Цифровизация и строительство: драйвер для экономики

Градостроительство является одной из важнейших сфер жизни человеческого общества, в рамках которой формируется материально-пространственная среда обитания человека. Люди стремятся жить в удобных домах, перемещаться по просторным и хорошим дорогам, проводить досуг в чистых и больших зеленых зонах и проч. В современную экономически детерминированную эпоху, когда "прогресс превращается в "ловушку прогресса" (П. Козловски), эта потребность еще больше усиливается, поскольку качество проживания человека становится благом, за которое многие готовы платить.

Цифровизация и строительство: драйвер для экономики

В то же время градостроительство является одним из крупнейших секторов реальной экономики, в котором, по данным Росстата, занято более 7% населения страны и который концентрирует огромные материальные ресурсы в виде зданий и сооружений, историко-культурных ценностей, обустроенных транспортной и инженерно-технической инфраструктурой, а также информационными системами соответствующих земельных участков

В итоге, сегодня информатизация и цифровизация стали приоритетными направлениями совершенствования строительной отрасли. Переход строительства в новую, цифровую формацию является закономерным процессом развития цифровой экономики в целом. В проектировании и строительстве применяются технологии, не просто улучшающие качественное состояние материального объекта и процесс его возведения, а создающие дополнительные формы отображения информации об объекте, которые позволяют влиять на динамику соответствующего процесса и более эффективно контролировать его.

Вместе с тем в настоящее время цифровизация строительной отрасли сталкивается с рядом проблем, к которым относятся:

— отсутствие единого плана ("дорожной карты") в масштабах всей страны по переводу взаимодействия участников отношений в сфере градостроительной деятельности в цифровой вид. Такой перевод реализуется разрозненно в рамках отдельных ведомственных планов, планов отдельных субъектов РФ, планов развития отдельных информационных систем;

— предоставление выбора участникам градостроительных отношений между электронной и бумажной формой осуществления процедур и отсутствие стимулирования перехода к электронной форме взаимодействия и тем более к цифровой (с использованием информационной модели);

— отсутствие единообразного регулирования на уровне субъектов РФ правил осуществления административных процедур (федеральное регулирование зачастую дополняется региональным и местным регулированием);

В целях обеспечения непрерывности данных на всех этапах градостроительной деятельности — от территориального планирования до этапа эксплуатации, а далее сноса объектов капитального строительства — необходимо обеспечить объединение данных в отношении объектов капитального строительства в системы цифровых массивов данных и информационных ресурсов градостроительной информации, обеспечивающих хранение сведений об объектах капстроительства в электронной форме.

Также необходимо осуществить перевод взаимодействия субъектов правоотношений в сфере градостроительной деятельности в цифровой вид с применением электронной подписи и осуществлением обмена данными посредством информационных ресурсов таких субъектов.

Нужно создать законодательные условия:

— для определения технических требований использования технологий машинного зрения, робототехники и сенсорики в градостроительной сфере;

— разработки системы хранения сведений об эксплуатации зданий и сооружений в едином информационном ресурсе;

— включения в состав исполнительной и эксплуатационной документации сведений об авариях и несчастных случаях при осуществлении строительства и эксплуатации;

— внедрения технологий Интернета вещей при строительстве и последующей эксплуатации объектов капитального строительства для целей автоматического контроля параметров зданий и сооружений, а также идентификации их элементов;

— перевода в машиночитаемый формат документов, выдаваемых по результатам осуществления градостроительных процедур;

— определения общих (единых) правил хранения сведений и документов градостроительной сферы в электронной форме и их предоставления;

— определения видов обобщенных данных на всех стадиях жизненного цикла, сбор которых из информационных систем необходим для реализации государственной политики в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, а также в деятельности участников градостроительных отношений.

Помимо этого, создание цифровой среды в строительной отрасли невозможно без разработки общедоступных поисково-справочных платформ по всем основным направлениям градостроительной деятельности, системы автоматизированного сбора и обработки в режиме реального времени достоверной цифровой статистики, отражающей состояние основных показателей состояния строительного рынка. Реализация указанных предложений потребует комплексных изменений в законодательстве Российской Федерации, в том числе в Градостроительном кодексе РФ.

На сегодняшний день, в строительной сфере могут быть выделены следующие направления цифровизации:

— переход на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере строительства в электронной форме;

— внедрение информационного моделирования в проектировании и строительстве;

— расширение использования государственных и муниципальных информационных систем, оптимизация межведомственного взаимодействия при осуществлении градостроительной деятельности.

Вместе с тем даже перевод всех государственных и муниципальных услуг в сфере строительства в электронный формат не решит задачу цифровизации строительной отрасли. Для повышения эффективности государственного и муниципального управления в строительной отрасли необходимо внедрять принципиально новые подходы к использованию цифровых технологий.

Важно обеспечить использование массивов цифровых данных на всех этапах строительства: от проведения инженерных изысканий до ввода объекта в эксплуатацию, — а также совмещение сведений о строительстве объектов капитального строительства с градостроительной документацией (документами территориального планирования, градостроительного зонирования, проектами планировки территории, градостроительными планами земельных участков).

Для решения данной чрезвычайно амбициозной задачи может быть задействован механизм, установленный Федеральным законом "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Так, еще в 2021 году на федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект Программы экспериментального правового режима в субъекте Российской Федерации городе федерального значения Москве в сфере цифровых инноваций по направлению предоставления государственных услуг в строительстве.

Документом была предусмотрена апробация и внедрение новой цифровой технологии — Цифровой платформы взаимодействия участников строительства (ЦПВ), обеспечивающей предоставление комплексных услуг в строительстве, среди которых, в частности:

— получение исходных данных для проектирования;

— получение ордера на проведение земляных работ в целях производства инженерно-геологических изысканий;

— согласование градостроительных и проектных решений;

— получение разрешения на строительство;

— государственный контроль за строительством;

— получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

— завершение строительства.

Как предполагается, цифровая платформа взаимодействия позволит осуществить:

1) внедрение принципиально нового подхода к управлению строительными проектами, основанному на предоставлении комплексных услуг в строительстве;

2) реализацию сквозных бизнес-процессов в рамках предоставления государственных и иных необходимых услуг в строительстве;

3) переход от межведомственных взаимодействий типа "запрос - ответ" к согласованиям между субъектами экспериментального правового режима в рамках единой информационной среды;

4) алгоритмизацию как внутренних процессов взаимодействия субъектов экспериментального правового режима, так и их взаимодействия с внешним заявителем через единый центр;

5) формирование и использование:

— цифрового паспорта объекта капитального строительства, содержащего полную и достоверную информацию о нем, о строительных проектах и территориях, в том числе их информационные модели;

— цифрового профиля участника строительства, позволяющего сформировать актуальный профиль организации со всеми дочерними предприятиями, доверенными лицами и перечнем сотрудников, имеющих персонализированный доступ к отдельным функциям и возможностям цифровой площадки;

— единого хранилища градостроительных документов в цифровом формате.

Одним из перспективных направлений цифровизации сферы проектирования и строительства является использование BIM-технологий, которые получили широкое распространение в развитых зарубежных странах. Наиболее проработанную систему стандартов в области информационного моделирования строительства имеет Великобритания. В большинстве стран - участниц ЕС, в США и Китае действует собственная база стандартов по информационному моделированию.

Комплексное и частичное воплощение информационного моделирования показало свою эффективность при строительстве крупнейших архитектурных объектов (концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, небоскреб One Island East в Гонконге, олимпийские объекты в Пекине и др.). С помощью BIM был построен Дворец художественной гимнастики в Лужниках. Тем не менее, восприятие BIM-технологий в России сегодня продвигается медленно, и, по утверждению специалистов, это во многом связывается как с экономическими аспектами применения соответствующих технологий, так и с кадровой проблемой и недостаточным уровнем профессиональной подготовки [см.: Шеина С.Г., Петров К.С., Федоров А.А. Исследование этапов развития BIM-технологий в мировой практике и России // Строительство и техногенная безопасность. 2019. N 14 (66). С. 11].

До 2019 года в Российской Федерации использование BIM-технологий происходило вне правового поля, в инициативном порядке отдельными компаниями. Федеральным законом от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ впервые было установлено понятие информационной модели объекта капитального строительства (информационной модели), под которой понимается совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства (п. 10.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

В гражданско-правовом аспекте информационную модель можно охарактеризовать следующими признаками:

1) информационная составляющая: создание новых коммерчески ценных сведений, идентифицирующих будущий (существующий) объект гражданских прав (объект недвижимости) и относящихся к процессу его создания (изменения и т.д.);

2) определенность и дискретность содержания: информационная модель содержит цифровую проекцию объекта строительства или его частей со всеми физическими, техническими, функциональными характеристиками на всем его жизненном цикле (от замысла до вывода из эксплуатации);

3) существование в электронной форме;

4) ограниченность доступа: к информационной модели имеет доступ ограниченный круг лиц (от разработчиков до пользователей);

5) наличие в содержании сведений охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (ноу-хау, объекты авторских, патентных прав, программы и приложения для ЭВМ, базы данных и т.д.);

6) динамический характер: цифровая модель постоянно меняется, трансформируется, наполняется новым содержанием, отражая последовательные и параллельные процессы реальных действий по проектированию и строительству. Наиболее значимые изменения информации об объекте капитального строительства происходят в момент завершения строительства и ввода в эксплуатацию. Проектная модель (PIM) преобразуется в эксплуатационную модель (AIM).

Информационную модель можно охарактеризовать как особый многокомпонентный объект гражданских прав с признаками экономической ценности в силу его уникальности, способности удовлетворять потребности, наличия субъективных прав на использование (в том числе передачу, уничтожение, преобразование и т.д.) сведений, составляющих содержание цифровой модели, системной взаимосвязи с иными объектами гражданских правоотношений [см.: Лапач В.А. Система объектов гражданских прав в законодательстве России: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 152].

С одной стороны, информационная модель сходна с результатами проектных работ, но только с разницей в форме разработки и предоставления. С другой стороны, информационная модель - более сложноорганизованный объект в специальной форме (цифровой), с длительным циклом использования и возможностью внесения изменений, включающий различные виды результатов интеллектуальной деятельности: объекты авторского права (например, уникальные архитектурные, дизайнерские решения), объекты патентного права (изобретения, полезные модели, относящиеся к методам проектирования, функционирования инженерных систем), ноу-хау, программы для ЭВМ (служащие для разработки и эксплуатации BIM), систематизированные базы данных и др.

Сложности процесса цифровизации строительной отрасли можно примерно определить следующим перечнем факторов:

— значительные инвестиции в IT-продукты должны подкрепляться расчетами их экономической эффективности и определением источника финансирования. По оценкам компаний, наиболее окупаемый этап — проектирование объекта недвижимости (согласны 58% респондентов), затем – операционный менеджмент (55%), аутсайдеры – процессы купли-продажи продажи (11%). Наибольший потенциал для цифровизации – собственно строительство, но окупаемость таких проектов строго индивидуальна. [см. Викторов М.Ю., Ларионов А.Н., Власенко В.А. Современная проблематика цифровизации строительства: актуальные направления и методический инструментарий // Информационные и телекоммуникационные технологии. 2022. № 53. С. 57-64]. Это является ограничивающим фактором для малого и среднего

бизнеса, открывая дополнительные перспективы крупным игрокам, располагающим солидным бюджетом и возможностями привлечения квалифицированного менеджмента;

— существенными факторами являются проблемы синхронизации цифровых и «аналоговых» бизнес-процессов, источником которых в том числе является низкий уровень компетенций руководства и исполнителей, неспособность перестроить корпоративную культуру, осуществить комплексную программу цифровизации на основе принципов эффективного управления;

— комплекс специфических IT – проблем: недостаточно активным является процесс использования платного лицензионного ПО (программного обеспечения); особого внимания на системной основе требует проблема информационной безопасности – обязательный спутник использования цифровых баз данных; нельзя не упомянуть геополитические риски, к которым в контексте данного материала мы относим возникшие ограничения использования некоторых программных решений зарубежных компаний; недостаточность отечественных разработок;

— в настоящее время фактически отсутствует стандартизация отраслевых требований к цифровым продуктам и проектам, без чего невозможно представить эффективное взаимодействие участников. BIM – стандарты выходят за рамки локальных нормативных актов организаций, требуют унификации понятийного аппарата, содержания разделов цифровой проектно-сметной и иной отраслевой документации;

— немаловажную роль играет человеческий фактор, т.е. недостаточная

готовность рабочих и специалистов отрасли к инновациям такого масштаба.

Значительное количество неквалифицированной рабочей силы на строительных объектах не готовы к использованию «умной» спецодежды, которая позволяет

создавать цифровых двойников в едином информационном поле, оценивать

эффективность использования рабочего времени, обеспечивать безопасность при

производстве работ. Инженеры с планшетами в руках способны оценивать информацию практически в онлайн – режиме, что послужит основой принятия

взвешенных и обоснованных управленческих решений.

Итак, мы увидели, что цифровые технологии имеют огромный потенциал применения в строительной отрасли, на предприятиях любого уровня – от малого бизнеса до сложных вертикально или горизонтально интегрированных структур. При оценке возможностей внедрения цифровизации выявлена корреляция масштабов

бизнеса и возможности развертывания цифровых технологий и оборудования,

однако решение стратегических задач без учета внедрения современных

IT – инструментов практически невозможно на любом уровне развития, требует адаптации к уровню используемых производственных ресурсов.

В этой связи каждому работнику градостроительной сферы нужно осознать,

что цифровизация – глобальный технологический тренд, который демонстрирует новые возможности и открывает новые перспективы развития. И этот тренд никак не должен и не будет зависеть от степени понимания текущей ситуации и готовности к инновациям на своих рабочих местах.

Публикация подготовлена при поддержке юристов DRC.

Цифровизация и строительство: драйвер для экономики
Начать дискуссию