Как мы сделали медицинскую экосистему, которая делает запись к врачу минутным делом

Меня зовут Сергей Федосов, я — основатель сервиса отзывов о врачах ПроДокторов. Расскажу о том, как моя команда, решая задачи собственного проекта, создала медицинскую экосистему, которая решает задачи онлайн-доступа к медицинским услугам.

В прошлом я хирург, и многие пациенты часто просили порекомендовать хорошего врача. Так я понял, что люди могут учиться на чужом опыте, и создал площадку отзывов. Долгое время проект оставался только идейным, без коммерческой составляющей. Монетизацией стала запись к врачу: пациент заходит в профиль доктора, читает отзывы, и, если соглашается с мнением авторов — записывается, а клиника платит сервису комиссию с записи.

Как правило, врачи совмещают работу в государственных и частных учреждениях (это связано с льготными пенсионным начислениями, которых частная клиника не даёт), поэтому идеальный процесс на “ПроДокторов” может развиваться по двум сценариям: найти врача (в среднем, по данным сервиса, это занимает 15 минут) и определиться по времени, в которое удобно записаться на приём, или найти врача и определиться с клиникой, в которую удобнее добраться. Готово. Ты уже на полпути к здоровью. Вроде всё идеально.

Алло, а доктор Петров завтра принимает? А когда принимает?

Но есть одна весьма неудобная особенность, которая рушит все сценарии этой системы. В России 90% клиник не имеют своего онлайн-расписания. Чтобы записаться на приём к доктору, нужно позвонить в клинику и уточнить свободно ли завтра/в четверг/в третью субботу декабря у кардиолога Петрова? А что если тебе нужно записаться ночью? (по статистике около 20% пациентов записываются поздно вечером или ночью). Тебе ведь просто никто не ответит. Если не случилось чего-то экстренного, то многим людям этого уже достаточно, чтобы расстроиться и забить на здоровье, но это еще не всё. Во многих клиниках тебя, по-прежнему, запишут в тетрадку карандашом. Нередко запись сбивается, происходят накладки в расписании. Запись на 12:00, вот ты уже час в клинике, но впереди еще 3 человека.

Интерфейс расписания доктора на ПроДокторов prodoctorov.ru
Интерфейс расписания доктора на ПроДокторов prodoctorov.ru

Я подумал о том, как эту боль с расписанием преобразовать в преимущество сервиса. Беседовал с главврачами. Оказалось, что многие клиники не готовы организовать собственную онлайн-запись, не говоря уже о том, чтобы синхронизировать эти данные со сторонним ресурсом. То есть надо организовать процесс записи и со стороны медучреждений.

Почему клиники не могут организовать запись самостоятельно?

  • Это стоит приличных денег. Лицензия на продукт известного российского разработчика ПО обойдется клинике примерно в 360000 рублей. Но купить лицензию на медицинскую информационную систему недостаточно, чтобы закрыть вопрос. Если добавить ежемесячное обслуживание и ФОТ на сисадмина, то годовое содержание программы может оцениваться в неплохой аппарат для УЗИ.

  • IT-недостаточность. Даже если бюджет клиники или муниципального учреждения позволяет разработать собственную МИС (медицинскую информационную систему), то далеко не каждый главврач может поставить адекватную задачу на разработку ПО. Мне потребовались годы работы, чтобы понять, как соединить медицинские задачи и возможности программирования.
  • Не с чем сравнить. Многие руководители клиник не видят проблемы в отсутствии внутренней информационной системы и электронной записи. То есть необходимо еще убедить их внедрить IT-решение в медицинский менеджмент.

Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам

Решение о том, что расписание клиник возьмет на себя ПроДокторов далось легко. В этом есть прямая заинтересованность сервиса отзывов — с возможностью записаться к врачу наша основная функциональность становится дешевле и проще. А вот в разработке МедЛок (бесплатная медицинская информационная система, которую мы создали) пришлось решить несколько непростых задач.

Хранение персональных данных

Мы создали распределенную систему хранения персональных данных. Это позволило гарантировать высокую степень защиты данных, но дает определенные сложности при работе. Нам приходится обслуживать сразу несколько серверов и тратить время на алгоритмы обезличивания и шифрования данных пациентов. Разработана трёхуровневая авторизация, которая защищает дополнительно от утечки данных по неосторожности пользователя. Сначала авторизуется компьютер, а после этого выдается логин и пароль администраторам, это позволяет защититься от ситуации, когда пароль попадет к третьим лицам. В отличии от физических токенов, которые тоже можно выдернуть и унести с собой, сделать в нашей системе это намного сложнее. Данные хранятся на разных серверах и собираются на компьютере внутри контура клиники. Если украдут даже два из трех серверов, то не будет понятно, о каком пациенте идет речь.

Интуитивно понятный интерфейс

Мы также потратили очень много времени на то, чтобы клиникам было очень легко начать работу в нашей системе. Активируя учетную запись, клиника получает сразу настроенный интерфейс со всеми врачами и филиалами этой клиники, размещенными на ПроДокторов (МедЛок тянет оттуда списки сотрудников и филиалов), где сразу настроена прямая запись. Приятная функция drag&drop в расписании помогает перенести запись — пользователь просто перетаскивает её на другое время. Это сокращает время на обучение администраторов, минимизируя ошибки на первоначальном этапе, которые могут боком выйти пациентам.

Интерфейс расписания врачей в МедЛок prodoctorov.ru
Интерфейс расписания врачей в МедЛок prodoctorov.ru

Производительность

Back-end у нас написан на Python с использованием Django Rest Framework. Это самый крупный фреймворк, у нас уже был удачный опыт использования. Front-end написан на Vue.js. У нас были изначально высокие требования к реактивности, т.е. чтобы front-end обновлялся без перезагрузок страницы. Vue.js показался наиболее подходящим. В МедЛоке поддерживаются веб-сокеты, а также возможна работа в нескольких вкладках. По переключению фокуса между вкладками переподключаются веб-сокеты, благодаря чему пользователю не нужно обновлять страницу, чтобы видеть наиболее свежую информацию. Это особо приятно для тех клиник, в которых МедЛоком одновременно пользуются несколько сотрудников. Не все платные МИС уделяют должное внимание этой функции, и, при открытии более одной вкладки, происходит сброс на логинку.

Польза МедЛок

Медлок — программа для частных клиник и муниципальных медучреждений, которая реально помогает поднять медицинский менеджмент на другой уровень. Изначально, мы думали о том, как решить свои бизнес-задачи. Когда проект стал внедряться, мы поняли, что наша цель — глобально упростить процесс получения медицинских услуг в стране, сделать этот процесс комфортным для всех участников.

Для пациентов

  • Не надо звонить

  • Можно оформлять запись ночью

  • Можно выбрать врача и посмотреть, в каких клиниках он работает, в какое время свободен для записи
  • Синхронизация с ПроДокторов позволяет решить все задачи пациента — выбрать врача и записаться в одной вкладке браузера.

  • Программа может использоваться в частных и в государственных клиниках

Для клиник

  • Программа бесплатная
  • Синхронизация с ПроДокторов позволяет получить максимально упрощенный обмен данными с сервисом отзывов
  • Интуитивно понятный интерфейс
  • Возможности аналитики позволяют автоматически рассчитать зарплату совмещающим врачам, вести учёт расходников и настраивать выгрузки данных для маркетинговых инструментов
  • Защита персональных данных пациентов
  • Бесплатная служба поддержки

Цифровизация социальной сферы происходит в разы медленнее, чем финансовой: прогрессивность онлайн-услуг медицины или государственного образования не сравнится с дистанционными возможностями условной налоговой службы или даже пенсионного фонда. Большинство клиник в России всё ещё не готовы предоставить своим пациентам онлайн-запись. Для пациентов это означает, что еще какое-то время придется ставить себе напоминание позвонить в клинику, чтобы записаться к врачу, расписание которого на следующую неделю пока не составлено, потому что оно (расписание) у него в блокноте, а врач на приёме. А для экосистемы ПроДокторов и МедЛок означает, что зона роста просто огромная.

23
26 комментариев

Интересная статья, спасибо!

1
Ответить

Спасибо! 

Ответить

Все упирается, к сожалению, что записываешься через ваш сайт, приходишь в поликлинику... а записи не видят. И вообще нужно записываться по телефону.
И не важно, что колл-центр не работает, дозвониться не реально. Это никого не беспокоит.

Ответить

Спасибо, что сообщили о проблеме. Записи в поликлиники на ПроДокторов нет. В системе ОМС выгодно чтобы пациент был приписан, но на прием не ходил. 

1
Ответить

В Москве в поликлинику можно записаться круглосуточно, включая стоматологию (только что пользовался).
Но и там есть нюансы, которые нужно знать и учитывать:
- к зубному врачу записи нет;
- к стоматологу-терапевту - ЕСТЬ)))

1
Ответить

Мы находимся где-то посредине между аптекой и врачами, и хотим попасть в ваш сервис, с полезностью/выгодой для всех трех сторон: пациента, вашего сервиса (оплата комиссии) и для нас.
То есть, если пациенту необходимо бальнеологическое лечение и он хочет/может/предпочитает получить его на дому, он может заказать доставку на дом рекомендованных ему бальнеологических средств.
И конечно, дополнительные рекомендации/консультации/ по применению он может получить прямо у нас.

Ответить

Честно говоря, вы сильно ближе к аптеке. Поэтому искать маркетфит вам логично именно там. Понимаю трудность вашей ситуации: такого рынка в стране нет.

1
Ответить