Что? Где? Digital!

Ораторские тренинги в VR и общий глоссарий для коммуникации между заказчиками и агентствами — а что ещё готовят для нас цифровые технологии будущего?

Или о том, как прошла секция АКОС “Что? Где? Digital!”, какое мнение у специалистов относительно развития digital-технологий для PR и как в АКОС систематизировали digital-направление.

Что? Где? Digital!

9 сентября в рамках международного коммуникационного форума Baltic Weekend 2021 состоялась секция “Что? Где? Digital!”, организованная Рабочей группой АКОС по Digital Communications.

Модераторами секции выступили:

  • Айта Лузгина, проектный директор Интериум
  • Яков Миневич, партнер Р.И.М.

Спикеры:

Зачем нужен Глоссарий

Говорить о стандартах и едином языке для подрядчиков и заказчиков необходимо, без внятного взаимопонимания невозможно нормально обсуждать ни юридические, ни содержательные вопросы.

Мир усложняется, ускоряется и становится все более прозрачным. Рано или поздно наступает момент, когда неструктурированность начинает мешать развиваться всем.

Важно продолжать работу над структуризацией digital-отрасли и на более высоком уровне, принимая участие и внося свой вклад в развитие коммуникационной индустрии России.

Валерий Сидоренко, генеральный директор агентства Интериум, руководитель Рабочей группы АКОС по Digital Communications.

Дмитрий Фролов, президент ARDA, управляющий партнер Webolution, рассказал о том, что часто заказчики и подрядчики говорят на разных языках. Случается, что заказчик не может грамотно сформулировать техническое задание. Здесь, например, агентствам, нужно задавать много уточняющих вопросов, и все равно есть шанс не прийти к пониманию. Бывает и наоборот — техническое задание настолько сложное, что подрядчику требуются дни и недели, чтобы в нем просто разобраться.

Эту проблему частично можно решить методами упрощения и визуализации. Например, сделать визуальный прототип для разработки сайта. Но здесь может появиться ошибка человеческого фактора: люди склонны искать аналогию в сознании и упрощать еще сильнее. На выходе получается совсем не тот продукт, который хотел заказчик.

Чтобы решить эту проблему, важно разговаривать на одном языке, иметь одинаковое понимание терминов. Для этого и существует Глоссарий, собранный АКОС — словарь ключевых терминов Digital-отрасли для описания понятий и инструментов цифровых коммуникаций, социальных сетей, креатива и аналитики.

Стандарты оказания услуг у digital-агентств раскладываются на три блока.

1. Блок непосредственно для агентств — бизнес-процесс, как именно оказывать услугу.

2. Блок для специалистов — каждый специалист имеет свое понимание терминологии, нужно свести все к общему пониманию

3. Блок для клиентов — чтобы клиенты понимали, что именно и в какой форме они хотят.

Глоссарий хорошо помогает в работе со всеми тремя блоками. Но что нужно сделать, чтобы это не было формальностью? Чтобы на языке одной терминологии, действительно разговаривали? Как транслировать его обществу?

Просвещать следует новых, юных специалистов. Глоссарий нужно внедрять в ВУЗы, в образовательные онлайн-площадки и сразу транслировать стандарты.

Метавселенные и VR-технологий для PR

Ольга Павликова, генеральный директор TrendFox, говорит о том, что глоссарию еще требуются дополнения. Сейчас разрабатывается концепт метавселенной, своеобразной виртуальной реальности, с оцифровкой различных игр, шоу и так далее. Погружение в метавселенную будет производиться с помощью очков дополненной реальности, этим сейчас, занимается, например, Майкрософт.

И вопрос — как PR, как digital-PR будет вписываться в метавселенные?

Сначала туда начнут выходить СМИ, бренды. Уже сейчас нужно искать художников, способных создавать виртуальные аватары, разработчиков, звукорежиссеров, геймдизайнеров. И всем этим нужно дополнить глоссарий.

Digital в работе иностранных коллег

Елена Грозная, старший партнер агентства iMars, рассказала о видении проблемы в глазах иностранных партнеров. Digital — инструмент донесения, который используется и в пиаре, и в маркетинге. Важен вопрос взаимодействия PR и маркетинга, с точки зрения постановки задач в проектах.

В Китае информационный контент и продажи слиты воедино. Основной канал формирования отношения к продукту с моментальными продажами — медиа-платформы. Инструмент этих продаж — инфлюенсеры, обычные пользователи со своей аудиторией. Китайские пиарщики изучают дальнейшее развитие медиа-платформ и выращивают своих собственных потребителей медиа-мнений.

Также Елена рассказала коллегам о некоторых европейских digital-разработках:

1. Платформа на основе алгоритма ИИ, предназначенная для работы с большим объемом данных. ИИ изучает изменение отношения к продукту, выводит индекс репутации и прогнозирует изменения отношения клиента в ответ на то или иное потенциальное событие. Эта технология продается корпоративным клиентам, считается, что она окупится и приведет к дальнейшему развитию.

2. VR-тренинг по ораторскому искусству, который используется для любого вида продаж. Обычный коуч заменяется ИИ, что очень комфортно для обучающегося, человек не стесняется, ведет себя свободною Такой тренинг не ограничен ни местом, ни временем, ни количеством участников.

3. Аналогично работает онлайн-симулятор кризисных ситуаций. Машина моделирует кризис в любой коммуникационной отрасли. СММ-щики отрабатывают этот кризис в режиме реального времени. Таким образом производится замена классических тренингов.

Необходимо показывать влияние PR на бизнес-процессы в компании. Долгое время все Digital-инструменты использовались только в маркетинге, соответственно и основные бюджеты тратились там. Адаптируя инструменты маркетинга, PR получает возможность для собственного развития, решая задачи репутации и доверия.

Digital в непосредственном решении задач для бизнеса

Реваз Юсупов, заместитель генерального директора по связям с общественностью и маркетингу ЦРПТ, поделился главным тезисом: коммуникации не существуют рядом с бизнесом, они нужны только тогда, когда на 100% решают задачи бизнеса. Нет смысла разделять медиа на Digital и СМИ. Следует обратить внимание на аудитории: простые покупатели, бизнес-компании и государственные органы. Коммуникация в Digital — это самый простой и короткий путь до человека, до целевой аудитории. Как сделать эти коммуникации эффективнее — использовать скорость и креатив. Не следует разделять Digital и оффлайн-коммуникацию, это всего лишь разные инструменты для достижения одной цели.

Анна Мянник, директор по коммуникациям Учи.ру, говорит, что ее команда работает над формированием репутации, доверия и лояльности аудитории.

Нельзя отделять коммуникационные стратегии от бизнеса, они неразрывно связаны. Нужно проводить опросы, собирать качественную и количественную информацию, заниматься изучением конкурентов. Эти показатели должны быть введены в коммуникационную работу.

Вот здесь и приходит время глоссария. На одном языке должны говорить непосредственно коммуникатор, акционер и CEO компании. Все стейкхолдеры должны считать коммуникацию измеримым и стратегически важным инструментом.

Ярослав Федосеев, создатель телеграмм-канала “Хуже Геббельса”, независимый PR-консультант, напомнил всем о теории диффузии инноваций, которая объясняет: как, почему и с какой скоростью новые технологии и изобретения развиваются и распространяются в разных общественных массах.

Преимущество Глоссария заключается в том, что в нем уже собраны термины и выражения, которые используются прямо сейчас, есть в народе. Задача пиарщиков — направить и подтолкнуть к истине всех остальных пользователей.

Лилия Глазова, председатель АКОС, генеральный директор PR News, рассказала коллегам о PESO - модели - комплексном подходе к разработке и анализу коммуникационной digital-стратегии компании. Суть данного подхода заключается в разделении каналов распространения информации на paid или оплаченные (реклама, спонсорство, платные посты в социальных сетях), earned или заработанные (media relations, взаимодействия с блогерами, инфлюенсерами, коллаборации), shared или социальные (органические сообщения в социальных сетях) и owned или собственные (собственный сайт, блог, официальные страницы бренда в социальных сетях, пресс-релизы), а также в продвижении по этим каналам исходя из целевой аудитории.

Digital-отрасли еще есть куда расти и формироваться. Не стоит забывать о комплексном подходе и использовать digital-аналитику совместно с классическими коммуникационными инструментами, чтобы получить по-настоящему качественный результат.

Глоссарий одинаково нужен всем участникам отрасли. Круглый стол показал, что все за, осталось пройти все этапы по его внедрению в рынок, и это наша дальнейшая работа. Глоссарий — это живой организм, который будет дополняться, развиваться и расти вместе с индустрией. А сегодня мы сделали первый и очень важный шаг, чтобы понять и укротить этот дикий, дикий digital!

Айта Лузгина, проектный директор Интериум

Глоссарий Digital-коммуникаций доступен по ссылке

22
Начать дискуссию