Лингвистическая экспертиза: кто и как делает, главные вопросы
Предметом судебной лингвистической экспертизы являются имеющие значение для правосудия фактические данные (обстоятельства) об особенностях речи/текста, которые устанавливаются путем исследования устной и письменной речи (продуктов речевой деятельности) с помощью применения специальных лингвистических знаний.
Основные задачи, решаемые в рамках лингвистической экспертизы
- выявление смыслов, содержащихся в тексте;
- установление объема и содержания понятия, выражаемого словом, словосочетанием;
- установление значения слова, словосочетания;
- установление степени адекватности передачи в одном тексте смысла другого текста;
- установление смыслового содержания устной и письменной речи (разговора, текста);
- выявление негативной информации о лице (его деятельности, личных, деловых и моральных качествах; отрицательной оценки лица);
- установление формы выражения негативной информации (утверждение о факте, событии или оценочное суждение, мнение);
- установление речевых средств выражения негативной информации (обсценная (матерная), бранная и иная лексика);
- установление типов «экстремистских» значений (призывы (побуждение) к тем или иным действиям, в том числе террористическим; оправдание определенных действий и взглядов, в том числе терроризма; обвинение в определенных действиях и взглядах; угрозы применения насилия в отношении определенных лиц; унижение человеческого достоинства по определенным признака; возбуждение вражды (ненависти, розни) и других;
- установление в речи/ тексте угрозы совершения каких-либо действий, в том числе насильственных;
- установление в речи/ тексте побуждения к каким-либо действиям, в том числе к передаче/получению денежных средств;
- установление сходств и различий по содержанию и форме текстов;
- установление характеристик наименований/ фирменных наименований;
- установление тождества или сходства до степени смешения фирменных наименований (логотипов, товарных знаков, искусственно образованных, фантазийных слов, лозунгов и слоганов).
Объекты лингвистической экспертизы
В ходе проведения лингвистической экспертизы исследуются следующие объекты:
- письменные тексты (статьи, книги, жалобы, надписи, объяснения и протоколы, записки, предсмертные записки, договоры, расписки, заявления, обращения и др.);
- устные (звучащие) тексты: монологические и диалогические, которые представляют собой фиксацию реальной коммуникации (видеоматериал, аудиозаписи разговоров, видеообращения, интервью, радиопередачи и др.);
- креолизованные тексты (тексты, состоящие из вербальных (языковой /речевой) и невербальных компонентов): плакаты, карикатуры, демотиваторы, реклама, видеоролики, кино- и видеофильмы, видеозаписи митингов, шествий, эмблемы, товарные знаки и др.);
- тексты электронной коммуникации (переписка в социальных сетях – чаты, блоги, форумы, комментарии, посты, общение по скайпу, электронные письма, SMS, видеоконференции и др.).
Применение лингвистических экспертиз в судопроизводстве
Судебная лингвистическая экспертиза назначается и проводится по уголовным, гражданским, арбитражным делам, а также по делам об административных правонарушениях, среди которых можно назвать:
- дела о защите чести, достоинства и деловой репутации, клевете и оскорблении;
- дела антикоррупционной направленности (дела о взятках, вымогательстве, угрозе, незаконном обороте наркотиков и подобных) и подобных с целью выявления в устной и письменной речи признаков угрозы, вымогательства, шантажа, подготовленности / неподготовленности речи и пр.);
- дела, связанные с преступлениями сексуального характера;
- дела о пропаганде наркотиков, насилия и пр.;
- дела о разжигании межнациональной и религиозной вражды,
- дела, связанные с противодействием экстремизму и терроризму,
- дела о защите авторских прав;
- дела, требующие установления степени совпадения наименований (фирменных названий, товарных знаков);
- делам, связанные с нарушением законодательства о рекламе и другие.
При исследовании речи могут быть решены и нетиповые экспертные задачи, которые могут иметь значение для дела (например, задача, связанная с установлением исходя из содержания высказывания адресации сообщения, вещной обстановки и т.п.). В этом случае для формулировки вопросов по лингвистической экспертизе необходимо проведение предварительной консультации с экспертом.
Основные виды речеведческих анализов, осуществляемых экспертами-лингвистами
- фонетический и фонематический;
- графический;
- словообразовательный;
- морфологический;
- лексико-семантический;
- семантико-синтаксический (контекстный);
- лингвостилистический;
- логико-грамматический;
-- аудитивный;
- количественный и качественный контент-анализ
Вопросы к эксперту-лингвисту (типовые)
- В ходе лингвистической экспертизы можно получить ответы на следующие вопросы:
- Каково истинное значение и происхождение используемых в тексте слов, фраз, предложений и словосочетаний?
- Обнаруживается ли двоякий смысл в словах, фразах, предложениях, словосочетаниях, языковых знаках и текстовых фрагментах текста?
- Кто является истинным автором данного текста, уникален ли данный текст?
- Каково толкование спорных слов и предложений договоров, коммерческих предложений, меморандумов, соглашений?
- Является ли уникальным и соответствующим положениям авторского права товарный знак, слоган, девиз, подвергаемый лингвистической экспертизе?
- Обнаруживаются ли в тексте дословные совпадения, нарушающие авторское право?
- Нарушается ли авторское право в исследуемых страницах и сайтах Интернета?
Вопросы к эксперту-лингвисту по делам, связанным с защитой чести, достоинства и деловой репутации
- Содержит ли статья под названием «……», опубликованная в газете «…..», №__ от «__» _______ 200_г. негативные сведения о деятельности г-на _______., его личных деловых и моральных качествах?
- Если содержится, то в каких конкретно выражениях содержится негативная информация?
- Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о г-не ___, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
- Если в представленном материале содержится негативная информация о г-не _________, то воспринимается ли эта информация как умаляющая деловую репутацию указанных лиц, чернящая доброе имя, задевающая честь и достоинство г-на ______?
- Имеются ли в статье сведения, выраженные в форме утверждений о фактах, событиях нарушения гр-ном _______ действующего законодательства, моральных норм и принципов, которые могут быть проверены на соответствие действительности?
- Имеются ли в статье оценочные суждения, мнения, относящиеся к гр-ну _______?
- Если имеются, то в каких конкретно высказываниях они содержатся?
Вопросы к эксперту-лингвисту по делам, связанным с электронными СМИ
- Имеются ли в передаче «____», эфир _____., на телеканале _______, высказывания ведущего (тележурналиста) _______ о действиях, негативно характеризующих профессиональную, деловую и общественную деятельность _______________? Если имеются, то в какой форме они выражены – утверждения, мнения, предположения?
- Является ли телепередача «_______», эфир ________ на телеканале ______ продуктом самостоятельного интеллектуального творчества тележурналиста и ведущего телепередачи «________»?
Вопросы к эксперту-лингвисту по делам, сопряженным с нарушением авторских прав
- Каков жанр, вид и характер произведения А. «__________»?
- Каков жанр, вид и характер произведения Б. «__________»?
- Является ли оригинальной форма изложения фрагментов произведения А. «_______», указанные в исковом заявлении?
- Имеются ли в произведении Б. «__________» текстуальные совпадения с произведением А. «___________?
- Подвергалось ли переработке произведение А. «____________» в тех фрагментах произведения Б. «_________», которые указаны в исковом заявлении?
- Является ли произведение Б. «________результатом переработки произведения А. «________», если да, то в каком объеме?
- Можно ли произведение Б. «____» считать производным произведением от произведения А. «______»?
Вопросы к эксперту-лингвисту по делам о сходстве товарных знаков
- Обладают ли сходством художественно-графические решения сравниваемых товарных знаков № _______ и №_________? Являются ли сходными до степени смешения комбинированный товарный знак № _______ и товарный знак _______? Какие слова в русском языке и основных литературных языках мира относятся к индивидуальным, уникальным словам?
- Является ли название «_______» индивидуальным, уникальным, то есть оригинальным, неповторяющимся?
- Имеет ли принципиальное значение для идентификации комбинированного товарного знака со словесным элементом «________» написание данного слова заглавными или строчными буквами?
- Сходны ли между собой словесные элементы названных товарных знаков, имея в виду фонетическое, смысловое, графическое сходство?
- Какие слова входят в состав словесного обозначения, входящего в структуру комбинированного товарного знака, состоящего из двух компонентов (графического и словесного)?
- Имеются ли в составе словесного компонента рассматриваемого комбинированного знака слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами, характерными для какой-либо конкретной отрасли производства или области науки и техники?
- Доминирует ли в рассматриваемом комбинированном товарном знаке вербальный компонент (словесное обозначение) или графический?
Вопросы к эксперту-лингвисту по делам, связанным с предвыборной агитацией
- Имеются ли в словах ________ в тексте листовки _______обещания автора материала передачи избирателям денежных средств и других материальных благ по итогам голосования.
- Имеется в тексте информация, направленная на возбуждение национальной ненависти и вражды, унижение национального достоинства _______ и _________, а также иные признаки экстремистской деятельности.
Материал подготовлен сотрудниками
Звоните и наши специалисты помогут вам разобраться и принять правильное решение, наш тел. 8 (800) 500-76-44, больше информации на сайте: