Как мы сделали межгалактический хакатон: пошаговая инструкция, наша гордость и щепотка ошибок

Что это вообще такое и как выглядит?

Когда мы только начали разрабатывать структуру онлайн-магистратуры, наш академический директор Ваня Ямщиков был убежден, что в наших программах должно быть как можно больше практики. И он был прав. Но об этом позже. Сейчас мы расскажем, что такое межгалактический исследовательский хакатон, который мы проводили с 9 по 14 марта.

Скриншот приветственной страницы лендинга (посмотреть его можно <a href="https://zavtra.online/hackathon" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">здесь</a>)
Скриншот приветственной страницы лендинга (посмотреть его можно здесь)

Итак, по порядку: размышлять над хакатоном мы начали еще в ноябре, а к активной разработке приступили примерно 9 февраля, когда до старта оставался месяц. Мы понимали, что этот интенсив должен давать наборы навыков, которые сложно или невозможно получить, проходя стандартное обучение: опыт работы в команде над реальным кейсом, работа над проектом в сжатые сроки, навыки product и project менеджментах в IT-проекте и готовность представить результаты проделанной работы реальному заказчику.

Постепенно в нашем обсуждении появилась тема книги «Автостопом по галактике» — мы поняли, что можно сравнить исследовательский хакатон с историей Дугласа Адамса про поиск мудрецами ответа на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого. Так у нашего интенсива появился контекст: с помощью цитат и пасхалок мы аккуратно вплели сюжет книги в переписку со студентами, а также в сценарий открытия и закрытия хакатона.

Как мы сделали межгалактический хакатон: пошаговая инструкция, наша гордость и щепотка ошибок

Как проходил хакатон?

Мы пригласили для постановки задач 5 компаний и их представителей. Например, DVHB, АО «НИИАС» (дочернее общество ОАО «РЖД»), Intellivision и ментора Николая Толстова DS Team Lead & Merlin AI — он предложил студентам свой проект.

Для начала мы ввели участников в курс дела: рассказали им про цели, задачи и критерии оценки итогового результата. Затем студенты распределились по командам — тут мы дали им полную свободу действий, участники сами решали, по какому принципу и кого пригласить в свою команду. 9 марта мы провели открытие межгалактического хакатона в Zoom: компании-заказчики презентовали свои кейсы и провели консультации для студентов. Участники собрали всю необходимую им информацию и приступили к решению задач.

«Студентам было необходимо решить какой-то кейс методом анализа данных, при этом привнеся в него исследовательский вклад. Мы дали участникам 2 трека на выбор: в первом нужно было решить реальный кейс от индустриального партнера. А во втором студенты могли написать мотивационное эссе и работать над своей собственной задачей. Все выбрали первый трек, распределились по задачам и решали их в течение всего четырех дней – очень интенсивная работа».

Денис Протопопов, Методист Zavtra.Online
Как мы сделали межгалактический хакатон: пошаговая инструкция, наша гордость и щепотка ошибок

Чтобы мотивация не испарялась, а в голове крепко держалась цель, мы разбили задачи на пять чекпоинтов, распределив их по дням. За преодоление каждой такой точки и своевременное выполнение задач команды получали баллы, которые учитывались при оценивании в полуфинале.

Кто всем этим занимался и какими были этапы работы?

Чтобы собрать исследовательский хакатон, мы задействовали 10 человек из нашей команды Zavtra.online и 12 менторов из компаний-партнеров. Наш руководитель команды сопровождения Елена Цепляева разбила процесс на несколько этапов. Опираясь на них, шаг за шагом, мы выстроили цепочку взаимосвязей, из которых и получился наш интенсив:

  • Определить цель
  • Задать общие рамки (содержание и сроки)
  • Задать уровень вовлеченности, к которому стремимся
  • Прописать правила для участников
  • Определить чекпоинты информирования
  • Определить содержание информирования
  • Найти партнеров
  • Подготовить техническую базу (slack, miro, zoom)
  • Стартовать информирование студентов и формирование команд
  • Стартовать Хакатон

Очень важно было найти хороших заинтересованных партнеров. Их искали наши менеджер по развитию бизнеса и партнерских связей Яна Труфанова и продюсер Настя Савченко.

«У большинства компаний есть ряд задач, на которые не хватает рук, сил, времени, свежего взгляда. Я как раз искала такие проекты. С кем-то мы давно дружим, и я точно знала, что им хотелось бы найти хороших дата-сайентистов, кому-то писала «в холодную» — сначала составляла список тех, кому потенциально могли бы понадобиться будущие профессионалы в области дата-сайенс. Потом связывалась с ними в Facebook или в Telegram, предлагала сотрудничество, объясняла, что наша магистратура заточена не на получение маленького объема знаний, а на глубокое освоение профессии — мы академически готовим специалистов. Так к нам и подключились наши партнеры».

Анастасия Савченко,

Продюсер курсов Zavtra.Online

Как мы сделали межгалактический хакатон: пошаговая инструкция, наша гордость и щепотка ошибок

Разработать концепцию, пригласить партнеров и организовать техническую часть недостаточно — все это обрушилось бы, если бы нам не удалось заинтересовать студентов так, чтобы они довели задачи до конца и остались довольны своими результатами. Помимо чек-поинтов, о которых мы рассказывали выше, помогло сотрудничество с самими участниками, вовлечение их в процесс как главных героев межгалактического путешествия.

«Лучше всего поддерживают мотивацию определенность и максимальная прозрачность, наличие примеров конечного результата и осознание участниками хакатона ограниченности временного ресурса. Мне кажется, что очень положительно повлияла на мотивацию возможность получения консультаций от практикующих дата-сайентистов из компаний, которые предоставили нам кейсы».

Алексей Дворецкий, Тимлид продуктовой команды

«Мы подбадривали студентов в тяжелые моменты, шутили, объясняли, что, хоть путь и сложный, но его преодоление возможно, что даже часть результата лучше, чем ничего. Мы были рядом 24/7, оперативно реагировали на запросы участников к заказчикам».

Елена Цепляева,

Руководитель команды сопровождения в Zavtra.Online

Где мы ошиблись и чем гордимся?

Важный момент создания любого продукта: после каждого большого шага проводить общую рефлексию, выявлять недочеты и запоминать классные решения. И вот, что мы поняли:

Основная проблема, с которой мы столкнулись, была связана с распределением студентов по кейсам. Также у некоторых студентов были сложности с решением задач, но не все их авторы могли дать консультации по их решению. Поэтому установочные и промежуточные встречи и в целом вовлеченность экспертов очень важны

Денис Протопопов, Методист Zavtra.Online

Я горжусь нашей работой над всеми элементами хакатона: начиная с лендинга, который мы подготовили самостоятельно (и содержательно и визуально: вся разработка и дизайн на нас. Спасибо Насте Савченко, а также Figma и Tilda), продолжая поиском партнеров и работой над составлением задач, заканчивая настоящим шоу, которое мы смогли организовать на открытии и закрытии хакатона. Особенно, наверное, горжусь выступлением Ани Литоминой из группы Трипинадва на финале нашего хакатона. Это стало настоящей вишенкой на торте.

Алексей Дворецкий, Тимлид продуктовой команды
Как мы сделали межгалактический хакатон: пошаговая инструкция, наша гордость и щепотка ошибок

Наши студенты: кто эти люди и как они относятся к нашей работе?

В хакатоне участвовало 15 команд — 83 студента. Каждый из них пришел в онлайн-магистратуру со своим бэкграундом. Кто-то уже владел базовыми навыками, кто-то только вливался в тему работы с данными. Например, среди участников были дизайнер, СММ-менеджер, ведущий специалист по эксплуатации лифтов и подъемных механизмов, программист-разработчик, технический директор.

«Мое образование — менеджмент на предприятии, я работала в продажах более 10 лет. Решила поменять профессию: из менеджера в IT. Сейчас я все изучаю с нуля, только математику и статистику видела в первом образовании, Python первый раз увидела в первом семестре магистратуры.

На хакатоне моя команда работала с кейсом от ментора — “Предсказание победителя-бойца UFC”. При выборе команды я опиралась на способности моих будущих коллег: выбирала из тех, кто обладает хард скиллами в коде, хорошо учится и поддерживает связь в Slack — кота в мешке не хотелось. Надо сказать, что участие в хакатоне дало мне понимание реальной задачи, я увидела, как ребята кодили в риал тайме, сколько на это ушло времени, поняла что нельзя терять время и надо сразу приступать к задачам. Командная работа крайне важна, коммуникация внутри команды необходима как воздух, иначе результата не будет. Я выявила свои сильные стороны: оказалось, что у меня хорошо развит проджект менеджмент, я могу мотивировать, координировать и толкать. Но есть и слабые: привычка все оставлять на последний момент, лень. А еще поняла, что практика для меня очень важна, но мне, как новичку, нужен индивидуальный подход».

Оксана Евсеева,

Студентка Zavtra.Online и участница хакатона

«Чтобы обучение было успешно, необходимо сформировать у человека потребность в знаниях. Именно в работе над реальными задачами студент начинает понимать, какой информации ему не хватает, он задается вопросами и начинает искать ответы. Простая теория, которая традиционно преподается в наших вузах, не усваивается, пролетает мимо ушей, потому что в ней нет потребности, студенты не применяют знания и не задаются вопросами».

Николай Толстов, ментор, DS Team Lead & Merlin AI

Работа одной из команд

У студентов было пять кейсов: Формирование мультизаказов, «Анализ схем севооборота» (DVHB), «Анализ данных для формирования составов» (АО «НИИАС»), «Предсказание победителя-бойца UFC» (Николай Толстов) . Мы расскажем про один из них — задачу, которую поставила компания Intellivision — «Кластеризация изображений транспортных средств».

Командам, выбравшим этот кейс, предстояло разбить изображения на кластеры и проинтерпретировать их. Участники получили фотографии снятых с разных ракурсов различных типов транспортных средств. Для каждого такого файла командам дали готовые векторы признаков (дескрипторы), полученные с помощью разных глубоких моделей. Для всех вариантов дескрипторов нужно было применить несколько алгоритмов кластеризации и сравнить полученные результаты — по метрикам и по тому, насколько кластеры хорошо интерпретируются. Результат должен был быть представлен в виде jupyter notebook и csv файла с лучшей разбивкой на кластеры и выбросы (изображения плохого качества или картинки без транспортных средств).

Как мы сделали межгалактический хакатон: пошаговая инструкция, наша гордость и щепотка ошибок

«Чтобы решить эту задачу, для начала мы провели небольшое исследование: пробовали разные модели предобработки и кластеризации и сравнивали результаты. Потом, когда подобрали модели, собрали пайплайн и уменьшили размерность больших дескрипторов. Потом протестировали все предложенные дескрипторы».

Александр Кудрявцев, Студент Zavtra.Online и участник хакатона

Мнение компаний-авторов кейсов

Мы расспросили Андрея Потапова, R&D engineer компании Intellivision и автора кейса по кластеризации изображений транспортных средств о том, как он оценивает работу наших студентов, планирует ли приглашать кого-то на стажировку и был ли, по его мнению, хакатон полезен для участников:

Если оценивать работу участников по пятибалльной шкале, я бы поставил 4. Студенты знакомы с основными алгоритмами кластеризации. Некоторые команды допустили ошибки в использовании алгоритмов. Были и корректные решения. Возможно, мы пригласим кого-то на стажировку — мы готовы рассмотреть участников, если будет хакатон по глубокому обучению.

Прошедший хакатон, я считаю, был очень полезен. У студентов была возможность порешать реальные задачи, на реальных данных, пообщаться со специалистами из индустрии

Андрей Потапов,

R&D engineer компании Intellivision

Результаты хакатона

В Zoom непросто сохранить атмосферу межгалактического путешествия, но мы справились. Например, ведущий закрытия хакатона выглядел так:

Как мы сделали межгалактический хакатон: пошаговая инструкция, наша гордость и щепотка ошибок

По итогам хакатона в финал вышли 3 команды с задачами:

  • Кейс DVHB «Анализ схем севооборота»
  • Кейс Intellivision «Кластеризация изображений транспортных средств»
  • Кейс от ментора «Предсказание бойца-победителя UFC»

Мы уверены, что команды научились работать в условиях жесткого дефицита времени, уточнять требования у заказчика, договариваться друг с другом, планировать работу команды и распределять ответственность, убедительно представлять полученные результаты. Ну и, конечно, использовать все, что было изучено, на практике.

2727 показов
728728 открытий
1 комментарий

Горжусь!

Ответить