неопределенный срок до открытия границ – путь самый долгий, но с прогнозируемым результатом.

Мы начали с последнего пункта. Спустя 2-3 месяца в середине лета стало понятно, что ждать дальше смысла нет и нужно действовать. Мы выбрали даты в середине августа и решили: если границы откроют, мы привезем потерянного режиссера, а если не откроют -- будем снимать онлайн. И здесь начался большой поиск технических и логических решений.

Требования к трансляции

  • Режиссер должен видеть картинку с операторской камеры в реальном времени;
  • Решение должно быть мобильным и компактным, потому что съемки предполагали постоянное перемещение группы в радиусе 1 км как внутри большого цеха, так и на улице рядом с ним.
  • Решение должно быть не дорогим, потому что попадало в статью непредвиденных расходов;
  • Технология должна быть трижды надёжной. Съемки будут вставать на стоп при каждом разрыве связи или сбое видеопотока. Т.е. нужно было предусмотреть запасной вариант запасного варианта;
  • Должна быть организована аудиосвязь режиссера со съемочной площадкой и актерами, чтобы сохранить для него возможность управления процессом;

Мы выполнили каждый пункт.

Как не нужно делать

Первым шагом была попытка обратиться к тем, кто занимается исключительно прямыми эфирами. Стоили такие ребята как самолет, потому что предлагали сразу комплексные решения, используемые в концертных трансляциях. Вторым шагом была техника "посоветоваться": я нашел подходящих продюсеров и механиков, но у них был только опыт трансляции из уютной студии, рядом с розеткой, стабильным проводным интернетом и удобным стулом. У нас этого не было. Наша площадка это целый завод с прилегающей территорией, по которой разбросан весь сценарий.

Как организовать онлайн-съёмку, если вся команда в России, а режиссёр — в Беларуси

Готовое решение мы не нашли, поэтому решили разобраться во всём сами.

Техника

У нас был какой-то план и мы его придерживались: 1) неким устройством захватить видеосигнал с камеры; 2) желательно этим же устройством отправить его в интернет.

Мы сразу отсеяли дорогие варианты типа AJA U-Tap HDMI и бытовые типа AverMedia Live Gamer Mini.

Итоговый выбор был следующим:

  1. Rullz USB Video Capture – супер дешевый вариант за 800р. размером со старую флешку с неизвестным уровнем надежности, зато крутым названием. Он настолько компактный, что его можно подключить прямо к смартфону на Андроиде, который может транслировать поток в сеть. И всё это можно повесить прямо на камеру. Автономная система мечты без привязки к розеткам и даже к Wi-Fi.
  2. Blackmagic UltraStudio Mini Recorder – надежный вариант за 15 000 р. Для него уже требуется ноутбук, но зато это устройство профессионального класса, за которое можно быть спокойным. Работает только c Mac, и подключается к компьютеру только через кабель Thunderbolt 2 за 3000р. И от него же питается. А если у вас свежий Макбук, то нужен дополнительный переходник на Thunderbolt 3 (USB C) за 4000р.

Тестирование

С BlackMagic все было понятно: подключаешь его к компьютеру, заводишь в него HDMI с камеры, и запускаешь трансляцию на YouTube через OBS или WireCast, или даже Skype. Но о софте позже.

А вот китайский Rullz был намного интереснее, поскольку из-за наличия привычного USB 2.0 мог работать со смартфонами и не требовал внешнего питания. На iOS к сожалению такие редкие внешние устройства не поддерживаются, а Андроид в этом плане может всё.

В одном из столов нашей студии нашёлся свободный бюджетник Redmi 7A с разъемом microUSB. Мы установили на него бесплатное приложение USB Camera и подключили к нему плату захвата через OTG-переходник:

Как организовать онлайн-съёмку, если вся команда в России, а режиссёр — в Беларуси

Как источник картинки использовалась тестовая камера Sony A7s. Поток шёл идеально: с нулевой задержкой, без тормозов, и в шикарном FullHD. Мы даже стали искать подвох в софтовой части, но его не было.

Зато было два аппаратных препятствия:

  • Телефона в таком режиме хватило бы на 3-4 часа, а порт зарядки уже занят. Мы пробовали разные USB-двойники и тройники, но стандарт USB OTG не поддерживает одновременную передачу данных и питание. В теории нас могла бы спасти беспроводная зарядка, но ее не было в этом телефоне. Или напрямую подпаять провода к материнской плате смартфона, но любой колхоз исключался.
  • Это бюджетный андроид, в котором установлен медленный Wi-Fi модуль 802.11n. И на скауте оказалось, что он просто не вывозит полную скорость местного Wi-Fi, из-за чего трансляция дико тормозит.

Был единственный выход: мы подобрали другой смартфон Mi 8 Lite. В нем был уже USB Type-C с поддержкой одновременной зарядки и передачи данных. И Wi-Fi модуль 802.11ac как в последних айфонах. Проблема была решена!

Сетап

Всё выглядело следующим образом: к смартфону подключен USB-хаб со сквозным питанием через USB-C. Источником питания на тестах и на площадке была V-mount батарея с USB-выходом. К хабу подключена плата захвата, а к ней HDMI-сигнал с камеры. Весь салат заправлен скотчем.

Куда транслировать?

Вариантов много: YouTube, Twitch, VK, Skype, Zoom и т.д.

Три важных требования к сервису:

  1. Низкая задержка сигнала. В идеале режиссер должен видеть поток в реальном времени вместе с группой. Например, у Skype была очень маленькая задержка, но и очень низкое качество. А видеть детали кадра – важно.
  2. Закрытая трансляция с доступом по ссылке. Кроме того, что это рабочий процесс, который не нужно видеть посторонним, это еще и завод, на котором любая съемка требует разрешения. В этом плане Zoom довольно гибкое решение, но он сразу отпал по причине своей дикой топорности, сложности, и запутанности.
  3. Автоматическое возобновление трансляции с сохранением ссылки. Например, VK автоматически завершает трансляцию и превращает ее в видеоролик, если от вас не поступает поток в течение 1 минуты. И когда поток возобновляется он создает новую трансляцию с новой ссылкой. Нам потребовался бы отдельный почтальон, который бы запускал почтовые рассылки всем зрителям столько сотен раз, сколько у нас были паузы и перестановки между сценами, или просто отваливался сигнал.

Мы выбрали YouTube. У него был потрясающий FullHD при относительно низкой задержке 3-5 секунд. Трансляции были приватные, с доступом по постоянной ссылке, и не закрывались даже спустя целый день отсутствия сигнала – это мы тоже проверяли на практике. Главное – проставить нужные галочки в настройках.

Вот так мы транслировали картинку со съемочной площадки из России режиссеру в Беларусь:

Отрывок из YouTube-трансляции

Каким софтом транслировать?

Для Android

USB Camera – удивительное приложение. Умеет принимать входящий видеопоток, транслировать в интернет и даже в локалку. Как вы понимаете, трансляция и просмотр в локальной сети означает практически нулевую задержку. Хотя из локалки мало кто смотрел – непривычно. Приложение бесплатное, традиционно с рекламой. Но мы на всякий случай купили платную Pro-версию за ~400р.

Для Mac OS

OBS – бесплатный и, что редкость, мощный софт. Мы давно с ним работаем, и проблем не замечали. Правда, конкретно на этом проекте программа регулярно мерцала зеленым экраном. Вероятно причина была где-то в настройках параметров видеопотоков, но мы разбираться не стали и пересели на WireCast.

WireCast – платная программа, которая, кажется, может вообще всё. Стабильно и надежно.

Обе программы удобно показывают статусы: зеленый – все ок, желтый – трансляция тормозит, красный – всё пропало.

Как организовать онлайн-съёмку, если вся команда в России, а режиссёр — в Беларуси

Краш-тест системы

Мы попробовали банально все аварийные сценарии прямо во время тестовых трансляций:

  • рандомно вытаскивали любые провода и возвращали их обратно
  • отключали питание
  • отключали Wi-Fi на телефоне и макбуке
  • отключали из розетки Wi-Fi роутер
  • рандомно глушили симки авиарежимами
  • перезагружали смартфон и макбук

Аварии создавали как на несколько секунд, так и на пару часов. Во всех случаях трансляция самостоятельно возобновлялась.

Финальный тест

В качестве финального теста вся система была запущена в полноценную работу на пару ночей и пару дней почти без остановок. Никаких программных и аппаратных сбоев обнаружено не было. Всё работало просто идеально.

Тестирование связи на площадке

На скауте мы сделали 20 замеров приложением SpeedTest в разных точках по всей территории. Проверяли несколько сотовых операторов и местный Wi-Fi. Билайн стоял на ручнике (3-4 мб/с), у МТС скорость была едва удовлетворительная (7-10 мб/с), местный Wi-Fi был ок (15-25 мб/с), а Мегафон летал как спорткар (30-40 мб/с).

Основным каналом мы выбрали Wi-Fi, и попросили клиента в съемочные дни не загружать сеть, и не проводить ремонтные или профилактические работы, а также держать наготове ответственного айтишника, который позже стал для нас спасителем.

Резервными каналами стали Мегафон и Теле 2. Мы купили эти симки и поставили их в наш двухсимочный Mi 8 Lite.

Расчет был такой: смартфон транслирует поток через местный Wi-Fi, а в случае проблем сам переключается на одного из сотовых операторов. Или становится точкой доступа для макбука, если вдруг придется переходить к резервному варианту (а переходить пришлось).

Запасной вариант запасного варианта

У нас получилась нерушимая система вещания. Две платы захвата, два транслирующих устройства (смартфон и макбук), четыре транслирующих приложения (USB Camera, OBS, WireCast, и Skype), и три интернет-канала.

Мы создали 48 резервных комбинаций! Кажется много, но треть мы использовали.

Артем Прудентов, Продюсер Lestni.ca

Аудиосвязь: через что лучше созваниваться

Для аудиосвязи мы использовали Skype, но в конце второй смены перешли в WhatsApp. Он показался нам чище по звуку и стабильнее. Но важно помнить, что WhatsApp – это копилка подстав и приветов. Этот мессенджер – что-то вроде Сбербанка среди банков: все жалуются, но продолжают пользоваться, потому что привычно.

Если в скайпе тебя выбросило из конференции или ты на время отключился, то ты можешь сам вернуться обратно. В WhatsApp тебя должен вернуть кто-то из участников конференции.

На этом фото три канала информации: скайп в наушниках, связь по рации с группой, и просто вопросы от группы и клиента. Чтобы работать в таком режиме две смены, признаться, нужна стрессоустойчивость.
На этом фото три канала информации: скайп в наушниках, связь по рации с группой, и просто вопросы от группы и клиента. Чтобы работать в таком режиме две смены, признаться, нужна стрессоустойчивость.

Боевой режим

Как организовать онлайн-съёмку, если вся команда в России, а режиссёр — в Беларуси

Настал час икс, смена началась, и портативная студия прямого эфира была запущена в полную мощность!

Привычная команда на съемку стала звучать так:

Приготовились! Трансляция? Камера? Начали!

В таком режиме все работало полсмены, потом мы заметили, что китайский девайс сильно греется. Мы перенесли его с операторской камеры на монитор фокус-пуллера, и направили на них обоих напольный вентилятор. Оба стали работать лучше, но в скором времени...

Запахло горелым

Трансляция остановилась, съемка тоже. 3 минуты на разбор корпуса Rullz, и вердикт вынесен: "девайс сгорел".

С одной стороны ничего удивительного – Китай за 800р. А с другой стороны очень странно, потому что все тестировалось многократно и на длинных отрезках, суммарно больше двух суток. Я до сих пор не знаю причину, но предполагаю, что на заводе было довольно тепло, а во время тестов – прохладно. Вероятно этот момент мы не учли.

Место павшего бойца занял BlackMagic Mini Recorder с Макбуком, которые бесперебойно работали до конца съемок.

Как организовать онлайн-съёмку, если вся команда в России, а режиссёр — в Беларуси

Если вы от безысходности имеете дело с китайскими устройствами, нужно покупать их на вес, с запасом. Благо стоимость позволяет. Главное – обеспечивать хорошее охлаждение с запасом. И, конечно, обязательно иметь резервный проверенный вариант из профессиональной линейки.

Выводы

  • Это очень крутой опыт
  • Плейбэк может смотреть как режиссер за тысячи километров, так и любой участник съемочной группы
  • Художники, грим/костюмы, и осветители могут править кадр по локальной трансляции в своем телефоне. В некоторых сложных сценах это очень помогает.
  • Клиент может не отрываться от плейбэка, даже если ему нужно отойти
  • Плейбэк можно смотреть как в прямом эфире, так и тихо перематывать назад, не останавливая съемки
  • Участники могут отлучаться на текущий обед, но следить за процессом съемок
  • Плейбэк с каждой смены по 10-14 часов сохраняется в YouTube. Всегда можно вернуться к любому дублю или просто собрать из этого бэкстейдж-ролик на память
  • Работать без физического присутствия режиссера на площадке сложно
  • Продюсеры, второй режиссер и оператор вынуждены слушать три аудиопотока: скайп в наушниках с режиссером, рации на площадке, и просто окружающих
  • Интернет имеет свойство отваливаться, и на это нужен отдельный ресурс
  • Важно не забывать про запасной вариант запасного варианта

Финальный ролик

Клиент: Рационал

Агентство: Редис

Продакшн: Лестница

Исполнительный продюсер: Артем Прудентов

Линейный продюсер: Михаил Киселев

Режиссер: Ольга Иваненко

Второй режиссер: Алина Иванова

Оператор: Евгений Антипов

Фокус-пуллер: Александр Кургинянц

Фотограф: Валерий Дмитриев

Креатив: Елена Беркова

Копирайт: Анастасия Харитонова

Раскадровка: Никита Забаров

Аниматик: Дмитрий Шедько

Художник-постановщик: Александр Рыбин

Кастинг: Александра Денежинская

Костюмер: Надежда Яковлева

Визажист: Мария Зацепина

Гаффер: Владимир Солодов

Осветитель: Михаил Титов

Механик: Максим Голов

Оптика: Павел Рыжков

Ассистент 1: Дмитрий Богданов

Ассистент 2: Михаил Леликов

Актеры

Виктор Пипа

Алексей Калиничев

Евгения Конопкина

Сергей Зубарев

Илья Черемных

Владимир Березнев

Денис Минин

Пост

ГЗК: Виктор Пипа

Монтаж: Никита Расолка

Колорист: Наталья Корнилова

Графика: Павел Крюков

Саунд-дизайнер: Иван Сидорин

Звукорежиссер: Сергей Моисеенко

Камера: RED Epic Dragon 6k

Оптика: LOMO Anamorphic Set

2020
23 комментария

Парни, вы реально кучу геморроя придумали. Для мобильного стриминга есть Liveu Solo. Объединяет в себе несколько потоков для стабильного инета (два свистка с операторами, вайфай и локалку ещё можно воткнуть). Работает от батареек. Просто втыкаешь HDMI и все.
Не благодарите.

1
Ответить

Беглый гуглеж показал, что расходы - сотка за девайс + подписка за 30 без которой ни черта не работает... Что-то дороговато, нет?

1
Ответить

Спасибо, это классная штука. Но есть но.

Этот прибор дробит пакеты по разным каналам, отправляет их на свой сервер, там они собираются обратно и отправляются на YouTube. Задержка 20-40 сек – это не реалистичные цифры для нашей задачи.

На всякий случай посчитал стоимость:

1) Если арендовать, это 12 тыс на 4 суток, + фирменная подписка 4 тыс, + тарифы операторов 3 тыс. Итого около 20 тыс. В нашем случае, честно говоря, сумма прошла бы по смете с большим скрипом. Если бы мы закладывали заранее до старта проекта – другое дело.

2) А если покупать прибор, это вообще 100 тыс.

Плюс все это в комплекте на целых 600-800 гр выйдет, а на операторской камере и так много кг навешено.

В общем, штука под свои задачи огонь, законченное стабильное решение. Но не в нашем случае.

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Ходил с wi-fi роутером вместе с нами и протягивал его к текущей локации

Ответить

Я, грешным делом, подумал что это про выборы...

Ответить

"И, конечно, обязательно иметь резервный проверенный вариант из профессиональной линейки" - есть мнение, что с варианта из профессиональной линейки начинать надо.

Ответить